Презентация, доклад на тему Психолого-педагогическая диагностика детей с речевой патологией

Содержание

1 частьАктуальность психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениямиТеоретико-методологические основы психологического подхода к диагностике детей с нарушениями речиДифференциальная диагностика нарушений развитияПричины речевых нарушений у детей

Слайд 1Психолого-педагогическая диагностика детей с речевой патологией (дифференциальная диагностика)
Составила учитель-логопед
высшей категории
МОУ Детского

сада № 393
Г. Волгограда
Лаврова Жанна Владимировна
Психолого-педагогическая диагностика детей с речевой патологией (дифференциальная диагностика)Составила учитель-логопед высшей категорииМОУ Детского сада № 393Г. Волгограда Лаврова

Слайд 21 часть
Актуальность психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями
Теоретико-методологические основы психологического подхода

к диагностике детей с нарушениями речи
Дифференциальная диагностика нарушений развития
Причины речевых нарушений у детей

1 частьАктуальность психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениямиТеоретико-методологические основы психологического подхода к диагностике детей с нарушениями речиДифференциальная

Слайд 3Комплексная психолого-педагогическая диагностика
своевременное выявление детей с нарушениями развития
определение их оптимального педагогического

маршрута
обеспечение их индивидуальным сопровождением в специальном или общеобразовательном учреждении
разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции
Комплексная психолого-педагогическая диагностикасвоевременное выявление детей с нарушениями развитияопределение их оптимального педагогического маршрутаобеспечение их индивидуальным сопровождением в специальном

Слайд 4Высшие психические функции (Л.С.Выгодский)
Продукт исторического развития
Формируются в процессе усвоения социального опыта в

активной деятельности ребенка
Опосредуются речью
Тесно связаны с процессами обучения и воспитания
Физиологической основой являются функциональные системы совместно работающих зон коры головного мозга.
Высшие психические функции (Л.С.Выгодский)Продукт исторического развитияФормируются в процессе усвоения социального опыта в активной деятельности ребенкаОпосредуются речьюТесно связаны

Слайд 5Функциональная система

динамическое образование,
интегрирующее значительное число анатомических и физиологических образований,

часто расположенных в разных частях нервной системы, однако объединенных для выполнения одной задачи
Функциональная система динамическое образование, интегрирующее значительное число анатомических и физиологических образований, часто расположенных в разных частях нервной

Слайд 6Функциональные системы
Гетерохрония
(неодновременность развития)
Синхронность взаимодействия

Функциональные системыГетерохрония (неодновременность развития)Синхронность взаимодействия

Слайд 7Нарушенное развитие
Отклонения от нормативного развития психических функций
вследствие врожденной недостаточности или

приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы
Нарушенное развитиеОтклонения от нормативного развития психических функций вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного

Слайд 8Общие закономерности нормального и аномального развития
поэтапность развития
скачкообразность психического развития

наличие сензитивных периодов
взаимовлияние биологического и социального

Общие закономерности нормального и аномального развития поэтапность развития скачкообразность психического развития наличие сензитивных периодов взаимовлияние биологического и

Слайд 9Общие закономерности аномального развития
Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию

информации
Трудность словесного опосредования
Нарушение взаимодействия с окружающей средой
Изменения в развитии личности ребенка


Трудности адаптации и обучения

Наличие зоны ближайшего развития
возможность выработки новых условных связей без участия речи







Расширение потенциальных возможностей формирования психики

Общие закономерности аномального развитияСнижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информацииТрудность словесного опосредованияНарушение взаимодействия с окружающей

Слайд 10Структура дефекта (Л.С.Выгодский)
первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни
вторичные нарушения, возникающие

в ходе социального развития ребенка, его взаимодействия с окружающим миром.
Структура дефекта (Л.С.Выгодский)первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезнивторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка,

Слайд 11Категории детей с нарушениями развития:
с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие)
с нарушениями

зрения (незрячие и слабовидящие)
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
с тяжелыми нарушениями речи
с задержкой психического развития
с умственной отсталостью
с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы
с нарушениями поведения
со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения
Категории детей с нарушениями развития: с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие)с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)с нарушениями

Слайд 12Таблица дифференциальной диагностики детей с речевой патологией при различных нарушениях развития


Таблица дифференциальной диагностики детей с речевой патологией при различных нарушениях развития

Слайд 28Теоретико-методологические положения психолого-педагогической диагностики
Каждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой,

только ему свойственной
Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений
Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития
Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и его потенциальных возможностей

Теоретико-методологические положения психолого-педагогической диагностикиКаждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой, только ему свойственной Внутри каждого типа

Слайд 29Причина речевого нарушения –
воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного

фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства

Организм

Внешний
фактор

Внутренний фактор

Речевое нарушение

Причина речевого нарушения – воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют

Слайд 30Причины нарушений речи
По этиологическому признаку
Внешние (экзогенные)
Внутренние (эндогенные)
Внешние (экзогенные)

Причины нарушений речиПо этиологическому признакуВнешние (экзогенные)Внутренние (эндогенные)Внешние (экзогенные)

Слайд 31Причины нарушений речи
По месту воздействия вредоносного фактора
биологические
социально-психологические
функциональные
органические
психоневрологические
центральные
периферические

Причины нарушений речиПо месту воздействия вредоносного факторабиологическиесоциально-психологическиефункциональныеорганическиепсихоневрологическиецентральныепериферические

Слайд 32Причины нарушений речи
По влиянию вредоносного фактора
Предрасполагающие ( способствующие)

Вызывающие (производящие)

Причины нарушений речиПо влиянию вредоносного фактораПредрасполагающие ( способствующие)Вызывающие (производящие)

Слайд 33Патологические факторы, значимые для формирования речи
Перинатальная (внутриутробная) патология
Натальная (во время родов)

патология

Постнатальная (после рождения) патология

Патологические факторы, значимые для формирования речиПеринатальная (внутриутробная) патологияНатальная (во время родов) патологияПостнатальная (после рождения) патология

Слайд 34Причины нарушений речи
По времени возникновения патологической реакции
Врожденные
Приобретенные

Причины нарушений речиПо времени возникновения патологической реакцииВрожденные Приобретенные

Слайд 35Перинатальная (внутриутробная) патология
Наследственные (генные и хромосомные заболевания)
Гипоксические (внутриутробное кислородное голодание)
Травматические (внутричерепные

кровоизлияния)
Биологические (воздействия витрусов, бактерий, простейших)
Химические (лекарства, никотин, алкоголь, наркотики, экология, авитаминозы)
Радиоактивные (облучение)
Иммунологические (Rh-несовместимость)
Заболевания матери во время беременности (острые и хронические)
Курение, алкоголь
Неполноценное питание
Неудачное прерывание беременности
Социально-психологические (стрессы, депрессии, страхи)

Перинатальная (внутриутробная) патологияНаследственные (генные и хромосомные заболевания)Гипоксические (внутриутробное кислородное голодание)Травматические (внутричерепные кровоизлияния)Биологические (воздействия витрусов, бактерий, простейших)Химические (лекарства,

Слайд 36Натальная (во время родов) патология
Травматические нарушения:
Родовая травма (повреждения головного и спинного

мозга; внутричерепные кровоизлияния; парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отек мозга, ишемия тканей мозга)
Акушерско-гинекологическая патология
Асфиксические нарушения (кислородное голодание плода во время родов)
Пороки перинатального развития
Натальная (во время родов) патологияТравматические нарушения:Родовая травма (повреждения головного и спинного мозга; внутричерепные кровоизлияния; парезы рук, диафрагмы,

Слайд 37Постнатальная (после рождения) патология
Наследственные (проявившиеся в период становления речи)
Травматические (открытые и

закрытые черепно-мозговые травмы)
Биологические (нейроинфекции, вирусные инфекции)
Соматические (соматическая ослабленность, ЧПЗ, хронические заболевания)
Химические (лекарственные препараты)
Социально-психологические (условия воспитания в семье)
Постнатальная (после рождения) патологияНаследственные (проявившиеся в период становления речи)Травматические (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы)Биологические (нейроинфекции, вирусные инфекции)Соматические

Слайд 38Знание причин речевых патологий, четкое представление о структуре дефекта и поврежденных

функциях организма даст возможность специалистам подобрать необходимые психолого-педагогические методы и приемы диагностики и обучения, основанные на деятельности сохранных анализаторов, и способствующие развитию компенсационных возможностей организма, что ведет к наиболее эффективной коррекции имеющихся нарушений

Знание причин речевых патологий, четкое представление о структуре дефекта и поврежденных функциях организма даст возможность специалистам подобрать

Слайд 39Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть