Слайд 1Психологическое воздействие школьных стрессов и их последствия
Педагог-психолог МБОУ «Теплоключевская СОШ» Гермогенова
В.В.
Слайд 2Человек устроен так, что ему становится легче, когда он объясняет себе
причину происшедшего.
Сегодня часто объясняют физическое и психологическое неблагополучие словом «стресс».
Слайд 3стресс
Стресс – защитная реакция организма на воздействие факторов окружающего мира (ситуация
опасности, сильная эмоция, как положительная, так и отрицательная, эмоциональный конфликт).
Стресс – состояние спада, подавленности, возникающее у человека под влиянием
экстремальных воздействий
(Ганс Секлье).
Слайд 4Стадии развития стресса
Стадия тревоги или «предстартовая готовность».
Стадия сопротивления.
Стадия истощения.
Слайд 5Стадия тревоги
Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма.
Состоянии напряженности и настороженности.
Физически
и психически человек чувствует себя хорошо и даже ощущает некоторый подъем в настроении.
На этой стадии часто проходят некоторые заболевания (гастриты, язвы, аллергии).
Но к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.
Слайд 6Стадия сопротивления
(наступает при сильном стрессе или длительном его воздействии)
Размерено расходуются ресурсы организма
Развивается оптимальная энергия, человек приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам.
Состояние не плохое, но без подъёма. человек«вработался» и готов к длительным усилиям по преодолению трудностей. Но иногда чувствует накопившуюся усталость.
Слайд 7Стадия истощения
(стрессовая ситуация продолжает очень долго)
Энергия исчерпана, защиты оказываются сломанными, человек
не имеет больше возможности защищаться.
Состояние в этой стадии больше похоже на «призыв о помощи».
Помощь прийти только извне – в виде поддержки, или в виде устранения стрессора.
Слайд 8Со школьным стрессом непосредственно связана тревожность школьников, с которым можно продуктивно
работать, только хорошо представляя скрытые мотивы их поступков, поведения. Так, под влиянием страха один человек иногда старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является для него потенциальным источником угрозы. Другой же избирает формой защитного поведения агрессию по принципу «Лучшее средство защиты - нападение». 3ащита от страха может проявляться и в виде отчуждения и равнодушия по отношению к другим людям. А может использованием различных масок, с помощью которых легче приспособиться к ситуации, дистанцируясь от других. В каждом случае приемы помощи будут различаться.
Слайд 9Тревожных детей отличает низкий уровень самооценки.
Вопреки расхожему мнению у них
сравнительно высокий уровень обучаемости. В то же время, они не умеют вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, охватить своим вниманием все элементы деятельности (подобная особенность вообще характерна для тревожных людей вне зависимости от возраста). После неуспеха они склонны отказываться от решения задачи.
Слайд 10К основным школьным стрессам относятся:
Стресс оценивания (экзаменационный стресс). Сопровождает школьников на
протяжении всего обучения, но у одних напряженное состояние возникает даже в привычных ситуациях ответа у доски, выполнения заданий на уроке, у других - только в действительно напряженных и ответственных ситуациях экзамена. Неоспорима здесь и роль учителя, проявление его строгости, бескомпромиссности, личностных качеств и педагогического профессионализма. Нетребовательных учителей школьники, может быть, и больше любят, но уровень знаний по их предмету часто бывает недопустимо низок. «Строгим» удается мобилизовать учащихся, лучше подготовить их к поступлению, сдаче экзаменов, но цена таких учебных успехов может иметь оборотную сторону - ущерб для здоровья.
Слайд 11Экспектационная фрустрация - форма хронического стресса учащихся, связанная с невозможностью получения
желательной отметки или ожидаемой похвалы со стороны учителя, огорчением от неоправдавшихся ожиданий. Модель таких проявлений легко усматривается в начальных классах, когда дети тянут руки, чтобы их спросили, а потом похвалили, и огорчаются, если этого не происходит. Если же подобные проявления регулярно возникают у учащихся основной и старшей школы, то это психолого-педагогическая недоработка учителя.
Слайд 12Переутомление учащихся - также форма стресса, со всеми нежелательными последствиями для
здоровья школьников. В отличие от обычного утомления при этом состоянии требуется использование специальных методов коррекции и восстановления психофизиологического состояния - обычным отдыхом здесь не обойтись.
Стресс психологического давления. Обусловлен авторитарным стилем педагогического воздействия на учащихся. На уроке учителя с тaким стилем работы школьники неадекватно напряжены - как психологически, так и мышечно. Это ведет не только к большим затратам энергии, приближающим наступление состояния утомления, но и к нежелательным эндокринным сдвигам в организме учащихся. Такое воздействие у части учеников способствует появлению и закреплению подсознательной установки на зависимое поведение (к которому вынуждает учитель), а это впоследствии повышает риск формирования у них различных патологических зависимостей.
Слайд 13По месту возникновения к школьным стрессам относятся и разнообразные коммуникативные стрессы,
обусловленные эмоциональными конфликтами между учителями и учениками, между самими школьниками. Не все конфликты нежелательны. Если конструктивные конфликты - двигатель развития, то эмоциональные - разрушитель отношений, и грань между ними бывает не всегда очевидна. Чаще всего на рациональную основу ложатся эмоциональные напластования, коренным образом изменяя характер всего конфликта. Неумение учителя предотвратить возникновение эмоционального конфликта или перевести его в конфликт конструктивный повышает риск появления стрессов у учащихся.
Отдельного внимания заслуживает проблема психологического климата в педагогическом коллективе, влияющем на атмосферу в школе. Важно, чтобы педагоги сами умели грамотно разрешать конфликтные ситуации и могли быть примером для своих учеников.
Слайд 14 Родители могут недоумевать по поводу необычных для ребенка лживости, склонности к
воровству, стремления к разрушениям, злобности, не догадываясь, что все это следствия стресса. Родителей и педагогов должны насторожить: плохое настроение, вялость, утрата прежних интересов, изоляция от сверстников, бессонница, потеря аппетита, безосновательно низкая самооценка, ощущение вины, ненужности, разговоры о смерти, употребление алкоголя, наркотиков.
Если сравнить стресс с деревом, то корни – это причины стресса, ствол – наши реакции, крона – симптомы стресса (болезни).
Слайд 15Стресс это неотъемлемая часть живого. Жизнь без «стрессов и страстей» невозможна,
остаётся смело идти на встречу и научиться преодолевать вредные побочные
действия стресса.
Удачи вам!