Презентация, доклад на тему Психология развития

Содержание

Предмет возрастной психологии -изучение и представление в виде научных фактов и теорий основных особенностей психического развития людей при их переходе из одного возраста в другой.

Слайд 1Тема:
Возрастная психология как область научного знания. Факторы, закономерности, условия, механизмы

и движущие силы психического развития.
Тема: Возрастная психология как область научного знания. Факторы, закономерности, условия, механизмы и движущие силы психического развития.

Слайд 2Предмет возрастной психологии -изучение и представление в виде научных фактов и

теорий основных особенностей психического развития людей при их переходе из одного возраста в другой.
Предмет возрастной психологии -изучение и представление в виде научных фактов и теорий основных особенностей психического развития людей

Слайд 3Возрастные изменения
Эволюционные - медленные, основательные количественные и качественные изменения, происходящие в

психике и поведении при переходе из одной возрастной группы в другую.

Революционные- более глубокие, происходят быстро, обычно приурочены к кризисам возрастного развития

Ситуационные связаны с влиянием конкретной социальной ситуации, происходят под влиянием организованного и неорганизованного обучения.





Возрастные измененияЭволюционные - медленные, основательные количественные и качественные изменения, происходящие в психике и поведении при переходе из

Слайд 4Вторая составляющая предмета возрастной психологии - сочетание психологии и поведения индивида,

обозначаемое при помощи понятия «возраст»(не количество лет, прожитых человеком, а особенности его психологии и поведения).
Третья составляющая предмета возрастной психологии -движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека.

Вторая составляющая предмета возрастной психологии - сочетание психологии и поведения индивида, обозначаемое при помощи понятия «возраст»(не количество

Слайд 5ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
1 проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического

и поведенческого развития человека.

Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.



ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ1 проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.Вторая проблема касается

Слайд 6ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
4 проблема - сравнительное влияние на развитие эволюционных,

революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

3 проблема- соотношение задатков и способностей.

5 проблема - соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.




ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ4 проблема - сравнительное влияние на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике

Слайд 7МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Методики в возрастной психологии заимствованы из общей

психологии, дифференциальной психологии, социальной психологии.
Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях, в работе с детьми. Наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИМетодики в возрастной психологии заимствованы из общей психологии, дифференциальной психологии, социальной психологии.Метод наблюдения

Слайд 8Трудности при применении метода опроса могут быть вызваны тем, что ребенок

не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.
Эксперимент - один из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Эксперимент позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры.
Трудности при применении метода опроса могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему

Слайд 9Факторы, закономерности, условия, механизмы и движущие силы психического развития.

Факторы, закономерности, условия, механизмы и движущие силы психического развития.

Слайд 10В психологии теории, объясняющие возрастное психическое развитие можно объединить в два

направления:

биологизаторское

социологизаторское



В психологии теории, объясняющие возрастное психическое развитие можно объединить в два направления:  биологизаторское социологизаторское

Слайд 11В биологизаторском - человек существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями.

Наследственность определяет весь ход его развития.Теория рекапитуляции: эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Э. Геккель в XIX в. сформулирован закон: онтогенез представляет собой сокращенное повторение филогенеза.
В биологизаторском - человек существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями. Наследственность определяет весь ход его развития.Теория

Слайд 12Социологизаторское направление - идеи философа XVII в. Джона Локка. Он считал,

что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabuja rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Социологизаторское направление - идеи философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с

Слайд 13Оба подхода односторонни: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается

то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.
Оба подхода односторонни: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала

Слайд 14Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Отечественные психологи считают,

что наследуются, по крайней мере, два момента:

— темперамент

задатки способностей



Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два

Слайд 15Способности развиваются в деятельности. Некоторые психологи считают активность третьим фактором психического

развития. Биологический фактор:

наследственность

особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка

Способности развиваются в деятельности.  Некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.  Биологический фактор:наследственность особенности

Слайд 16Второй фактор - среда.
Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно (традиционные

в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культура).

Непосредственно влияет на развитие социальная среда - общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения, социальное окружение.



Второй фактор - среда.Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно (традиционные в данной природной зоне виды трудовой

Слайд 17Социологизаторы отождествляют развитие и обучение. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для

них процесс психического развития — спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.
Социологизаторы отождествляют развитие и обучение. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития —

Слайд 18Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии:

высшие психические функции - продукт культурно-исторического развития. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.
Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии: высшие психические функции - продукт культурно-исторического

Слайд 19Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности детского развития: 1.

Цикличность. 2. Неравномерность развития. 3. «Метаморфозы» в детском развитии. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.
Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности детского развития:  1. Цикличность.   2. Неравномерность

Слайд 20Основные закономерности психического развития (полный курс психологии развития под редакцией А.А.

Реан). 1.

Неравномерность – непостоянство в развитии психических функций.

Гетерохронность – несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.



Основные закономерности психического развития (полный курс психологии развития под редакцией А.А. Реан). 1. Неравномерность – непостоянство в

Слайд 21П.П. Блонский и
Л.С. Выготский
выделяли
литические
и критически периоды.
Ребенок в
период кризиса
снижает темп развития
по

сравнению с
предшествующим
стабильным периодом.

2. Неустойчивость
развития
(проявляется
в кризисах
детского развития).


П.П. Блонский иЛ.С. Выготскийвыделяли литическиеи критически периоды.Ребенок впериод кризисаснижает темп развитияпо сравнению спредшествующимстабильным периодом. 2. Неустойчивость развития

Слайд 223. Сенситивность развития – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним

воздействиям.
3. Сенситивность развития – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям.

Слайд 234. Кумулятивность – результат развития предшествующей стадии включается в последующую.

4. Кумулятивность – результат развития предшествующей стадии включается в последующую.

Слайд 24Механизмы развития:
интериоризация
идентификация
отчуждение
конформизм

Механизмы развития:интериоризацияидентификация отчуждениеконформизм

Слайд 25Кроме механизмов развития выделяют механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и

оптимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) отклонения на этом пути: конформизм, уход, агрессия, вытеснение, сублимация, проекция, регрессия, рационализация.
Кроме механизмов развития выделяют механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и оптимизирующие его течение, предотвращая (по возможности)

Слайд 26Э.Клапаред (об игре как механизме развития): она помогает формированию различных сторон

психики. Игры: развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные и аффективные (развивающие чувства). Д.Мид:значение сюжетной игры - дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила при их выполнении.
Э.Клапаред (об игре как механизме развития): она помогает формированию различных сторон психики.  Игры: развивающие индивидуальные особенности

Слайд 27Исследования показали, что ребенок подражает сначала взрослым, а затем сверстникам, чье

поведение привело к успеху, т.е. к достижению желанной для данного ребенка цели. Бандура доказал, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах не привело к успеху, т.е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».
Исследования показали, что ребенок подражает сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. к

Слайд 283. Фрейд (открытие идентификации) считал, что важнейшая часть структуры личности Супер-Эго

- не врожденная, она формируется в течение жизни ребенка. Механизмом ее развития является идентификация с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).
3. Фрейд (открытие идентификации) считал, что важнейшая часть структуры личности Супер-Эго - не врожденная, она формируется в

Слайд 29А. Адлер выделил четыре основных вида компенсации - неполную компенсацию, полную

компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Важность этого механизма заключается в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных, факторов, но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности.
А. Адлер выделил четыре основных вида компенсации - неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть