Слайд 1. Психологическое здоровье детей и школьников
Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием
ребенка, беспокоясь о здоровье и гигиене его тела, мы подчас забываем о его духовном развитии. А «духовность человека – это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным.
Духовное – это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному».
Слайд 2Я. КОРЧАК – «Современное воспитание»
Не вводя в свое повествование термин «психологическое
здоровье», именно о таком здоровье беспокоился Я.Корчак, когда писал: « Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, оно последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой его духа, силой его требований и намерений. Вежлив, послушен, хорош, удобен, и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен».
Слайд 3Ценности будущего
Взрослые не часто задумываются над тем, ради каких ценностей будет
жить в будущем сегодняшний малыш, ребенок, подросток, юноша, в чем будет находить или уже находит смысл своего существования. Полезно прислушаться к Н.А.Бердяеву, который отмечал, что «высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой».
Слайд 4Общение с учениками
Многие педагоги в своей деятельности пользуются педагогическим манипулированием,
считая его наиболее эффективным способом общения со своими подопечными.
К каким последствиям приводит педагогическое манипулирование, мы все хорошо знаем.Учащиеся становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными. Иногда ученики полностью выходят из подчинения, бунтуют, становятся агрессивными.
Так как же нужно строить свои отношения, взаимодействия со своими учениками?
Слайд 5Самое главное в общении
Вкладывайте душу. Не разговаривайте с учениками отстраненно и
безразлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только ученика.
Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым школьником возникал психологический контакт. Узнавайте интересы ребят, вникайте в их проблемы.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности учеников.
Помните, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждет уважения.
Слайд 6 О чем могут сказать чувства
Что говорит учитель? Что слышит ученик?
Ты
хороший - Я хороший
Я вижу тебя - Я что-то значу
Спасибо тебе за… - Мои усилия замечены.
Я знаю о тебе что-то замечательное - Я – состоятелен
Ты мне нравишься - Кто-то заботится обо мне
Слайд 7Правила для учителя.
От вреда, приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только
учеников, но и самих учителей. При формальном общении с учениками учитель не чувствует радости, удовлетворения от собственного труда. К концу рабочего дня он чувствует изматывающую усталость: надо постоянно от учеников что-то требовать, контролировать их, оценивать, наказывать, заставлять. Что же делать?
Давайте обратимся к правилам, которые предлагает нам Карл Роджерс.
Слайд 8О дисциплине
Проблема дисциплины, пожалуй, одна из самых основных проблем школы.
От дисциплины
во многом зависит успеваемость учащихся. Каковы же мотивы плохого поведения учеников? Для одних детей хорошо, когда они в центре внимания; для других – когда они главные в любой ситуации; для третьих - когда они могут отомстить за обиду; для четвертых – когда их оставляют в покое.
Что же учителю делать в таких случаях?
Слайд 9 Правила для учителя.
1. С самого начала и на всем протяжении
учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к ним доверие.
2. Помогайте учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
3. Всегда исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4.Выступайте для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5. Выступайте в такой роли для каждого ученика.
6. Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
7. Будьте активным участником группы взаимодействия.
8. Открыто выражайте в группе (классе) свои чувства.
9. Стремитесь к достижению эмпатии, позволяющей принимать чувства и переживания каждого школьника.
10. Хорошо узнайте самого себя.
Слайд 10«Методика диагностики уровня школьной тревожности ФИЛЛИПСА».
ФАКТОРЫ:
1.Общая тревожность в школе.
2.Переживание социального стресса.
3.Фрустрация потребности в достижении успеха.
4.Страх самовыражения.
5.Страх ситуации проверки знаний.
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Слайд 11Результаты тестирования 5 «А» класса
Факторы«0» - 14 человек
До 50% -58 человек
Выше
50% - 33 человека
Выше 70% - 15человек
Средн.пооказатель по факторам в классе равен 40,5%,что соответствует допустимой норме тревожности в классе.
Завышенныепоказатели по отдельным факторам у 48 человек. чел.
Средний показатель факторов по всем учащимся равен 40,5%,что соответствует допустимой норме тревожности в классе.
Завышенные показатели по отдельным факторам у 48 человек.
Нулевой результат по отдельным факторам у 14 человек.
Слайд 12: Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление
уровня сформированости суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
Предназначена для учащихся 8-11 классов. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.
Слайд 13Cодержание субшкальных диагностических концептов
1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям,
добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.
Слайд 14Аффективность
Уникальность
2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать
на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.
3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
Слайд 15Несостоятельность
Социальный писсимизм
4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности,
некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».
5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».
Слайд 16Максимализм Временная перспектива
7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы
жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
Слайд 179. Антисуицидальный фактор.
Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор,
который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Слайд 19
Средние показатели по отдельным факторам.
Слайд 20Показатели нулевые:
8 «А» класс- фактор «А» результат «0» три человека
(Тумашов, Алиферова,
Кудрина)
8 «Б» класс- фактор «А» результат «0» один человек
(Берёзкин).
8 «В» класс- фактор «А» результат «0» два человека
(Фролова, Попов).
Средние показатели факторов выше нормы:
8 «А» класс – А-52.5, С1 -60.7, С2 – 54.2
8 «Б» класс – Д -58.2, А -68, С1 -56.6
8 «В» класс – С1 -54.1