Слайд 1
МБОУ "Раздорская СОШ им. А.П. Гужвина
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ
Тема: Психологическая готовность учащихся 4
класса при переходе на среднюю ступень общего образования.
Автор:
Педагог-психолог
Земскова Л.В.
май 2016 г.
Слайд 2
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов
свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Слайд 3В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к
новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был
характерен для начала обучения в первом классе :
Резкое изменение условий обучения;
Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
Слайд 4В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
они должны самостоятельно переходить
из кабинета в кабинет,
готовиться к урокам.
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
опоздания на урок,
забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
не сделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
Слайд 5Некоторые дети в силу своих психологических особенностей
не готовы к подобной
самостоятельности –
совмещать учебные и организационные стороны
школьной жизни:
они испытывают растерянность,
всё время всё путают и забывают,
не могут сосредоточиться на учёбе.
Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.
Всё это, естественно,
ведёт к
снижению успеваемости!
Слайд 6Все вышеперечисленные признаки означают, что учащиеся являются психологически неготовыми к переходу
в среднее звено школы. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу являются актуальными задачами педагогической психологии.
Слайд 7Основная цель консилиума: подготовка педагогов к деятельности, направленной на обеспечение «мягкого» перехода
учащихся из начальной школы в среднюю.
Слайд 8
В исследовании приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 20 человек.
Цель
диагностики являлось изучение психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено обучения.
Критериями изучения психологической готовности выступают:
1. Уровень тревожности школьников
2. Сформированность учебной мотивации
3. Уровень интеллектуального развития
4. Взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 9В соответствии с выделенными критериями был выбран следующий психодиагностический инструментарий:
Тест школьной
тревожности Филипса
Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено школы (авторы Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов)
Методика исследования межличностных отношений методом социометрии Дж. Морено.
Слайд 10Исследования уровня тревожности:
Слайд 11Анализ: из 20 учащихся, с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности
Филипса выяснилось, что:
У 47 % учащихся - явно выражена общая тревожность в школе;
У 11 % учащихся - явно выражено переживание социального стресса;
100% учащихся – успешно удовлетворяют свою потребность в успехе и чувствуют себя комфортно;
У 16 % учащихся - явно выражен страх самовыражения;
32 % учащихся испытывают высокую тревожность в ситуации проверки знаний и повышенный уровень – 47% учащихся;
У 21 % учащихся - явно выражен страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
У 5 % учащихся - явно выражена низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
У 42 % учащихся - явно выражены проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Вывод: Наиболее выраженной чертой является высокий уровень тревожности учащихся в ситуации проверки знаний, что может негативно сказаться на периоде адаптации к среднему звену обучения.
Слайд 12Показатели уровня школьной мотивации у учащихся 4 класса (%)
Слайд 13Показатели уровня интеллектуального развития учащихся 4 класса (%)
Уровень выше нормы в
4 классе показали 10% (2)учащихся;
Возрастная норма в интеллектуальном развитии отмечается у 20% (4) учащихся;
Близкий к норме уровень интеллектуального развития наблюдается у 30% (6) учащихся;
Низкий уровень имеют 25% (5) четвероклассников;
Очень низкий уровень имеют – 15% (3) учащихся.
Вывод: результаты изучения интеллектуального развития учащихся 4 класса показывают, что у большинства из них интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме или близко к ней (12 учащихся).
Слайд 14Результаты изучения межличностных отношений среди учащихся 4 класса
Слайд 15Три условных уровня психологической готовности учащихся:
Высокий уровень – учащиеся имеют
низкий уровень тревожности, успешно справляются со стрессовыми ситуациями, хорошую учебную мотивацию, уровень интеллектуального развития у них соответствует возрастной норме, в коллективе у них благоприятные взаимоотношения со сверстниками.
Средний уровень – учащиеся имеют повышенный уровень тревожности, не всегда могут справиться со стрессовыми ситуациями, мотивация чаще всего носит внешний характер, уровень интеллектуального развития соответствует норме или немного снижен, взаимоотношения со сверстниками нестабильные.
Низкий уровень – учащиеся имеют высокий уровень тревожности, снижена стрессоустойчивость, мотивация низкая или негативная, уровень интеллектуального развития низкий, взаимоотношения со сверстниками нестабильны, конфликтны.
Слайд 16
Показатели уровня психологической готовности к переходу в среднее звено у учащихся
4 класса (%)
Слайд 17По результатам проведенных исследований были составлены следующие рекомендации практическим работникам образовательных
учреждений:
Слайд 18Рекомендации учителям-предметникам:
учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников;
не перегружайте учеников излишними
по объему домашними заданиями,
следите за темпом урока - высокий темп мешает многим детям усваивать материал;
налаживайте эмоциональный контакт с классом, с родителями учащихся;
никогда не используйте оценку как средство наказания ученика;
учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка.
Слайд 19Рекомендации классному руководителю:
помогите сориентироваться подросткам, проведите экскурсию по школе, покажите, что
где находится.
- постоянно поддерживайте контакт с психологом школы,
- познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка;
- совместно с учителями предметниками учите детей соблюдать и соотносить требования по каждому отдельному предмету;
- организуйте досуг ребят, увеличьте совместное времяпровождение, привлекайте к этому родительский комитет.
Слайд 20Рекомендации родителям
Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах.
Выбирайте
время для общения с ребенком.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми..
Помогите ему справиться с учебными проблемами.
Знайте программу и особенности школы, где учится ребенок.
Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него.
Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.
Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер.