Слайд 1Психологическая компетентность учителя
Слайд 2Значительный интерес представляет исследование Н.В. Андроновой. На основе анализа многочисленных источников
автор формирует принципиальную позицию, заключающуюся в следующих утверждениях. Психологическая компетентность:
Слайд 3Психологическая компетентность:
1.Необходима специалистам сферы «Человек-человек»;
2.Всегда опосредована деятельностью человека;
3. Является частью психологической
культурой специалиста и элементов его профессионализма;
4.Это своеобразный личностный инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности;
5.Содержит два основных блока
-интеллектуальный (когнитивный) психологическое знание и психологическое мышление;
-практический (действенный) психологические умения и навыки.
Слайд 5Структура психологической компетентности:
Слайд 6-Компетентность в общении как способность общаться, обмениваться информацией и на этой
основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;
Слайд 7- Интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятии
эффективных решений в определенной предметной деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;
Слайд 8Социально – психологическая компетентность , проявляющаяся в умении строить перспективные организаторские
планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, эксперименральной и т.д); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.
Слайд 10В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко
определена сущность психолого- педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:
Слайд 11- Осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных
сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий в индивидуальном подходе в работе с ним;
Слайд 12- осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми
учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
Слайд 13- осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному
самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Слайд 15Создание целостной концепции психологической подготовки специалистов предполагает выделение её цели, формирование
конкретных задач и разработку адекватного им научно-методического обеспечения. Решение этой важной проблемы возможно не иначе, как на основе научного анализа профессиональной деятельности специалистов сферы «человек-человек» и вычленения в ней необходимого психологического содержания. Анализ показывает, что в структуре профессиональной деятельности специалистов, работающих с людьми, можно выделить следующие задачи:
Слайд 16 1.Понимание психологического содержания различных жизненных и профессиональных ситуаций,
действий, поступков и других внешних проявлений личности.
2.Прогнозирование возможных способов поведения людей в контексте тех или иных жизненных и профессиональных ситуаций.
3.Проектирование целесообразных и рациональных способов общения с людьми в контексте соответствующих ситуаций.
4.Практическая реализация целесообразных и различных способов общения с людьми.
5.Адекватное понимание себя.
6.Реализация собственного личного и профессионального потенциала.
Слайд 17Психологическая компетентность проявляется:
- в умении диагностировать и использовать диагностический материал, проектировать
и направлять индивидуальное развитие ребенка;
- в способности оказывать психолого-педагогическую помощь ученику в сложные периоды его жизни;
- во владении навыками педагогического общения;
- в потребности в профессиональном и личностном саморазвитии
Слайд 18В результате проведенных социологических исследовании были получены следующие результаты:
Слайд 19- только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных знаний
по психологии;
- 58% считают, что их психологические знания находятся на низком уровне;
- 13% учителей отметили у себя низкий уровень способности проектировать различные психологические ситуации в детском коллективе;
- у 56% учителей данная способность находится на среднем уровне;
- 56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка видеть его психологическое состояние;
- 48% учителей не применяют индивидуальный подход в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся.