Слайд 1Психологические игры и метафорические карты как инструмент работы психолога.
Автор: педагог-психолог МБОУ
ЦДиЦ Сальского р-на
Куц Анна Александровна
Слайд 2Психологические игры
Для психологов психологические игры — это, прежде всего, интересный и
эффективный инструмент для самоанализа и психотерапии – в индивидуальной работе, при работе с парой и для работы в группе.
Психологические игры можно условно разделить на следующие категории:
1. Психологические игры для младших школьников. Отличаются простотой правил, красочностью, занимательностью.
2. Психологическая игра для подростков. Сочетает в себе упражнения на развитие личности, выработку активной жизненной позиции и увлекательность.
3. Игры для всей семьи, которые позволяют отслеживать внутрисемейные связи и работать с проблемными сферами.
Слайд 3Игры для эмоционального развития "Семейка Гномс!".
В набор игр для развития эмоциональной
сферы входят карточки с изображениями основных чувств и эмоций и их оттенков (68 карточек), а также инструкция и 6 карт-подсказок.
Иллюстрирует эмоции симпатичная семейка гномов: они и огорчаются, и радуются, и завидуют, и восхищаются.
Игру можно использовать в индивидуальной и групповой психологической работе с детьми и взрослыми, а также в работе с семьей.
В инструкции приводятся основные идеи и правила игр.
Слайд 4Игра «Семейные псикреты».
Состав игры: - 104 карты с фразами - 8
пустых карт – инструкция.
Эта игра – повод поделиться своими «псикретами» друг с другом, внимательнее отнестись к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям.
Особенно важно это для детско-родительских отношений.
Слайд 5История метафорических ассоциативных карт
Первая колода карт была создана в 1975 году
Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения.
В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.
Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента.
Первые карты «О» появились в Германии в 1985 году.
Слайд 6
Что такое Метафорические Ассоциативные карты?
В профессиональных психологических кругах Метафорические Ассоциативные карты
известны также под другими названиями: "проективные карты", "О-карты", "терапевтические карты".
Метафорические Ассоциативные карты представляют собой набор картинок размером с привычную игральную карту или открытку. На картинках изображены люди, жизненные ситуации, пейзажи, животные, предметы быта, абстракции. В некоторых наборах карты совмещают картинку и надпись, другие наборы включают отдельно карты с картинками и карты со словами.
Слайд 7КАК РАБОТАЮТ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ
Метафорические ассоциативные карты позволяют осуществить обход рационального
мышления, снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека, помогают реконструировать травматическое событие, сформулировать и выразить его словам, или – вербализовать, что само по себе влечет терапевтический эффект.
Слайд 8ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ
Ø коммуникационные игры и
тренинги;
Ø создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;
Ø тренинг позитивного мышления;
Ø развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;
Ø актуализация личностного роста;
Ø коррекция и терапия межличностных отношений;
Ø терапия супружеских отношений;
Ø терапия детско-родительских отношений;
Ø помощь в разрешении конфликтов;
Ø работа с линией времени, моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем;
Ø реабилитационная работа;
Ø проработка и терапия травм;
Ø работа с посттравматическим синдромом;
Ø помощь в преодолении стрессов;
Ø проработка и терапия страхов;
Ø работа с психосоматическими явлениями;
Ø работа со сновидениями и фантазиями… и многое, многое другое.
Слайд 9
К числу наиболее известных метафорических ассоциативных карт относят: Saga (Сага); Persona
«Персона»; Personita «Персонита»; OH Cards (карты «ОН»); СОРЕ (ПРЕОДОЛЕНИЕ); ЭККО; Morena (Морена); Habitat; Mythos «Мифы» и другие.
Слайд 10Основные приёмы и техники работы.
Составление историй, рассказов.
Создание картин социальной ситуации ребёнка.
Дорисовка.
Сопровождение
изменений.
Представление проблемы с разных точек зрения.
Строительство из карт.
Фотографирование.
Слайд 11Комплект метафорических карт «Роботы»
В комплект «Роботы» входят два идентичных набора метафорических
карт (84 цветных и 84 черно-белых), каждый из которых включает в себя три вида изображений: головы (28 карт), туловища (28 карт) и ног (28 карт).
Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка. Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать.
Карты предназначены прежде всего для психологической работы с детьми, подростками и родителями, однако они могут эффективно использоваться и в работе с любыми взрослыми.
Слайд 12Принципы работы с комплектом.
Важным преимуществом этого набора является разнообразие материала:
- с
помощью карточек можно выражать различные эмоциональные состояния;
- карточки рассчитаны на людей с разными типами восприятия (визуалов, аудиалов, кинистетиков, дигиталов);
на рисунках представлены различные возраст, пол, профессиональная деятельность, социальная принадлежность.
То, что набор включает в себя цветной и чёрно-белый наборы, причём карточки чёрно-белого комплекта (раскраски) полностью соответствуют цветным изображениям и легко с ними комбинируются, открывает дополнительные возможности:
- можно работать только с цветными изображениями, исходя из логики работы с метафорическими картами;
- можно работать с раскрасками, опираясь на принципы и подходы арт-терапии;
- можно комбинировать работу с цветными изображениями и раскрасками.
Слайд 13Принципы проведения игры и правила игрового взаимодействия
- Игра в «Роботов» -
не соревнование, в ней не бывает победителей и побеждённых.
- Нет «неправильных» ответов или историй.
- При интерпретации получившихся образов наиболее ценными являются ассоциации и чувства участников.
- Работа в группе идёт лучше, если игроки реагируют на созданный образ спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику.
- Играя в «Роботов», мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности.
- Нельзя прерывать рассказ других участников и перебивать их.
- В игре мы ценим интеллект и воображение каждого участника.
- Важно воздерживаться от интерпретации образов, получившихся у другого игрока.
- Мы не спорим по поводу интерпретации игроком того или иного образа, но можем задать вопрос, чтобы прояснить то, что не понятно.
- В любой игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в «Роботов», мы допускаем, что другие видят и чувствуют не то, что видим и чувствуем мы.
Слайд 14Варианты работы с картами «Роботы».
«Похожий на меня»,
«В прошлом, в настоящем,
в будущем»,
«Моё настроение»,
«Я – мамин, я – папин, я – неповторимый»,
«Портрет семьи» (коллектива, группы),
«Один человек – разные портреты».
Слайд 15
Практическая работа «Портрет группы»
Работа проводится в тройках.
Инструкция: «Представьте себе, что наша
группа превратилась в одно существо – робота, у которого есть голова, торс и ног.
Подумайте, кто какой частью тела мог бы стать, как бы эта часть выглядела?»
Слайд 16Метафорические карты и
психологические игры —
удивительный инструмент.
Мощный, ресурсный, вдохновляющий и открывающий
новые грани. Попробуйте их в работе! И вы увидите, что решения могут даваться легко, а задачи решатся — играючи.
Спасибо за внимание!