Слайд 1По материалам Н.В.Бабкиной
Психолого-физиологические
особенности детей
с задержкой психического развития (ЗПР).
составитель:
педагог-психолог
Кушвид Н. И.
Слайд 2Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) самую многочисленную группу составляют
дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Слайд 3
ТЕРМиН «Задержка психического развития»
предложен Г.Е.Сухаревой
Исследуемый феномен характеризуется прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающийся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Слайд 4 ПРИЧИНЫ
ЗАДЕРЖКИ ПИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
Слайд 5Генетическая обусловленность
Патология беременности
Недоношенность
Асфиксия и травмы при родах
Заболевания инфекционного, токсического и травмирующего
Слайд 6Длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка
Неблагоприятные условия воспитания ребёнка, частые психотравмирующие ситуации в
жизни ребёнка
Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения
Социальные
Слайд 7 ФАКТОРЫ РИСКА
Наследственность
Патология беременности или родов
Хронические заболевания матери
Профессиональные вредности родителей
Алкоголизм родителей
Неполная семья
Неблагоприятный
психологический климат в семье и школе ( если касаться социальных причин)
Слайд 8
Виды ЗПР: ( ПО К.С.Лебединской)
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
СОМАТОГЕННОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Слайд 9
Виды ЗПР: ( ПО К.С.Лебединской)
Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемых у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.
Слайд 10
Виды ЗПР: ( ПО К.С.Лебединской)
Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца),детскими неврозами,астенией.
Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети - «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь.
Слайд 11
Виды ЗПР: ( ПО К.С.Лебединской)
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервнопсихической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.
Слайд 12
Виды ЗПР: ( ПО К.С.Лебединской)
Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах. Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности .
Слайд 13
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР
Снижение работоспособности
Повышенная истощаемость
Неустойчивое внимание
Своеобразное поведение
Недостаточность произвольной
памяти
Отставание в развитии мышления
Бедный словарный запас слов
Низкий навык самоконтроля
Незрелость ЭВ сферы
Ограниченный запас общих сведения и представлений
Слабая техника чтения
Трудности в счёте и решении задач по математике
Слайд 14
ОСОБЕННОСТИ мышления ДЕТЕЙ С ЗПР
Инертность, низкая продуктивность, неустойчивость мыслительной
деятельности
Нарушение процессов обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования
Трудности усвоения специальных понятий и обобщающих слов
Низкий уровень словесно-логического мышления
Слайд 15
ОСОБЕННОСТИ памяти ДЕТЕЙ С ЗПР
Низкая активность и целенаправленность, сниженные
объём, точность и прочность запоминания
Слабая помехоустойчивость
Неточность, неполный объём воспроизведения
Затруднения при воспроизведении логических выводов и обобщений
Преобладание зрительной памяти над слухоречевой
Слайд 16
ОСОБЕННОСТИ
двигательной сферы ДЕТЕЙ С ЗПР
Замедленная динамика моторного
развития
Трудности переключения, координации движения
Неловкость произвольных движений
Недостаточность ритмичности
Нет согласованности в своих движениях
Несовершенство мелкой моторики рук
Слайд 17
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения
Активизация познавательной деятельности учащихся
Повышение уровня
их умственного развития
Нормализация учебной деятельности
Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
Социально-трудовая адаптация, что является важным моментом в социализации