Слайд 1Тема:
Возрастная психология как область научного знания. Факторы, закономерности, условия, механизмы
и движущие силы психического развития.
Слайд 2Предмет возрастной психологии -изучение и представление в виде научных фактов и
теорий основных особенностей психического развития людей при их переходе из одного возраста в другой.
Слайд 3Возрастные изменения
Эволюционные - медленные, основательные количественные и качественные изменения, происходящие в
психике и поведении при переходе из одной возрастной группы в другую.
Революционные- более глубокие, происходят быстро, обычно приурочены к кризисам возрастного развития
Ситуационные связаны с влиянием конкретной социальной ситуации, происходят под влиянием организованного и неорганизованного обучения.
Слайд 4Вторая составляющая предмета возрастной психологии - сочетание психологии и поведения индивида,
обозначаемое при помощи понятия «возраст»(не количество лет, прожитых человеком, а особенности его психологии и поведения).
Третья составляющая предмета возрастной психологии -движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека.
Слайд 5ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
1 проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического
и поведенческого развития человека.
Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.
Слайд 6ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
4 проблема - сравнительное влияние на развитие эволюционных,
революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.
3 проблема- соотношение задатков и способностей.
5 проблема - соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
Слайд 7МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Методики в возрастной психологии заимствованы из общей
психологии, дифференциальной психологии, социальной психологии.
Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях, в работе с детьми. Наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану.
Слайд 8Трудности при применении метода опроса могут быть вызваны тем, что ребенок
не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.
Эксперимент - один из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Эксперимент позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры.
Слайд 9Факторы, закономерности, условия, механизмы и движущие силы психического развития.
Слайд 10В психологии теории, объясняющие возрастное психическое развитие можно объединить в два
направления:
биологизаторское
социологизаторское
Слайд 11В биологизаторском - человек существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями.
Наследственность определяет весь ход его развития.Теория рекапитуляции: эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека.
Э. Геккель в XIX в. сформулирован закон: онтогенез представляет собой сокращенное повторение филогенеза.
Слайд 12Социологизаторское направление - идеи философа XVII в. Джона Локка. Он считал,
что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabuja rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Слайд 13Оба подхода односторонни: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается
то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.
Слайд 14Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Отечественные психологи считают,
что наследуются, по крайней мере, два момента:
— темперамент
задатки способностей
Слайд 15Способности развиваются в деятельности.
Некоторые психологи считают активность третьим фактором психического
развития.
Биологический фактор:
наследственность
особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка
Слайд 16Второй фактор - среда.
Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно (традиционные
в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культура).
Непосредственно влияет на развитие социальная среда - общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения, социальное окружение.
Слайд 17Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.
Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для
них процесс психического развития — спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.
Слайд 18Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии:
высшие психические функции - продукт культурно-исторического развития.
Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.
Слайд 19Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности детского развития:
1.
Цикличность.
2. Неравномерность развития.
3. «Метаморфозы» в детском развитии.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.
Слайд 20Основные закономерности психического развития (полный курс психологии развития под редакцией А.А.
Реан).
1.
Неравномерность – непостоянство в развитии психических функций.
Гетерохронность – несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
Слайд 21П.П. Блонский и
Л.С. Выготский
выделяли
литические
и критически периоды.
Ребенок в
период кризиса
снижает темп развития
по
сравнению с
предшествующим
стабильным периодом.
2. Неустойчивость
развития
(проявляется
в кризисах
детского развития).
Слайд 223. Сенситивность развития – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним
воздействиям.
Слайд 234. Кумулятивность – результат развития предшествующей стадии включается в последующую.
Слайд 24Механизмы развития:
интериоризация
идентификация
отчуждение
конформизм
Слайд 25Кроме механизмов развития выделяют механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и
оптимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) отклонения на этом пути:
конформизм, уход, агрессия, вытеснение, сублимация, проекция, регрессия, рационализация.
Слайд 26Э.Клапаред (об игре как механизме развития): она помогает формированию различных сторон
психики.
Игры: развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные и аффективные (развивающие чувства).
Д.Мид:значение сюжетной игры - дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила при их выполнении.
Слайд 27Исследования показали, что ребенок подражает сначала взрослым, а затем сверстникам, чье
поведение привело к успеху, т.е. к достижению желанной для данного ребенка цели. Бандура доказал, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах не привело к успеху, т.е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».
Слайд 283. Фрейд (открытие идентификации) считал, что важнейшая часть структуры личности Супер-Эго
- не врожденная, она формируется в течение жизни ребенка. Механизмом ее развития является идентификация с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).
Слайд 29А. Адлер выделил четыре основных вида компенсации - неполную компенсацию, полную
компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь.
Важность этого механизма заключается в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных, факторов, но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности.