Слайд 1«Психологическое сопровождение подростов «группы риска» в условиях образовательного процесса»
Практический психолог
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Кулаковская Д.Н.
Слайд 2Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое
– трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Слайд 3Самое важное в работе с учащимися «группы риска» - согласованность действий
психолога, заместителя директора по ВР, классного руководителя, учителей-предметников, специалистов социальных служб и родителей. Только в этом случае возможно достичь положительного результата, ради которого мы работаем.
Слайд 4Подросток
«группы риска»
Классный руководитель
Психолог
Зам. директора по УВР
Социальные службы
Слайд 5Классный руководитель:
на заседании Совета по профилактике правонарушений сообщает зам. Директору по
УВР о наличии в классе подростка «группы риска»
Делает запрос школьному психологу и дает первичную информацию о подростке и его семье
Составляет индивидуальный план работы с подростком
Вызов родителей в школу, посещение семьи на дому
Психолог:
Изучает жизнедеятельность подростка в школе и за ее пределами
Организует профилактическую и коррекционную работу
Совместно с классным руководителем посещает семью подростка
Слайд 6Заместитель директора по УВР:
проводит профилактические беседы с обучающимся и его
родителями
Совместно с классным руководителем и психологом принимает решение о постановке подростка на внутришкольный учет
Направляет ходатайства в социальные службы с просьбой о содействии в работе с подростком (оформлении в приют)
Социальные службы:
ставят на учет подростка (семью)
Проводят профилактическую работу с подростком (семьей)
Определяют подростка в приют
Слайд 7Задачи практического психолога
Слайд 8Выявление учащихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих
сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки.
Слайд 9Определение причин
отклоняющегося поведения
Для выявления особенностей семейного воспитания целесообразно использовать
опросник социализации для школьников «Моя семья».
Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе используются: социометрия, методика предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса, методика индекса групповой сплочённости Сишора.
Для выявления психических состояний и свойств личности применяются: методика самооценки психических состояний Г. Айзенка, методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки, методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда.
Для выявления проблем учебного характера используются: методики «Изучение отношения к учебным предметам» Г.Н. Казанцевой, «Изучения мотивации учения подростков», «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи» А.А. Реана, диагностика уровня школьной тревожности Филипса.
Слайд 12Коррекционные программы
Журнал «Вопросы психологии» № 6, 1994 год –
австралийская программа предупреждения отклоняющегося поведения (АППОП). Программа направлена на формирование у подростков ряда психогигиенических поведенческих навыков:
- эффективного общения;
- продуктивного взаимодействия с окружающими;
- преодоления стрессов;
- понимания своих и чужих чувств;
- решения проблем;
- формирование «Я-концепции»;
- формирование иерархии положительных ценностей;
- развитие самоуважения;
- личностный рост в целом.
Слайд 13 Данная программа содержит рад разнообразных психотехнических приёмов, сгруппированных в 8 разделов,
каждый из которых призван решать свои задачи:
«Я-концепция» (Упражнения «Автопортрет», «Кто я?», «Какой я?», «Мои сильные и слабые стороны» и др.)
«Самоуважение» («Положи себя под микроскоп», «Мои проблемы», Самокритика» и др.)
«Чувства» («Я тебя понимаю», «Цвета эмоций», «Рисунок музыки», «Нарисуй свой гнев» и др.)
«Коммуникация» (Интервью», «Слушаем молча», «Язык без слов» и др.)
«Отношения» («Скажи мне, кто твой друг», «Я и моя семья», «Симпатии», «Спина к спине» и др.)
«Ценности» («Мои добрые дела», «Хобби», «Мои идеалы» и др.)
«Решения» («На острове», «Жизнь заново», «»Уверенность в себе» и др.)
«Преодоление стресса» («Созерцание», «Антистрессовая релаксация», «Гармонизация с природой», «Нарисуй свой страх» и др.)
Слайд 14 Журнал «Школьный психолог» № 29, 2004 г. - программа психологического
тренинга внутригруппового взаимодействия «Профилактика девиантного поведения подростков» (авторы: Е.Гедзь, Н. Середенко – психологи центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево», г. Москва)
Данная программа состоит из 3-х блоков:
1. Профилактика зависимых состояний
2. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путём)
3. Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения
(Занятия: «Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность», «Алкоголь: мифы и реальность», «Я и моё тело», «Принятие решений», «Я и мои социальные роли», «Самооценка», «Неагрессивное настаивание на своём», «Взаимоотношения полов» и др.)
Слайд 15Посещение семьи на дому (с составлением первичного акта обследования жилищных условий)
Индивидуальные
беседы с родителями по фактам нарушения или с профилактической целью
Привлечение родителей к работе семинаров, бесед на темы воспитания
Консультации психолога, специалистов социальных центров, работников по профилактике правонарушений
Проведение тематических родительских собраний
Постановка семью на учет
Информирование социальных служб о наличии тяжелого неблагополучия в семье (с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родительских прав)
Работа с родителями
Слайд 16Беда многих людей не в том, что их семья учила плохому,
а в том, что не учила хорошему. В.А. Сухомлинский