Слайд 1Психологическая подготовка к сдаче выпускных экзаменов
«К сдаче ЕГЭ ГОТОВ!»
Слайд 2 Опросник «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Инструкция. В левой
части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.
Слайд 3Интерпретация:
0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.
4–7 очков. Ваша способность
справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Слайд 4Цейтнот в широком смысле – это острая нехватка времени
Слайд 5Упражнение «Моя рабочая неделя».
Слайд 6Варианты предотвращения цейтнота:
планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не
столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;
делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда есть внешкольные занятия;
не браться за несколько дел одновременно.
Планируя свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.
Слайд 7 Методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например массаж активных точек.
Некоторые приемы такого массажа:
— массаж мочек ушей
— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком
— массаж переносицы и области «третьего глаза»
Слайд 8«Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом»
Упражнение «Противострессовое дыхание»
Медленно выполнить глубокий вдох
через нос ( на счет 1-2-3); на пике вдоха на мгновение задержать дыхание (4-5), после чего сделать через рот выдох как можно медленнее (6-7-8-9-10-11).
Повторять данное упражнение следует не более трех раз, так как в противном случае может возникнуть головокружение.
Слайд 9Упражнение «Переход во времени»
Вспомните приятные мгновения (поездка на море, в гости,
недавняя смешная ситуация).
Данный «переход во времени» не должен длиться более 3-4 минут
Упражнение «Комок»
Свое напряжение можно вложить в комканье газетного листа, который затем выбросить ведро или разорвать газету на очень мелкие кусочки.
Слайд 10Упражнение Контакт с водой
В период возникновения стрессовой ситуации с целью снятия
напряжения полезно мыть руки прохладной водой, умыть лицо, захватить область лица за ушами.
Слайд 11 «Положительные мысли»
В окружающем мире ничего не происходит случайно, ничто не
существует отдельно, само по себе. Все взаимосвязано и материально.
Любая мысль материализуется. «Мне ничего не хочется», «Мне ничего не хочется», «У меня ничего не получится…» – все эти мысли, как правило, проносятся в голове вместе с чувством отчаяния, обиды, т.е. эмоционально.
Они подкреплены, как правило, сильной эмоцией, а это именно то, что надо для материализации мысли. Она (мысль) должна обладать определённой силой или энергией.
Слайд 12Примеры фраз-формул для самопрограммирования:
Я могу получать радость каждый день своей жизни,
даже если впереди меня ждет экзамен.
Экзамен - лишь часть моей жизни.
Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
Что бы ни случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.
Слайд 13Кроме того, снять напряжение при подготовке к экзамену, и после его
сдачи смогут следующие действия:
спортивные занятия;
контрастный душ
стирка белья
мытье посуды
танцы под музыку
прогулка в тихом месте на природе
пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски)
смотреть на горящую свечу.
Слайд 14 Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к экзаменам напряжение, сильную
усталость можно использовать следующие приемы:
остановиться, сделать паузу в работе;
выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;
подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.
написать свое имя головой в воздухе (это повышает работоспособность мозга).
Слайд 15Приведем несколько универсальных рецептов успешной тактики выполнения заданий на ЕГЭ:
Сосредоточься! После выполнения
предварительной части тестирования (заполнения бланков), постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Отвечай сначала на те вопросы, в знании ответов на которые ты не сомневаешься, и не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. Потом твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.
Слайд 16Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда
найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до заданий, которые мог бы легко выполнить, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Не старайся понять условия задания «по первым словам» и достроить концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь о том, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и верно решить новое задание. Забудь также о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не «по зубам»). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать явно неверные. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах.
Слайд 17Запланируй два круга! Рассчитай хронометраж так, чтобы за две трети всего отведенного
времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). На них ты успеешь набрать максимум очков, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать ее глазами и заметить явные ошибки.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, доверься интуиции! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Слайд 18 Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои
сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Желаю вам успеха!
Слайд 19Благодарю за внимание!
Удачи на экзаменах!