Презентация, доклад на тему Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе.

Содержание

«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление. Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести

Слайд 1 Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе педагог-психолог МОБУ СОШ

№11 З.Р. Шайхразиева
Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе    педагог-психолог МОБУ СОШ №11 З.Р.

Слайд 2 «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio»

- прилаживание, приспособление.

Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели.











Что такое адаптация первоклассника?

«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.   Адаптация

Слайд 3Условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе.
меняется социальная позиция

(с дошкольника на ученика)
появляются новые и сложные обязанности
смена ведущей деятельности (с игровой на учебную)
меняется социальное окружение
Условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе.меняется социальная позиция  (с дошкольника на ученика)появляются новые и

Слайд 4
Виды адаптации.

Виды адаптации.

Слайд 5Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией». Это самое

тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия, организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот

Слайд 6Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие

к оптимальным варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Физиологическая адаптация

Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые

Слайд 7 Социально - психологическая адаптация представляет

собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.

Социально-психологическая адаптация

Социально - психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии

Слайд 8
Изменение

внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Социально-психологическая адаптация

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания

Слайд 9 В период 6-7 лет происходят

серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Социально-психологическая адаптация

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Слайд 10 Первая группа детей адаптируется к школе в

течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За

Слайд 11 Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период

несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается:

Слайд 12 Третья группа – дети, у которых социально-психологическая

адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются

Слайд 13нарушение сна;
нарушение аппетита;
жалобы на усталость, головную боль, тошноту и

т. п.;
навязчивые движения (подергивание мышц, покашливание, обкусывание ногтей )
нарушение темпа речи (запинки).
невротические расстройства,
астенические состояния (снижение массы тела, бледность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость )
снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
снижение учебной мотивации.
снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

Наиболее типичные проявления дезадаптации:

нарушение сна; нарушение аппетита; жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.; навязчивые движения (подергивание мышц,

Слайд 14положительное отношение к школе,
адекватно воспринимает требования учителя,
легко усваивает новый

учебный материал,
прилежно выполняет задания без внешнего контроля,
проявляет самостоятельность,
имеет хороший статус в коллективе

Признаки успешной адаптации

положительное отношение к школе, адекватно воспринимает требования учителя, легко усваивает новый учебный материал, прилежно выполняет задания без

Слайд 15Надо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки

в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками

Необходимо использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятие мышечного тонуса

Как помочь ребенку?

Надо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно,

Слайд 16Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих

детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьник
Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться

Как помочь ребенку?

Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для

Слайд 17Положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том,

чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

Как помочь ребенку?

Положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а

Слайд 18Высокий:
Положительное отношение к школе.
Прилежание.
Внимательность.
Выполнение поручений учителя.
Учебный материал

усваивается легко.
Занимает благоприятное положение в классе.


Уровни адаптации:

Высокий: Положительное отношение к школе. Прилежание. Внимательность. Выполнение поручений учителя.Учебный материал усваивается легко.Занимает благоприятное положение в классе.

Слайд 19.Средний:
Посещение школы не вызывает отрицательных переживаний.
Выполнение поручений при контроле учителя.
Учебный

материал понимается при хорошем изложении учителя
Дружит со многими одноклассниками

Уровни адаптации:

.Средний:Посещение школы не вызывает отрицательных переживаний. Выполнение поручений при контроле учителя.Учебный материал понимается при хорошем изложении учителяДружит

Слайд 20Низкий:
Отрицательное отношение к школе.
Частые нарушения дисциплины, жалобы на здоровье.
Учебный материал

усваивается фрагментарно. Требуется помощь учителя.
Близких друзей нет. Знает не всех одноклассников

Уровни адаптации:

Низкий:Отрицательное отношение к школе. Частые нарушения дисциплины, жалобы на здоровье.Учебный материал усваивается фрагментарно. Требуется помощь учителя.Близких друзей

Слайд 21 Урок полноценен, если на нем будут эмоционально-смысловые разрядки:
улыбок,
уместных остроумных

шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.


Благоприятный психологический климат на уроке.

Все будет хорошо!

 Урок полноценен, если на нем будут эмоционально-смысловые разрядки: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями,

Слайд 22
Будем учиться с удовольствием!!!

Будем учиться с удовольствием!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть