Презентация, доклад на тему Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ

Содержание

Психологическое содержание ОГЭ и ЕГЭ Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно для детей.Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ позволяет ученику избежать излишнего волнения, повысить эффективность запоминания, развить навыки логического мышления и регуляции

Слайд 1Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ
Педагог-психолог
Чебыкина Марина Ивановна
МАОУ СОШ №15
г.

Златоуст

Ппп
Психологическая  подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ    Педагог-психологЧебыкина Марина ИвановнаМАОУ СОШ №15г. ЗлатоустПпп

Слайд 2Психологическое содержание ОГЭ и ЕГЭ
Экзамены – это испытание для личности в

любом возрасте, особенно для детей.
Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ позволяет ученику избежать излишнего волнения, повысить эффективность запоминания, развить навыки логического мышления и регуляции собственного психоэмоционального состояния. В ходе работы с психологом, у подростков снижается уровень предэкзаменационной тревожности возрастает уверенность в собственных силах.
М.Ю. Чибисова справедливо отмечает, что ученик будет успешен при сдаче экзамена, если система обучения сформировала у него именно те навыки и функции, которые требуются для данной формы экзамена.
Психологическое  содержание ОГЭ и ЕГЭ Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно для

Слайд 3При сдаче тестового экзамена требуются не только глубокие знания, но и

сосредоточенность, аккуратность, высокий уровень концентрации внимания, стрессоустойчивость. В итоге получается, что экзамен - это не только проверка знаний, но и проверка личностных качеств.
Форма организации ОГЭ, ЕГЭ является стрессовой:
работа в незнакомом месте, в непривычных условиях
нужно продемонстрировать свои знания по всему циклу дисциплин за короткий промежуток времени
работа с пакетом бланков
часть заданий требует нахождения неправильного ответа, а учащиеся, как правило, привыкли искать правильный ответ.

Психологическое содержание ОГЭ и ЕГЭ

При сдаче тестового экзамена требуются не только глубокие знания, но и сосредоточенность, аккуратность, высокий уровень концентрации внимания,

Слайд 4Значит наша задача подготовить детей, имеющих подобные особенности, к выбору наиболее

оптимальной тактики работы с тестом с учётом подобных характеристик.
Итак, экзамен в форме ЕГЭ и ОГЭ, не учитывает личностных особенностей выпускника, ориентирован на благополучного в личном плане ребёнка, уверенного в себе, решительного, обладающего высоким уровнем саморегуляции, высокой скоростью мыслительных процессов, большим энергетическим потенциалом.

Психологическое содержание ОГЭ и ЕГЭ

Значит наша задача подготовить детей, имеющих подобные особенности, к выбору наиболее оптимальной тактики работы с тестом с

Слайд 5 Страх – «А ВДРУГ НЕ СДАМ».
Недостаток подготовки.
Волнение близких и

окружающих.

Причины волнения перед экзаменом

Страх – «А ВДРУГ НЕ СДАМ». Недостаток подготовки.Волнение близких и окружающих.  Причины волнения перед экзаменом

Слайд 6Готовность к экзаменационному испытанию нужно рассматривать в единстве трех компонентов: когнитивного,

эмоционального и поведенческого.
Когнитивный компонент включает в себя определенный объём и упорядоченность знаний учащегося, знания о процедуре проведения экзамена в форме ОГЭ, ЕГЭ, навык работы с тестовыми материалами, а также особенности развития таких когнитивных функций как память, мышление, внимание и знание об их влиянии на выбор стратегии тестирования.
Эмоциональный компонент включает в себя личностные особенности учащегося, его эмоциональное отношение к экзамену и его эмоциональное состояние во время экзамена. Ещё одна составляющая эмоционального компонента – оптимальный уровень тревоги на самом экзамене.
У каждого существует свой порог тревоги, за которым эффективность деятельности падает. Поэтому, хорошо, когда учащиеся, приходя на экзамен, будут иметь представление об особенностях поведения в стрессовой ситуации.
Поведенческий компонент включает в себя знание и понимание учащимся особенностей проведения экзамена, знакомство с процедурой ЕГЭ, ОГЭ, навык работы с тестовым материалом, осознание уровня собственных притязаний при выборе стратегии работы с тестовыми материалами.
Нужно отметить, что психологическая готовность не является результатом работы только психолога, а результатом образовательной среды школы.

Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Готовность к экзаменационному испытанию нужно рассматривать в единстве трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.Когнитивный компонент включает в

Слайд 7Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление

с правилами проведения ЕГЭ (ОГЭ) и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ (ОГЭ).

Тренировка в решении пробных тестовых заданий снимает чувство неизвестности. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
Не запугивайте ученика, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ (ОГЭ) и

Слайд 8ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

«ОТЛИЧНИКИ»

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

В большей

степени могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ«ОТЛИЧНИКИ»АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ В большей степени могут испытывать затруднения при

Слайд 9Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ (ОГЭ)
Тестирование "левополушарного" по своей сути

(требует умения анализировать и сопоставлять различные факты)
Трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях
Испытывают сложности с предметами естественно-математического цикла
На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, рисунки. Теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Во время экзамена. Лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях (типа А), а там, где требуется развернутый ответ (задания типа В и С). А уже потом переходить к тестам множественного выбора

Правополушарные дети У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ (ОГЭ)Тестирование

Слайд 10Основные трудности
Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что

она по природе своей оценочная.
Наиболее трудной стороной ЕГЭ (ОГЭ) для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
На этапе подготовки
Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.
Во время проведения экзамена.
Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д.

Тревожные дети Для тревожных детей учебный процесс связан с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Основные трудности Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее

Слайд 11Основные трудности
ЕГЭ (ОГЭ) требует очень высокой организованности деятельности. При общем

высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний выпускники могут нерационально использовать отведенное время.
На этапе подготовки
Необходимо наличие внешних опор.
Важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.
Во время экзамена Ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет.

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Обычно этих детей характеризуют как "невнимательных", "рассеянных". Но у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Чаще это дети с низким уровнем произвольности. У них часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Основные трудностиЕГЭ (ОГЭ) требует очень высокой организованности деятельности. При  общем высоком уровне познавательного развития и вполне

Слайд 12Основные трудности
Детям недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им

нужно сделать все, причем безошибочно.
Необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
На этапе подготовки Важно скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между "достаточным" и "превосходным", понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Им можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.
Во время экзамена Помочь скорректировать ожидания напомнив, что нет необходимости выполнять все задания подряд, а оставить часть на второй круг.


«Отличники» Дети данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

Основные трудности Детям недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Необходимость

Слайд 13Основные трудности
ЕГЭ (ОГЭ) требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода

времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
На этапе подготовки Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
Во время экзамена таким детям требуется несколько перерывов, пусть на какое-то время остановятся, отдохнут. Им по возможности лучше организовать несколько коротких "перемен" (отпустить в туалет и т.п.).

Астеничные дети Характерна высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Астеничность имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудностиЕГЭ (ОГЭ) требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень

Слайд 14Основные трудности
Быстро выполняя задание, они иногда делают это небрежно, не проверяют

себя и не видят собственных ошибок.
Обычно отмечается невысокая значимость учебных достижений,
ребята не расстраиваются из-за плохих оценок.
На этапе подготовки следует создать у детей ощущение важности ситуации экзамена.
Во время экзамена основной принцип, которым должен руководствоваться ребенок: «Сделал – проверь».

Гипертимные дети Характеризуются высоким темпом деятельности. Они быстрые, энергичные, активные.

Основные трудностиБыстро выполняя задание, они иногда делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.

Слайд 15 ЖЕЛАЕМ ВСЕМ УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНЕ!

ЖЕЛАЕМ ВСЕМ УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть