Слайд 1Права детей в Российской федерации
Слайд 3Документы гарантирующие права ребенка
Основным документом в нашей стране является федеральный закон
от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Он состоит из 5 глав и 25 статей:
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);
Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6_15);
Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22);
Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).
Слайд 4Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: “Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности”.
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Слайд 5Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
Слайд 6К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на
жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
Слайд 7Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
Слайд 8К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.
Слайд 9Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
Слайд 10Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие
(право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
Слайд 11И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и
другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Слайд 12Декларация прав ребенка
Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959
года
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Слайд 13Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита
и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Слайд 14Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и
гражданство.
Слайд 15Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право
на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Слайд 16Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении,
должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Слайд 17Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в
любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Слайд 18Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным
и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Слайд 19Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым
получает защиту и помощь
Слайд 20Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости
и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Слайд 21Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную
или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.