Слайд 1Презентация
«Психологические особенности творчески одаренного ребенка»
Подготовила педагог-психолог
Васина Наталья Павловна.
Слайд 2Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Творчество – это процесс и (или) результат создания объективно и субъективно новых, оригинальных продуктов, обладающих социальной и личностной значимостью, прогрессивностью.
Слайд 5Характерные признаки творчества
оригинальность;
уникальность;
новизна;
прогрессивность;
социальная значимость результата творческой деятельности.
Творческая одаренность — это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.
Слайд 7Творческая одаренность (креативность) – это нестандартное видение мира и нешаблонное мышление.
«Креативность –
это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять
в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». П. Торренс.
Слайд 8Виды творческой одаренности:
- лингвистичекий;
- логико-математический;
- пространственный;
- музыкальный;
- телесно-кинетический;
- личностный;
- интраличностный.
Слайд 9Аспекты поведения творчески одаренного ребенка:
инструментальный (характеризует способы его деятельности);
- мотивационный
(отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности).
Слайд 10Инструментальный аспект творческой одаренности
1.Специфические стратегии деятельности.
2.Своеобразная продуктивность деятельности.
3.Новаторство.
4.Индивидуальный стиль деятельности.
5.Рефлексивный способ
переработки информации.
6.Особый тип организации знаний:
-высокая структурированность;
-категориальный характер;
-повышенная «клейкость» знаний;
7.Своеобразный тип обучаемости.
Слайд 11Мотивационный аспект творческой одаренности
1.Повышенная избирательная чувствительность.
2.Повышенная познавательная потребность.
3.Ярко выраженный интерес.
4.Предпочтение
парадоксальной, противоречивой, неопределенной информации.
5.Неприятие типичных, стандартных и готовых ответов.
6. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели .
Слайд 12Возрастные особенности
проявления творческой одаренности
1. Ранний возраст (2-4 года) – «вундеркинд»: любопытство,
бесконечные вопросы, потребность
в новых впечатлениях, богатая фантазия.
2. Дошкольный возраст (4-7 лет): интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение, преувеличенные страхи, эгоцентризм.
3. Младший школьный возраст: выраженный интерес к определенным занятиям, учебным предметам, темам.
4. Подростковый возраст: деятельность, направленная на проведение научных исследований, проблемный тип активности, профессиональное самоопределение.
Слайд 13 Интегративные личностные
характеристики творчески
одаренного ребенка
1. Любознательность.
2. Сверхчувствительность к проблемам.
3. Надситуативная активность.
4. Большой словарный запас.
5. Легкость ассоциирования.
6. Способность к прогнозированию.
7. Способность к оценке.
Слайд 14 Характеристика познавательных процессов творчески одаренного ребенка
1.
Внимание:
-высокая концентрация;
- высокая степень погруженности в задачу;
- восприятие информации при наличии помех.
2. Память:
-избирательна ;
- эффективна.
3. Воображение :
-яркое;
-богатая фантазия.
4.Восприятие:
-широта;
- высокий порог восприятия в течение длительного времени .
Слайд 15Особенности мышления творчески одаренного ребенка
1. Высокий уровень развития логического мышления.
2. Склонность к заданиям дивергентного типа.
3. Оригинальность мышления.
4. Гибкость мышления.
5. Продуктивность мышления.
6. Способность к анализу и синтезу при решении проблем.
7. Классификация и категоризация.
Слайд 16 Особенности склонностей и интересов творчески одаренных
детей
- широта и разноплановость;
- устойчивость;
- осознанность;
- упорство в достижении целей.
Слайд 17 Особенности психосоциального развития
творчески одаренного ребенка
1. Стремление к самоактуализации.
2. Перфекционизм.
3. Самостоятельность:
- социальная автономность;
- нонконформизм, неприятие конформизма;
- относительная свобода от ограничений.
4. Эгоцентризм:
- познавательный;
- моральный;
- коммуникативный.
5. Лидерство.
6. Соревновательность, конкуренция.
Слайд 18Особенности эмоционального-волевого развития творчески одаренного ребенка
Повышенная уязвимость.
Упорство.
Склонность к разумному риску.
Смелость и
независимость.
Повышенная чувствительность.
Творческое восприятие случайностей.
Оптимизм.
Юмор.
Слайд 19Типы развития творчески одаренного ребенка
1.Гармоничный тип развития – органичное сочетание физического
развития с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития.
2.Дисгармоничный тип развития – ярко выраженная неравномерность развития психических процессов.
Слайд 20 Проблемы творчески одаренных детей:
- неприязнь к школе;
- погружение в философские проблемы;
- трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
- изоляция, уход в себя;
- несоответствие между физическим,
интеллектуальным и социальным развитием;
- диссинхрония (опережение отдельных функций);
- неадекватная самооценка;
- потребность во внимании;
- трудности в общении со взрослыми;
- инфальтивные реакции;
- повышенная реактивность, склонность к аффектам.
Слайд 21Творческая одаренность - большое счастье и большое испытание для обладателей этого
Дара, и для педагогов, и для родителей.
Творческая одаренность - это сад, который нужно неустанно возделывать.
Слайд 22Принципы педагогической деятельности в работе с творчески одаренными детьми:
1.Принцип максимального
разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
3.Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
4.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
5.Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Слайд 23 Развитию творческой одаренности способствует
1. Обеспечение возможности творческой самореализации в различных
видах деятельности.
2. Дифференциация обучения.
3. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
4. Организация системы факультативов.
5. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
6. Организация исследовательской работы учащихся.
7. Участие в конкурсах, олимпиадах, Малой академии наук.
8. Консультативные часы.
9. Профориентационная работа.