Слайд 1Семинар – практикум
по теме «Психологическая подготовка к ЕГЭ в ОУ.
Работа педагога – психолога с участниками образовательного процесса».
«ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ!»
Мастер - класс
Педагог – психолог
Булгакова Т.А.
Анапа
2018
Слайд 2ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- в течение учебного года научить правильно выстроить работу с
педагогами и родителями учащихся в период подготовки и сдачи ЕГЭ (план психолого-педагогического сопровождения).
создать положительную психологическую атмосферу в педагогическом коллективе и в школе.
профилактика профессионального выгорания,
повышение уровня эффективной коммуникации,
- обучению навыкам саморегуляции.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- повысить психологическую компетентность
- повышение уровня стрессоустойчивости,
- повышение уровня эффективной коммуникации,
- повысить психологическую компетентность педагога,
- обучению навыкам саморегуляции.
Цели и задачи
Слайд 41.Оказание поддержки педагогам и родителям по поводу его личностных трудностей предполагает,
что психолог в некотором смысле занимает позицию «сверху»: Психолог становится более опытным специалистом, выступает как ведущий (семинары - практикумы, психолого-педагогические мастерские по профилактике профессионального выгорания, саморегуляции, психологическая компетентность).
Есть специфика – возраст, авторитаризм. Не каждый психолог способен добиться этого к коллективе педагогов).
2.Обращение к методическим трудностям возможно только из позиции «на равных»: педагог и психолог — равноправные коллеги, обладающие равноценным опытом. Это подразумевает формы работы совещательного характера. Подобная позиция и с родителями – обсуждение общих стратегий в работе с ребенком.
Два направления позиции в работе психолога
Слайд 5
В поисках судьбы
Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы
найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая... Ну, как бы сказать, чтобы никого не обидеть... Не очень. Один из моряков сказал своему другу:
- Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
- Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.
- Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
- Ты что с ума сошёл? Она же такая... не очень.
- Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп... коровами. Хорошая невеста стоила 10 коров. Пригнал он 10 коров и подошёл к вождю:
- Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и я даю за неё 10 коров!
- Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
- Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
- Ты что, мил человек, шутишь? Не видишь, она же такая... не очень.
- Я хочу жениться именно на ней.
- Хорошо, но как честный человек я не могу взять 10 коров, она того не стоит. Я возьму за неё 3 коровы, не больше.
- Нет, я хочу заплатить именно 10 коров. Они поженились. Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты. Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит, видит — сидит его друг, вокруг детишки бегают...
- Как живёшь?
- Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
- Вот, познакомься. Это моя жена.
- Как? Ты что женился ещё раз?
- Нет, это всё та же женщина.
- Но как это произошло, что она так изменилась?
- А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и говорит:
- Извини, за бестактность, но я помню, какая ты была... не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
- Просто, однажды я поняла, что стою 10 коров...
Слайд 6
Предполагается, что первоначальной формой является проведение установочного семинара, где необходимо определит
ключевые позиции, принципы, руководящие идеи, на которые будет опираться психолого-педагогическое взаимодействие. Такой семинар лучше проводить в начале учебного года и посвятить его не содержательным аспектам работы над психологической готовностью к ЕГЭ, а формулировке вышеописанных принципов взаимодействия.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
Слайд 8КАК МЫ ОТНОСИМСЯ К…
Шкала согласия.
Упражнение предполагает сразу диагностику уровня тревожности
и выявление отношения педагогов к ЕГЭ,
Возможны два варианта этого упражнения.
С родителями
Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса согласия и несогласия. Например, у окна и у двери.
Согласие и несогласие дается на утверждения:
- я хорошо представляю, как проходят ЕГЭ,
- ЕГЭ нужное и полезное нововведение в школе,
- отношение к ЕГЭ.
Затем он предлагает всем участникам занять нужную им позицию, и просит прокомментировать ее. Здесь можно обсудить отношение учителей к ЕГЭ, сформулировать понятие собственной готовности и готовности в его представлении класса, выделить отдельные компоненты.
С педагогами.
Шкала согласия рисуется на бумаге. Согласие и несогласие просят нарисовать в виде точке на линии. Уже, исходя из этого, можно переходить к обсуждению того, какие требования выдвигает ЕГЭ и в чем его особенности как измерительного инструмента. Здесь можно провести пару упражнений, направленный на понимание структуры проведения ЕГЭ, трудностей при подготовке и сдачи. (проиграть ЕГЭ в реальности «здесь и сейчас»)
Слайд 9МЫ КОМАНДА
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Инструкция: Я приветствую вас в нашем
дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 4 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: утро — день — вечер — ночь.
Участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.
Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.
Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.
Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы:— Выработайте как можно больше идей.— Все идеи записываются.
- Ни одна идея не отрицается.
- Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время.
Предлагаю вам задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам?
Задание 2-й группе: как организовать подготовку и сдачу единого государственного экзамена?
Задание 3-й группе: как организовать день накануне экзамена?
Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно прошло ЕГЭ?
Задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: плюсы и минусы в поведении во время экзамена.
Задание 2-й группе: какие трудности могут возникнуть во время экзамена.
Задание 3-й группе: как избежать неудачи во время экзамена.
Задание 4-й группе: как психологически настроить и поддержать учащегося во время экзамена.
Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и правила группы. На обсуждение дается 2 минуты. Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.
Обсуждение: Так как психолог здесь выступает как эксперт, ему важно вопрос. Какие новые задачи нужно решать совместно. Последний вопрос очень важен, так как он, во-первых, помогает педагогу найти личные и профессиональные ресурсы, а во-вторых, поддерживает его, подчеркивает его профессиональную значимость. В качестве ресурсов может выступать обучение педагогов способам профилактики стрессовых состояний.
При проведении подобных мероприятий важно, прежде всего, сформировать общее понимание содержания и требований экзамена. Поэтому первым этапом работы должно быть совместное обсуждение тех образовательных и личностных компетенций, сформированности которых требует экзамен. Очень важно, чтобы у педагогов в результате взаимодействия с психологом появилось понимание того, что успешность в сдаче ЕГЭ подразумевает не только достаточный уровень знаний, но и ряд других функций.
Слайд 10ПРОРАБОТАТЬ СИТУАЦИЮ
Сегодня на нашем мастер- классе мы будем проживать ещё 2
роли - это роль педагога - психолога и родителя (участники семинара делятся на группы и проигрывают предлагаемые ситуации).
Ход упражнения.
Давайте разобьемся на пары. Первый - родитель, второй - педагог – психолог. Задача педагога – психолога решить запрос, с которым пришёл к нему родитель:
Упражнение состоит из нескольких этапов.
Первый этап – вычленить проблемные ситуации.
Примерные варианты ответов родителей:
- Мой ребёнок тревожен, часто говорит фразы: «Я не сдам экзамен..», «Я не смогу, не справлюсь..» .
- У моего ребёнка экзамены. Он видит наше волнение и ещё больше ощущает нервозность.
- Ребёнок учит предметы «не выходя» из комнаты. Никуда не ходит, ни с кем не встречается, плохо ест.
- Ребёнок выбрал определённые предметы для сдачи экзаменов, и подошёл ко мне с вопросом, который я не очень хорошо понимаю.
Второй этап – решения проблемных ситуаций.
Необходимо найти решения проблем путём обсуждения. Задавая вопросы родителю: «Как вы считаете, какой выход может из этой ситуации?»
Вопросы:
- Как поддерживать рабочий настрой ребёнка?;
- Быть спокойным, уравновешенным, доброжелательным в общении с ребёнком.
- Как снизить тревожность ребёнка?;
Ответы:
•Верить в успех ребёнка;
•Опираться на сильные стороны ребёнка;
•Подбадривать, хвалить ребёнка;
•Избегать подчеркивания промахов ребёнка;
•Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку;
• Больше добрых слов, таких как: «У тебя всё получится!», «Ты знаешь это очень хорошо», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!», «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!»;
• Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновений;
• Совместными действиями (присутствием при домашних занятиях ребёнка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом).
Третий этап – генерация идей.
Как вы думаете, какими качествами должны обладать ваши дети, чтобы смогли преодолеть свой страх перед сдачей ЕГЭ? (Ответы участников.)
Чтобы справиться с волнением при тестировании у выпускников должны быть сформированы следующие качества:
умение работать с собой;
умение принимать свое решение;
должны доверять себе, как учителю;
сформированы волевые качества;
Вырабатывать ответственность;
умение довести дело до конца;
понимать, что получить результат легко невозможно;
позиция выбора.
Слайд 11ОЧЕНЬ ВАЖНО
Важным вопросом стоит доверие между ребёнком и родителями. Выпускные экзамены
– это граница между детской и взрослой жизнью, когда ребёнку придётся выбирать своё направление в жизни, здесь родителям необходимо поддержать своего ребёнка, не воплощая в нём «нереализованного себя». Здесь вам поможет упражнение на доверие.
В процессе работы важно держать непрерывную нить разговора: вопрос-ответ. Вы всё время акцентируете родителей на снятие тревожности у своих детей в период подготовки и сдачи экзамена. Для этого вы можете повысить психологическую компетентность родителей, проинформировав их об уровнях тревожности, способах понижения тревожности и повышения уровня стрессоустойчивости, дав несколько рекомендаций и упражнений в данном направлении. Ориентируете родителей на понимание психологического состояния своего ребёнка, готовность помочь в нужный момент.
Слайд 12Строим дом
(командообразование, психологическая компетентность, профилактика профессионального выгорания)
Для его проведения с педагогами
потребуется изображение дома (рисунок на ватмане или декорация) и стикеры с клеящимся краем.
Инструкция: «Представьте себе, что в течение 11 лет обучения ребенка в школе мы строим дом. Построенный дом — это тот результат, который мы получаем на выпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть своя функция: кто-то закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кладет крышу, кто-то украшает фасад. Как вы думаете, а что делаете именно вы на ваших уроках? С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома?».
Учителя пишут ответы на стикерах, приклеивают их на изображение дома и комментируют. Когда все выполнят это задание, психолог обращает внимание педагогов на то, что у каждого из нас есть свой маленький вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемся того, что дом будет построен.
Очень важно обратить внимание учителей на то, что подготовка к экзамену — это не ответственность только психолога или только педагогов, работающих в старших классах. Ведь они строят свою работу на том фундаменте, который заложили в начальной и средней школе.
Подобные упражнения, помимо своей прямой цели, оказывают также своего рода психотерапевтическое воздействие, помогая педагогу воспринимать низкие результаты ребенка на ЕТЭ не только как свою личную недоработку. В ходе общего обсуждения, можно проанализировать сформированный на данный момент уровень подготовки учащихся выпускных классов. Здесь возможно как обсуждение результатов психологической диагностики, так и обращение к опыту педагогов, которые, взаимодействуя с ребенком на уроке, могут выделить ключевые особенности его учебной деятельности. Здесь психолог может задать следующие направления:
- предметом обсуждения становятся все выпускники,
- в фокусе внимания оказываются группы учащихся, выделенные на основании тех ил и иных трудностей,
- обсуждаются трудности отдельных выпускников.
Результатом работы должно стать выделение наиболее проблемных областей и имеющихся ресурсов. Следует уделять внимание обсуждению позитивных моментов, это повышает мотивацию и снижает тревогу участников тренинга.
В заключении, педагоги и психологи разрабатывают единую психолого-педагогическую стратегию поддержки выпускников и распределяют ответственность за отдельные элементы работы.