Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Психологический климат в педагогическом коллективе как условие развития творческого потенциала педагогов
Выпускная аттестационная работа
по дополнительной профессиональной
образовательной программе
«Менеджмент в образовании»
Зуевой Е. Г.
Слайд 2ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Актуальность
исследования обусловлена тем, что общественно-экономические изменения, происходящие в нашей стране, и связанная с ним смена нравственных парадигм, диктуют необходимость поиска новых подходов к проблеме формирования нравственно-психологического климата в педагогических коллективах.
Слайд 3ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Объектом
исследования выступает педагогический коллектив образовательного учреждения Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» (МБОУ «СОШ № 18») Миасского городского округа.
Предметом исследования является психологический климат в коллективе как условие развития творческого потенциала педагогов.
Слайд 4ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Цель
исследования:
изучить психологический климат в коллективе МБОУ «СОШ № 18» Миасского городского округа и выявить его влияние на развитие творческого потенциала педагогов.
Слайд 5ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Задачи,
направленные на достижение поставленной цели:
Рассмотреть и проанализировать понятия психологического климата и творческого потенциала в научных исследованиях.
Теоретически обосновать влияние психологического климата на развитие творческого потенциала педагогов.
Слайд 6ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Проанализировать
психологический климат в педагогическом коллективе МБОУ «СОШ № 18» Миасского городского округа.
Разработать рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как условия развития творческого потенциала педагогов.
Слайд 7ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
В
работе применялись следующие методы исследования:
анкетирование, тестирование, сбор и анализ информации, интервьюирование, сравнение, наблюдение.
Слайд 8ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Практическая
значимость исcледования:
Выявлены и обоснованы потенциальные возможности улучшения психологического климата в коллективе.
Разработаны рекомендации по формированию комфортных условий для развития творческого потенциала педагогического коллектива.
Слайд 9ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Поставленные
в работе задачи были решены следующим образом:
выявлены и обоснованы потенциальные возможности улучшения психологического климата в коллективе;
разработаны рекомендации по формированию комфортных условий для развития творческого потенциала педагогического коллектива.
Слайд 10ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
В
МБОУ «СОШ №18» работает 43 педагогических работника. Из них мужчин – 7% и женщин – 93%. Средний возраст педагогов – 49 лет.
Имеют высшую квалификационную категорию – 76,7%;
1 квалификационную категорию – 14%;
без категории – 9,3%.
Пенсионеры по возрасту – 11,6%.
Слайд 11ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Имеют
стаж педагогической работы:
до 3-х лет – 2,3%;
4-10 лет – 4,6%;
10-20 лет – 16,3%;
21-30 лет и свыше – 75,9%.
Слайд 12ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Диагностика
психологического климата в коллективе исследуемой школы проводилась с помощью опросника, предназначенного для анализа уровня сформированности коллектива и динамики его развития.
Слайд 13ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Проведенный
анализ исследования показал, что существенных отклонений в показателях, характеризующих психологический климат в коллективе не выявлено. Оценить его можно на уровне выше среднего. В целом коллектив активен, для него характерны доброжелательные взаимоотношения, уважение к мнению других.
Слайд 14ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Рис.
1. Оценка психологического климата в коллективе
МБОУ «СОШ №18»
Слайд 15ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Проводилось
исследование по методике «Оценка уровня творческого потенциала», которая позволила выявить достаточно высокий уровень творческого потенциала. Выше среднего и чуть выше среднего имеет половина коллектива, а высокий уровень – 50%.
Слайд 16ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Выявление
способности педагогов к саморазвитию по методике «Барьеры педагогической деятельности» позволило сделать следующие выводы.
1. Для всего коллектива главным стимулирующим фактором в развитии и обучении служит интерес к работе.
Слайд 17ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
доминируют
доверие и повышение профессиональной компетентности на курсах (94%),
пример и влияние коллег – для 89%.
проводимая методическая работа в школе – 72%,
пример руководителей – 72%.
Слайд 18ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Основными
факторами, препятствующим развитию для большинства педагогов, являются ограниченные ресурсы, стеснённые жизненные обстоятельства.
Для 33% значима роль собственной инерции как препятствующего фактора, а также разочарование от прошлых неудач.
Слайд 19ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
2.
Выявление способностей к саморазвитию позволило сделать выводы о том, что 72% педагогов занимаются своим профессиональным развитием и имеют положительные результаты;
87% педагогов обращают внимание на обратную связь;
78% педагогов испытывают стремление изучить себя;
89% – много читают, анализируют свои чувства и верят в свои возможности.
Слайд 20ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Данные
выводы дают основание предполагать, что при определённых условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития.
Однако, предстоит изыскивать нетрадиционные формы работы с педагогическим коллективом с учётом выявленных факторов и в целях развития креативности мышления каждого члена коллектива.
Слайд 21ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
Рекомендации
по формированию комфортных условий для развития творческого потенциала педагогического коллектива:
использование способов активации творческого потенциала педагогов (конкурсы профессионального мастерства; выставки обогащения предметно-развивающей среды; открытые просмотры занятий; конкурсы методических разработок; семинары-практикумы);
Слайд 22ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
применение
стимулирующих мероприятий и различных методов мотивации (методы экономического стимулирования, административные методы, методы общественного воздействия).
Слайд 23ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Психологический климат в педагогическом коллективе как условие развития творческого потенциала педагогов
Выпускная аттестационная работа
по дополнительной профессиональной
образовательной программе
«Менеджмент в образовании»
Зуевой Е. Г.