Презентация, доклад на тему Психологическая готовность к ЕГЭ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ- в течение учебного года научить правильно выстроить работу с педагогами и родителями учащихся в период подготовки и сдачи ЕГЭ (план психолого-педагогического сопровождения). создать положительную психологическую атмосферу в педагогическом коллективе и в школе. профилактика профессионального

Слайд 1Семинар – практикум
по теме «Психологическая подготовка к ЕГЭ в ОУ.

Работа педагога – психолога с участниками образовательного процесса».


«ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ!»
Мастер - класс
Педагог – психолог
Булгакова Т.А.









Анапа
2018

Семинар – практикум по теме «Психологическая подготовка к ЕГЭ в ОУ. Работа педагога – психолога с участниками

Слайд 2ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- в течение учебного года научить правильно выстроить работу с

педагогами и родителями учащихся в период подготовки и сдачи ЕГЭ (план психолого-педагогического сопровождения).
создать положительную психологическую атмосферу в педагогическом коллективе и в школе.
профилактика профессионального выгорания,
повышение уровня эффективной коммуникации,
- обучению навыкам саморегуляции.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- повысить психологическую компетентность
- повышение уровня стрессоустойчивости,
- повышение уровня эффективной коммуникации,
- повысить психологическую компетентность педагога,
- обучению навыкам саморегуляции.

Цели и задачи

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ- в течение учебного года научить правильно выстроить работу с педагогами и родителями учащихся в период

Слайд 41.Оказание поддержки педагогам и родителям по поводу его личностных трудностей предполагает,

что психолог в некотором смысле занимает позицию «сверху»: Психолог становится более опытным специалистом, выступает как ведущий (семинары - практикумы, психолого-педагогические мастерские по профилактике профессионального выгорания, саморегуляции, психологическая компетентность).
Есть специфика – возраст, авторитаризм. Не каждый психолог способен добиться этого к коллективе педагогов).

2.Обращение к методическим трудностям возможно только из позиции «на равных»: педагог и психолог — равноправные коллеги, обладающие равноценным опытом. Это подразумевает формы работы совещательного характера. Подобная позиция и с родителями – обсуждение общих стратегий в работе с ребенком.

Два направления позиции в работе психолога

1.Оказание поддержки педагогам и родителям по поводу его личностных трудностей предполагает, что психолог в некотором смысле занимает

Слайд 5
В поисках судьбы

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы

найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая... Ну, как бы сказать, чтобы никого не обидеть... Не очень. Один из моряков сказал своему другу:

- Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
- Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.
- Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
- Ты что с ума сошёл? Она же такая... не очень.
- Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп... коровами. Хорошая невеста стоила 10 коров. Пригнал он 10 коров и подошёл к вождю:

- Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и я даю за неё 10 коров!
- Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
- Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
- Ты что, мил человек, шутишь? Не видишь, она же такая... не очень.
- Я хочу жениться именно на ней.
- Хорошо, но как честный человек я не могу взять 10 коров, она того не стоит. Я возьму за неё 3 коровы, не больше.
- Нет, я хочу заплатить именно 10 коров. Они поженились. Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты. Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит, видит — сидит его друг, вокруг детишки бегают...
- Как живёшь?
- Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.
- Вот, познакомься. Это моя жена.
- Как? Ты что женился ещё раз?
- Нет, это всё та же женщина.
- Но как это произошло, что она так изменилась?
- А ты спроси у неё сам.

Подошёл друг к женщине и говорит:
- Извини, за бестактность, но я помню, какая ты была... не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
- Просто, однажды я поняла, что стою 10 коров...



В поисках судьбыОднажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на

Слайд 6


Предполагается, что первоначальной формой является проведение установочного семинара, где необходимо определит

ключевые позиции, принципы, руководящие идеи, на которые будет опираться психолого-педагогическое взаимодействие. Такой семинар лучше проводить в начале учебного года и посвятить его не содержательным аспектам работы над психологической готовностью к ЕГЭ, а формулировке вышеописанных принципов взаимодействия.





ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

Предполагается, что первоначальной формой является проведение установочного семинара, где необходимо определит ключевые позиции, принципы, руководящие идеи, на

Слайд 8КАК МЫ ОТНОСИМСЯ К…

Шкала согласия.

Упражнение предполагает сразу диагностику уровня тревожности

и выявление отношения педагогов к ЕГЭ,
Возможны два варианта этого упражнения.

С родителями

Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса согласия и несогласия. Например, у окна и у двери.
Согласие и несогласие дается на утверждения:
- я хорошо представляю, как проходят ЕГЭ,
- ЕГЭ нужное и полезное нововведение в школе,
- отношение к ЕГЭ.

Затем он предлагает всем участникам занять нужную им позицию, и просит прокомментировать ее. Здесь можно обсудить отношение учителей к ЕГЭ, сформулировать понятие собственной готовности и готовности в его представлении класса, выделить отдельные компоненты.

С педагогами.

Шкала согласия рисуется на бумаге. Согласие и несогласие просят нарисовать в виде точке на линии. Уже, исходя из этого, можно переходить к обсуждению того, какие требования выдвигает ЕГЭ и в чем его особенности как измерительного инструмента. Здесь можно провести пару упражнений, направленный на понимание структуры проведения ЕГЭ, трудностей при подготовке и сдачи. (проиграть ЕГЭ в реальности «здесь и сейчас»)

КАК МЫ ОТНОСИМСЯ К…Шкала согласия. Упражнение предполагает сразу диагностику уровня тревожности и выявление отношения педагогов к ЕГЭ,Возможны

Слайд 9МЫ КОМАНДА
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры. 

Инструкция: Я приветствую вас в нашем

дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 4 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: утро — день — вечер — ночь. 
Участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.

Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой. 
Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.

Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы:— Выработайте как можно больше идей.— Все идеи записываются.
- Ни одна идея не отрицается.
- Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время.

Предлагаю вам задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам? 
Задание 2-й группе: как организовать подготовку и сдачу единого государственного экзамена? 
Задание 3-й группе: как организовать день накануне экзамена?
Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно прошло ЕГЭ? 
Задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: плюсы и минусы в поведении во время экзамена.
Задание 2-й группе: какие трудности могут возникнуть во время экзамена. 
Задание 3-й группе: как избежать неудачи во время экзамена.
Задание 4-й группе: как психологически настроить и поддержать учащегося во время экзамена.

Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и правила группы. На обсуждение дается 2 минуты. Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.
Обсуждение: Так как психолог здесь выступает как эксперт, ему важно вопрос. Какие новые задачи нужно решать совместно. Последний вопрос очень важен, так как он, во-первых, помогает педагогу найти личные и профессиональные ресурсы, а во-вторых, поддерживает его, подчеркивает его профессиональную значимость. В качестве ресурсов может выступать обучение педагогов способам профилактики стрессовых состояний.
При проведении подобных мероприятий важно, прежде всего, сформировать общее понимание содержания и требований экзамена. Поэтому первым этапом работы должно быть совместное обсуждение тех образовательных и личностных компетенций, сформированности которых требует экзамен. Очень важно, чтобы у педагогов в результате взаимодействия с психологом появилось понимание того, что успешность в сдаче ЕГЭ подразумевает не только достаточный уровень знаний, но и ряд других функций.

МЫ КОМАНДАМатериал: 4 листа ватмана, фломастеры. Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться

Слайд 10ПРОРАБОТАТЬ СИТУАЦИЮ
Сегодня на нашем мастер- классе мы будем проживать ещё 2

роли - это роль педагога - психолога и родителя (участники семинара делятся на группы и проигрывают предлагаемые ситуации).
Ход упражнения.
Давайте разобьемся на пары. Первый - родитель, второй - педагог – психолог. Задача педагога – психолога решить запрос, с которым пришёл к нему родитель:
Упражнение состоит из нескольких этапов.
Первый этап – вычленить проблемные ситуации.
Примерные варианты ответов родителей:
- Мой ребёнок тревожен, часто говорит фразы: «Я не сдам экзамен..», «Я не смогу, не справлюсь..» .
- У моего ребёнка экзамены. Он видит наше волнение и ещё больше ощущает нервозность.
- Ребёнок учит предметы «не выходя» из комнаты. Никуда не ходит, ни с кем не встречается, плохо ест.
- Ребёнок выбрал определённые предметы для сдачи экзаменов, и подошёл ко мне с вопросом, который я не очень хорошо понимаю.
 
Второй этап – решения проблемных ситуаций.
Необходимо найти решения проблем путём обсуждения. Задавая вопросы родителю: «Как вы считаете, какой выход может из этой ситуации?»
Вопросы:
- Как поддерживать рабочий настрой ребёнка?;
- Быть спокойным, уравновешенным, доброжелательным в общении с ребёнком.
- Как снизить тревожность ребёнка?;
Ответы:
•Верить в успех ребёнка;
•Опираться на сильные стороны ребёнка;
•Подбадривать, хвалить ребёнка;
•Избегать подчеркивания промахов ребёнка;
•Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку;
• Больше добрых слов, таких как: «У тебя всё получится!», «Ты знаешь это очень хорошо», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!», «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!»;
• Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновений;
• Совместными действиями (присутствием при домашних занятиях ребёнка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом).
Третий этап – генерация идей.
Как вы думаете, какими качествами должны обладать ваши дети, чтобы смогли преодолеть свой страх перед сдачей ЕГЭ? (Ответы участников.)
Чтобы справиться с волнением при тестировании у выпускников должны быть сформированы следующие качества:
умение работать с собой;
умение принимать свое решение;
должны доверять себе, как учителю;
сформированы волевые качества;
Вырабатывать ответственность;
умение довести дело до конца;
понимать, что получить результат легко невозможно;
позиция выбора.
 
ПРОРАБОТАТЬ СИТУАЦИЮСегодня на нашем мастер- классе мы будем проживать ещё 2 роли - это роль педагога -

Слайд 11ОЧЕНЬ ВАЖНО



Важным вопросом стоит доверие между ребёнком и родителями. Выпускные экзамены

– это граница между детской и взрослой жизнью, когда ребёнку придётся выбирать своё направление в жизни, здесь родителям необходимо поддержать своего ребёнка, не воплощая в нём «нереализованного себя». Здесь вам поможет упражнение на доверие.
 


В процессе работы важно держать непрерывную нить разговора: вопрос-ответ. Вы всё время акцентируете родителей на снятие тревожности у своих детей в период подготовки и сдачи экзамена. Для этого вы можете повысить психологическую компетентность родителей, проинформировав их об уровнях тревожности, способах понижения тревожности и повышения уровня стрессоустойчивости, дав несколько рекомендаций и упражнений в данном направлении. Ориентируете родителей на понимание психологического состояния своего ребёнка, готовность помочь в нужный момент.


ОЧЕНЬ ВАЖНО		Важным вопросом стоит доверие между ребёнком и родителями. Выпускные экзамены – это граница между детской и

Слайд 12Строим дом
(командообразование, психологическая компетентность, профилактика профессионального выгорания)
Для его проведения с педагогами

потребуется изображение дома (рисунок на ватмане или декорация) и стикеры с клеящимся краем.
Инструкция: «Представьте себе, что в течение 11 лет обучения ребенка в школе мы строим дом. Построенный дом — это тот результат, который мы получаем на выпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть своя функция: кто-то закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кладет крышу, кто-то украшает фасад. Как вы думаете, а что делаете именно вы на ваших уроках? С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома?».
Учителя пишут ответы на стикерах, приклеивают их на изображение дома и комментируют. Когда все выполнят это задание, психолог обращает внимание педагогов на то, что у каждого из нас есть свой маленький вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемся того, что дом будет построен.
Очень важно обратить внимание учителей на то, что подготовка к экзамену — это не ответственность только психолога или только педагогов, работающих в старших классах. Ведь они строят свою работу на том фундаменте, который заложили в начальной и средней школе.
Подобные упражнения, помимо своей прямой цели, оказывают также своего рода психотерапевтическое воздействие, помогая педагогу воспринимать низкие результаты ребенка на ЕТЭ не только как свою личную недоработку. В ходе общего обсуждения, можно проанализировать сформированный на данный момент уровень подготовки учащихся выпускных классов. Здесь возможно как обсуждение результатов психологической диагностики, так и обращение к опыту педагогов, которые, взаимодействуя с ребенком на уроке, могут выделить ключевые особенности его учебной деятельности. Здесь психолог может задать следующие направления:
- предметом обсуждения становятся все выпускники,
- в фокусе внимания оказываются группы учащихся, выделенные на основании тех ил и иных трудностей,
- обсуждаются трудности отдельных выпускников.
Результатом работы должно стать выделение наиболее проблемных областей и имеющихся ресурсов. Следует уделять внимание обсуждению позитивных моментов, это повышает мотивацию и снижает тревогу участников тренинга.
В заключении, педагоги и психологи разрабатывают единую психолого-педагогическую стратегию поддержки выпускников и распределяют ответственность за отдельные элементы работы.

Строим дом(командообразование, психологическая компетентность, профилактика профессионального выгорания)Для его проведения с педагогами потребуется изображение дома (рисунок на ватмане

Слайд 13Удачных экзаменов!

Удачных экзаменов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть