Слайд 1
Психологические методы и приёмы
взаимодействия классных руководителей и педагогов
с родителями
«группы риска»
Слайд 2ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ…
Родители группы риска – это…
Слайд 3«Нейтральное отношение»
«Негативное отношение»
«Позитивное отношение»
Слайд 4ЕСЛИ БЫ РОДИТЕЛИ «ГРУППЫ РИСКА» БЫЛИ…
Если бы родители «группы риска» были
растениями, то это были бы…
Если бы родители «группы риска» были животными, то это были бы…
Если бы родители «группы риска» были бы транспортными средствами, то это были бы…
Слайд 5ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной
литературе.
Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья.
Слайд 6НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ
это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные
семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Слайд 7НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ МОЖНО УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ БОЛЬШИЕ ГРУППЫ:
1 семьи с
явной (открытой) формой неблагополучия:
проблемные семьи;
асоциальные семьи;
аморально-криминальные семьи;
конфликтные семьи;
семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2 семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные):
внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Слайд 8СЕМЬИ С ОТКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ:
формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;
проявляются
одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);
проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;
ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
Слайд 9
СЕМЬИ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Признаки семьи:
Размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи
неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.
Отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.
Непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.
Низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.
Недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.
Слайд 10
ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ
Недоверчивая семья:
повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым,
педагогам), ожидание враждебности;
слабые контакты с окружающими;
нередки длительные конфликты с родственниками;
в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка;
Дети в недоверчивой семье:
у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;
подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками;
конфликты с учителями и воспитателями;
непризнание детьми ошибок и собственной вины;
трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
Слайд 11
ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ СЕМЬЯ:
отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;
склонна к
сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;
семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий);
семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.
Дети в легкомысленной семье:
вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.
Слайд 12
ХИТРАЯ СЕМЬЯ:
ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться
успеха с минимальными затратами, обмануть всех;
часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам;
стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;
к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.
Дети в хитрой семье:
полностью перенимают взгляды взрослых;
у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!
Слайд 13
СЕМЬИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ РЕБЕНКА:
ребенок чувствует, что все его положительные связи
с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);
упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;
у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи,
срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).
Слайд 14СЕМЬИ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ:
семья постоянно находится в поле зрения общественности;
недостаточность проявлений заботы,
ласки, внимания к детям.
Дети в семьях известных людей:
Первый тип поведения -
многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству;
испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания;
эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя;
ведут праздный образ жизни.
Второй тип поведения –
тяжело переживают бремя родительской славы;
тяготятся повышенным интересом окружающих;
стремятся превзойти своих знаменитых родителей;
страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Слайд 15СЕМЬИ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ:
семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса;
тяжелые семейные
сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;
родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
Слайд 16СЕМЬИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ:
типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в
наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;
вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности;
часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;
родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;
чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих,
иногда - обвинение врачей, педагогов;
проявляют к ребенку гиперопеку;
заключительная реакция – эмоциональная адаптация;
в подобных семьях часто бывают разводы.
Семьи с нарушением структуры семейных ролей:
семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе);
семья-театр;
семья-санаторий;
семья с антисексуальной идеологией.
Слайд 17
НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ И ИХ ТИПЫ
Неполной называется семья, которая состоит из одного
родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.
Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:
Разведенная семья
Осиротевшая семья
Мать-одиночка с ребенком
Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:
·нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);
·менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);
затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
·становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
Слайд 18РЕБЕНОК В СЕМЬЕ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ:
Статистика (в период и после развода родителей):
у
37,7% снижается успеваемость в школе,
у 19,6% страдает дисциплина дома,
17,4% детей требуют особого внимания,
8,7% детей убегают из дома,
у 6,5% возникают конфликты с друзьями,
каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей
Слайд 19 Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:
шок – молчаливый
уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта;
отрицание смерти;
поиски;
отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего;
гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость;
тревога и чувство вины – ведут к депрессии;
боязнь повторного брака родителя.
Ребенок из семьи матери-одиночки:
внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь;
ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;
нарушается процесс поло-ролевой идентефикации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками);
слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.
Слайд 20
По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают:
загруженность на
работе;
неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми;
недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.
Слайд 21УПРАЖНЕНИЕ В ПАРАХ
Чувства родителей группы риска при взаимодействии с классными руководителями,
педагогами
Разыгрывание ситуаций
Слайд 23ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ГРУППЫ
РИСКА
Эффективное общение – это принятие того, что сообщает партнер по общению, принятие его чувств, отказ от суждения партнера.
Этапы взаимодействия кл.рук. и родителя:
Установление контакта;
Пояснение предмета разговора;
Обсуждение и принятие совместного решения и опорой на ресурсы родителя.
Вопрос: какой из этих этапов для педагога самый сложный?
Слайд 24ПРАВИЛО ТРЕХ «П»
ПРИНИМАЕМ – ПОНИМАЕМ – ПОДДЕРЖИВАЕМ
КАК ЭТО ДЕЛАЕМ? ИСПОЛЬЗУЕМ ВЕРБАЛЬНЫЕ
И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.
Методы и приемы:
«рефлексивное» и «активное слушание»;
«обратная связь»
«Я – сообщение»
Приемы снижения эмоционального напряжения.
Упражнение «Здравствуйте»
Упражнение «Уважаемая, Мария Ивановна»
Слайд 25ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА
С СОБЕСЕДНИКОМ
Приветствие: улыбка,
обращение по имени
Установление контакта глаз
Сообщение о своем восприятии собеседника, например, «мне кажется, что вы чувствуете…», «мне кажется, что вы несколько расстроены…».
Сообщение о своем эмоциональном состоянии: «вы знаете, я сейчас очень расстроена тем, что…»
Сокращение дистанции (социальной и физической)
Нельзя высказываться: «Я педагог, мне лучше знать».
Сокращение физической дистанции – взаимное расположение в пространстве.
Слайд 26Проявление дружеского расположения
Предоставление возможности выговориться
Сохранение самообладания
Проявление интереса, сочувствия к проблемам собеседника
Уважение
мнения, точки зрения собеседника
Не замыкание в беседе на себя, на свое состояние..
Использование «языка» собеседника.
Передача своей информации в сжатой форме
Слайд 27ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ
Слайд 28ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПАРТНЕРА
ПО ОБЩЕНИЮ
Слайд 29«Я – ВЫСКАЗЫВАНИЕ»
Важно! Показать родителям свою веру в него:
Забыть о его
прошлых неудачах;
Помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей;
Позволить родителю начать «с нуля», сформировать в нем уверенность в том, что педагог верит в него, в его способность достичь успеха;
Помнить о прошлых удачах и возвращаться в мыслях к ним, а не к ошибкам.
Слайд 30УПРАЖНЕНИЕ
«СОЛНЦЕ: ЛУЧИКИ РЕЗЕРВА»
Слайд 31Ваши впечатления от семинара
и пожелания
«Чемодан»
«Мясорубка»
«Корзинка»
Рефлексия