Презентация, доклад на тему Психодрама, как метод психокоррекционной работы.

Содержание

1 Введение  Невротические состояния и невротические реакции в социальной психиатрии имеют особую значимость при оценке ограничений жизнедеятельности человека. Это обусловлено, прежде всего, особенностями социальной дезадаптации такой группы больных,

Слайд 1 Тема: «Пcиходрама, как метод психокоррекционной работы».  Подготовил : Устиновская Татьяна Владимировна     Дата 16.01.2017

 Тема: «Пcиходрама, как метод психокоррекционной работы».   Подготовил : Устиновская Татьяна Владимировна     Дата 16.01.2017

Слайд 21 Введение
 
Невротические состояния и невротические реакции

в социальной психиатрии имеют особую значимость при оценке ограничений жизнедеятельности человека.
Это обусловлено, прежде всего, особенностями социальной дезадаптации такой группы больных, их распространенностью, сложностями дифференциального диагноза, а также неоднозначным подходом к оценке степени выраженности и стойкости симптоматики, что крайне важно при постановке диагноза и выбора способа лечения.
Под неврозом (невротическим состоянием) понимается, обусловленное фрустрацией нервно-психическое расстройство непсихотического регистра, в основе которого лежит аутопсихологический конфликт.
В клинической картине невротического состояния ведущими являются аффективные нарушения, психогенно обусловленные соматовегетативные расстройства и нервно-психическая симптоматика непсихотического уровня.
При выботе способа лечения, необходимо учитывать принципиальную обратимрсть неврозов и то, что психогенная ситуация обусловлена внутренними аутопсихическими конфликтими.
Необходимо помнить, что с позиций “психиатрии течения” возможен переход невратических реакций в состояния, а в дальнейшем, в невротическое лечение.
1 Введение      Невротические состояния и невротические реакции в социальной психиатрии имеют особую значимость

Слайд 3 
 
Единой классификации неврозов нет. Многообразие классификаций-следствие отсутсвия

единого взгляда на этиопатогенетические механизмы.
Сложность и полиморфизм клиники, разнообразие патогенных ситуаций, участие сомато-вегететивных нарушени – ведет к многообразию концепций неврозов.

Условно их можно разделить на три большие групп:
- биологические концепции неврозов;
- социогенетические концепции;
- аутопсихологические (психологические) концепции.
 
Обратимся к одной из перечисленных концепций-социогенетической. Представители этой концепции считают, что неврозы являются следствием иррационально, не продуктивно разрешаемых конфликтов между личностью и значимыми для нее социальными группами (референтная группа, семья и т.д.).
Одним из наиболее значимых представителей этого подхода является создатель “Теории ролей” Якоб Морено. Он считал, что формирование невроза обусловлено невозможностью реализовать особо эмоционально значимые для личности ролевые функции (роль лидера, матери, старшего партнера и т. д.).  

      Единой классификации неврозов нет. Многообразие классификаций-следствие отсутсвия единого взгляда на этиопатогенетические механизмы.

Слайд 4 На базе этой концепции

сформировался достаточно эффективный метод психотерапии-”Психодрама по Морено”.
Известно, что топливом для невроза являются аффективные расстройства – тревога, внутреннее напряжение, страх и т.п. Основной метод лечения и расширения сферы жизнедеятельности невротика – различные варианты психотерапии, в том числе и психодрама, которая получила широкое применение благодаря своей выразительности, зрелищности и сравнительно непродолжительному времени лечения по сравнению с “разговорными” видами психотерапии (например психоаналитически ориентированные виды психотерапии).


На базе этой концепции сформировался достаточно эффективный метод психотерапии-”Психодрама по

Слайд 52.
а. Методологические и методические основы психодрамы, история создания.

Психодрама - это

метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения.
Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает действительные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников.
  Психодраматические группы невелики. Их цель заключается в самопознании и приобретении "собственного опыта". Эти группы обычно состоят из 10 - 12 участников и образуются по гетерогенному принципу, то есть из людей разного возраста, пола и социального положения. (Вместе с тем могут существовать группы со схожей проблематикой участников.) Все участники находятся в равном положении. Не следует отбирать участников, исходя из их возраста или социального положения.

2. а. Методологические и методические основы психодрамы, история создания.Психодрама - это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают

Слайд 6Следует отметить, что именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным

для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и образцов поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследование, чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций.
Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальттерапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения .
Следует отметить, что именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов

Слайд 7Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия,

при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей - будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.
В роли терапевта режиссер психодрамы пытается помочь членам группы изменить неудачные стереотипы поведения. С одной стороны, режиссер может не вмешиваться в групповой процесс, позволяя группе самой продолжать занятие. С другой стороны, он может агрессивно, настойчиво и ласково требовать от участников работы в драматическом действии. Как любой лидер, терапевт иногда становится мишенью для комментариев и критики со стороны группы; но, будучи членом группы, он должен реагировать на эти нападки открыто и не защищаться от них.
Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут

Слайд 8 Говоря о катарсисе в психодраме, Морено видел в нем высшую

ценность психодраматического метода. Он называл его "катарсисом интеграции, очищающим восстановлением". В своем труде "Театр спонтанности" он писал, а позже повторял: "Каждое последующее событие освобождает человека от впечатлений, оставшихся от предыдущего... При повторении события, происшедшего ранее и не коснувшегося сознания, которое теперь вспоминается как бы полуосознанно и достигает сознания, может освобождаться энергия, связанная с этим событием..."
Достижение спонтанности и креативности" - основная цель психодрамы. Эти понятия в теории Морено являются центральными. В них он видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к Запредельному. Только если спонтанность и креативность будут соответствовать внутренней динамике драматического действия, может произойти “естественный процесс исцеления” - процесс самоисцеления.

Говоря о катарсисе в психодраме, Морено видел в нем высшую ценность психодраматического метода. Он называл его

Слайд 9
Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного

поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или в групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.
Таким образом, драма может служить терапевтическим целям и считается, что психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения.
Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт

Слайд 10в. Основные подходы и приемы психодрамы.
В роли аналитика руководитель группы

интерпретирует и комментирует поведение участников, анализирует реакции всех членов группы на какое-то действие.
Тот член группы, который является субъектом конкретного психодраматического действия, называется протагонистом. Протагонист, изображая события из своей жизни, имеет редкую возможность дать собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой равных партнеров, сочувствующих ему. С помощью режиссера, аудитории и специальных творческих приемов протагонисты осуществляют действия по принципу "здесь и сейчас" для того, чтобы достичь инсайта при осознании своей психической реальности и улучшить способность функционирования в реальной жизни.
Участник, задействованный в работе с протагонистом, исполняет роль "вспомогательного Я". "Вспомогательное Я" олицетворяет всех значимых других в жизни протагониста. Зерка Морено выделила пять основных функций "вспомогательного Я":
· сыграть ту роль, которую замышляет протагонист для осуществления психодрамы;
· помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с отсутствующими персонажами действия;
· сделать видимыми те аспекты взаимоотношений, которые протагонист не сознает;
· терапевтически направлять протагониста в решении его внутри- и межличностных конфликтов;
· помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни;

в. Основные подходы и приемы психодрамы. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение участников, анализирует

Слайд 11Как и руководители большинства групповых подходов, руководитель психодраматической группы должен выстраивать

с участниками теплые, человеческие взаимоотношения. Так же как и гештальттерапевт, режиссер психодрамы является одним из наиболее активных руководителей психокоррекционных групп. Однако в отличие от гештальттерапевта режиссер психодрамы выступает в роли катализатора, статус которого в большей или меньшей степени аналогичен статусу члена группы. Более того, он, как правило, не работает с участником один на один, а старается использовать потенциальные возможности всей группы. Одной из положительных сторон психодрамы является то, что члены группы активно вовлекаются в работу внутри группы, особенно если они выступают во время представлений как "вспомогательные Я". Такие особенности групповой динамики, как групповые нормы, темы и борьба влияний, имеют в психодраме большое значение. Обратная связь, которую дают члены группы, расценивается в психодраме не как проекция, которая мешает терапевтическому процессу, а как существующая реальность.

Как и руководители большинства групповых подходов, руководитель психодраматической группы должен выстраивать с участниками теплые, человеческие взаимоотношения. Так

Слайд 12 Ролевая игра - это одно из основных понятий психодрамы. В

отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни.
Второе понятие - спонтанность - было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей. Он считал, что спонтанность - это тот ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а, следовательно, она не чужда контроля над собой. Понятие теле описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата - инсайта, нового понимания имеющейся проблемы.
Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную особенность, как ролевые игры по принципу «здесь и сейчас». Этот подход имеет разнообразные приложения как к лечению, так и к личностному росту. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами.

Ролевая игра - это одно из основных понятий психодрамы. В отличие от театра в психодраме участник

Слайд 13В психодраматическом действии Морено выделял три фазы :
Первая служила для сплочения

и разогрева группы и помогала установлению контакта между директором (руководителем группы) и членами группы. Вместе с тем в процессе разогрева выяснялось, кто из присутствующих был готов стать протагонистом и какова была его проблема, которую ему хотелось бы "разыграть".
Вторая фаза - само драматическое действие. Теперь протагонист выступал в роли главного действующего лица, а директор отступал в сторону, управляя процессом со второго плана. Время от времени в игру включались другие участники, исполнявшие различные роли. "Протагонист получает возможность встретиться не только с частями своего "я", но и с другими персонажами, участвующими в его внутреннем конфликте". В это время протагонист забывал о существовании директора и группы. Теперь он находился в окружении вспомогательных лиц, воплощавших образы и символы его внутреннего мира.
Протагонист получал возможность войти в соприкосновение со своими конкретными жизненными трудностями, а также с реальными, преувеличенными или даже вымышленными проблемами. В процессе действия он мог войти в конфликт с конкретными антагонистами или своими проекциями на них. Подобно детским переживаниям в психодраме Морено, это взаимодействие иногда могло оказаться болезненным, так как оно приводило человека к открытию в себе не самых приятных личностных черт. Но иногда оно освобождало от субъективных заблуждений и позволяло вновь объективно взглянуть на жизнь.

В психодраматическом действии Морено выделял три фазы :Первая служила для сплочения и разогрева группы и помогала установлению

Слайд 14
  На третьей фазе театр заканчивался, и на первый план

выступала группа. Иногда протагонист мог почувствовать себя жертвой, отданной на заклание группе. Только теперь, когда протагонист и группа вступили в прямой контакт, он опять по-настоящему осознавал существование группы. Каждый участник говорил о своих чувствах и переживаниях, которые возникали у него во время психодрамы. Избавившись от своего тяжкого груза, протагонист получал ответный дар. Он узнавал о том, что и у других существуют похожие проблемы, и больше не чувствовал себя ущербным. Или же он начинал понимать, что похожие проблемы могут иметь иное решение. Его собственный жизненный опыт расширялся и обогащался за счет жизненного опыта окружающих. Кроме того, он узнавал, как его воспринимают другие, в чем они ему сочувствуют, а в чем, может быть, и нет, и получал возможность увидеть свое отражение в “объемном зеркале” группы.
Морено называл психодраму "естественным методом реального исцеления". Во время психодраматического процесса оживали древнейшие немые слои человеческой психики, возникшие значительно раньше слова и потому не имевшие возможности вербального выражения. "Как ни важна роль языка в развитии индивида и группы - он все-таки является устной и письменной формой общения и, разумеется, может считаться великим социальным завоеванием, - но в его в истории остаются более ранние ступени развития человеческого общения и довербальная жизнь ребенка..."
  На третьей фазе театр заканчивался, и на первый план выступала группа. Иногда протагонист мог почувствовать

Слайд 15  
  Психодраму Морено рассматривал как

цельный терапевтический метод, основанный на спонтанном действии и позволявший использовать все формы выражения душевного состояния: слово, мимику и символику жеста.
Размышляя о ранней фазе детского развития и характерном для нее симбиотическом слиянии младенца с матерью, (по выражению Нойманна - "первичном единстве") , Морено пришел к мысли о возможном установлении тождества Я и Ты. Эти рассуждения привели его к развитию метода дублирования: один человек мог попробовать посмотреть на мир глазами другого, говоря, чувствуя и действуя от его лица. Иными словами, дубль - это вторая половина «Я», его возможное дополнение. Здесь имеется в виду только ощущение человеком своей целостности, а не полное тождество, характерное для сильного «Я», способного идентифицироваться с другими. Возможность отождествления одного субъекта с другим, а также с окружающими объектами, которая позже была технически реализована в психодраме, впервые была использована Ф. Перлзом в созданном им методе гештальт-терапии.
Следующей фазой психического развития Морено считал осознание ребенком своего "я", то есть уникальности своей личности. Психологические механизмы, характерные для этой фазы, просматриваются в психодраматической технике «зеркала». Подобно ребенку, который, глядя в лицо матери, как в зеркало, постепенно осознает, что отражение в зеркале является его собственным, протагонист видит свое отражение в других участниках драмы и постепенно осознает свое “я” и его внешние проявления.
          Психодраму Морено рассматривал как цельный терапевтический метод, основанный на спонтанном

Слайд 16
Техника «зеркала» была очень проста в применении: человек наблюдал отражение,

копию своей характерной манеры поведения, формы выражения своей личности и т.д. или, если говорить вообще, - отражение содержания своей психики.
На третьей фазе развития психики возникает отношение "Ты", т.е. - познание другого. Этой фазе в психодраме соответствует введение в роли, их исполнение и обмен ролями с характерным для этой техники "проникновением в другого". По всей вероятности, этот обмен ролями является наиболее важной техникой для знакомства с внутренним миром другого человека. Она может успешно применяться, если протагонист готов быть открытым и честным, а в некоторых случаях - достаточно мужественным. Например, иногда протагонисту, по указанию директора, неожиданно для себя приходится поменяться ролями со своим антагонистом. Или в драме, посвященной взаимоотношениям отца и сына, сыну требуется войти в роль отца. В таком случае он должен изменить свое мировоззрение и чувства, свои мерки и эмоции, чтобы вжиться в образ отца и какое-то время находиться в этом образе. Если ему это удастся, он сможет субъективно воспринимать своего отца, воспринимая себя объективно с точки зрения отца. Таким образом, у протагониста появляется новый взгляд на самого себя, которого до сих пор просто не существовало. (В таком случае опять можно говорить о возвращении проекций.)

Техника «зеркала» была очень проста в применении: человек наблюдал отражение, копию своей характерной манеры поведения, формы

Слайд 17 Межличностные отношения в психодраме 
При обмене ролями необходима ровная

эмпатия; ее наличие может служить главным условием того, что имел в виду Морено, говоря о встрече: "Тогда я посмотрю на тебя твоими глазами, а ты на меня - моими". Обмен ролями позволяет одному человеку проникнуть в сущность другого.
Дублирование, техника зеркала и обмен ролями - три основных технических элемента психодрамы. В процессе работы Морено периодически их изменял и дополнял. Впоследствии эти техники претерпевали изменение в соответствии с фантазией того или иного директора, применявшего их в конкретной ситуации.
В психодраматической терапии ни в коем случае нельзя пренебрегать всевозможными межличностными отношениями. Говоря о "межличностных отношениях". Морено имел в виду три типа "отношений между людьми: эмпатию, перенос и «теле». «теле» - объективный социальный процесс с патологическим (перенос) и психологическим (эмпатия) ответвлениями. Несмотря на позитивную роль эмпатии, по своему смыслу она не отражает взаимности процесса. Перенос играет отрицательную роль и способствует прекращению и разрушению социальных отношений. «Теле» же, наоборот, только укрепляет взаимодействие между членами группы..."

Межличностные отношения в психодраме При обмене ролями необходима ровная эмпатия; ее наличие может служить главным

Слайд 18 
В психодраме проекции существуют в полном объеме. Они обусловливают динамический

игровой процесс, изменяющий представления человека о его ближних. "Распознавание" проекций происходит при каждом столкновении с ними и тем раньше, чем большее число людей является их носителями: в общем случае - все участники группы и, в частности, каждый исполнитель роли. Здесь на разных людей могут быть спроецированы и восприниматься со стороны разные интрапсихические факторы, желания, страхи, положительные и отрицательные черты личности. В таком случае соприкосновение с источниками проекций проходит легче, чем в "нормальной" жизненной ситуации (или при индивидуальном анализе в терапевтическом альянсе), когда на одного человека переносятся всевозможные бессознательные аспекты своего “я”, что приводит аналитика к необходимости различать свои и чужие черты.
В результате проективного процесса изменяется восприятие: «Ты» начинает восприниматься в соответствии с тем, каким человек является в действительности. Это проясняется в общении между людьми, а в психодраме становится особенно ясным, в первую очередь при обмене ролями и дублировании. С другой стороны, проекции имеют еще и огромную терапевтическую ценность: однажды их "распознав", человек изменяет представление не только о «Ты», но и о самом себе.

  В психодраме проекции существуют в полном объеме. Они обусловливают динамический игровой процесс, изменяющий представления человека о

Слайд 19 Основные техники психодрамы.

Техника монолога Техника терапевтического монолога Техника самопрезентации Техника самореализации Галлюцинаторная психодрама Техника двойника Техника

нескольких двойников Техника зеркала Техника обмена ролями Техника проекции будущего Техника сновидения Техника символической реализации Аналитическая психодрама Техника вспомогательного мира Лечение на расстоянии
Техники “настройки”: Техники спонтанных импровизаций Терапевтическое сообщество Техники «зеркало за спиной» Техника «публика спиной к протагонисту» Техника «повернись спиной»
Психодрама не является некой отдельной техникой, а представляет собой методологию, синтетический метод, посредством которого вызывается самый широкий спектр переживаний у пациента. Перечислим некоторые из психодраматических техник.
Основные техники психодрамы.Техника монолога Техника терапевтического монолога Техника самопрезентации Техника самореализации Галлюцинаторная психодрама Техника двойника Техника

Слайд 20Техника монолога
Эта техника представляет собой монолог протагониста «in situ». Например, пациент

разыгрывает сцену, в которой он возвращается домой с работы. Он идет от станции метро к своему дому. В реальной жизни он обычно в эти моменты думает о себе, но, естественно, будучи наедине с собой, не проговаривает свои мысли вслух. Психодраматический терапевт-режиссер предлагает ему воспользоваться техникой монолога: расхаживая по сцене, говорить вслух все, что он думает и чувствует в данный момент, здесь и сейчас. Пациент использует большую, нижнюю, платформу психодраматической сцены. Он долго ходит по сцене, покачивает головой, постепенно настраиваясь на проигрывание ситуации, которая изо дня в день повторяется в его реальной жизни. Лицо нахмурено, голова совсем ушла в плечи и безвольно поникла — он в полном унынии. Тихим голосом, почти шепотом, он говорит: «Мне надоела моя жизнь. Правда, у меня хорошая работа, но если бы кто-нибудь только мог знать, как мне не хочется по вечерам возвращаться домой. Я заранее знаю, что там меня ждет. Моя мать с ее жалобами на бесконечные боли, которые не может вылечить ни один врач. Моя сестра Джейн — угрюмая несчастная старая дева, вынужденная посвятить свою жизнь матери и испытывающая злость и обиду: она чувствует, что жизнь проходит мимо, но у нее не хватает мужества сделать какую-нибудь попытку, чтобы изменить положение вещей и начать новую жизнь. И я — точная копия моей сестры, злящийся на них обеих за то, что вынужден содержать их…
Техника монологаЭта техника представляет собой монолог протагониста «in situ». Например, пациент разыгрывает сцену, в которой он возвращается

Слайд 21 Техника терапевтического монолога
Представляет собой изображение (посредством комментирующих диалогов и действий,

так сказать «реплик в сторону») скрытых мыслей и чувств пациента-протагониста, сопровождающих мысли и чувства, проявляемые внешне, или, другими словами, это изображение внутреннего отношения протагониста к своей роли. Эта техника особенно эффективна для выявления несоответствия между реальными событиями и восприятием пациента этих событий в межличностных отношениях; она помогает пациенту и его партнеру в жизни преодолеть пропасть непонимания, существующую между ними, поделиться друг с другом переживаниями, которые, они либо боялись выразить, либо не могли осознать до конца.  семейной коммуникации включает в себя нерегламентированные вопросы, отзеркаливание содержания разговора и эмоций, способность к использованию метафор, описывающих гласные и негласные паттерны взаимодействия в семье и  Отслеживание, как одна из форм аккомодации, эффективно лишь в том случае, когда  психотерапевт настраивается на язык семьи, вместо того чтобы навязывать свой  собственный.
Техника самопрезентации
Пациент изображает на сцене самого себя, мать, отца, сестру, начальника, свою девушку и т.д.
Техника самореализации
Протагонист изображает на сцене свой жизненный план с помощью нескольких вспомогательных эго

Техника терапевтического монологаПредставляет собой изображение (посредством комментирующих диалогов и действий, так сказать «реплик в сторону») скрытых

Слайд 22Техника двойника
Используется при проникновении в конфликты субъекта на уровне эго. Вспомогательное

эго находится рядом с пациентом, взаимодействуя с ним «как он сам», физически удваивая его в пространстве и помогая ему понять свои проблемы.
Техника нескольких двойников
Пациент находится на сцене с несколькими своими двойниками. Каждый их них изображает различные аспекты его личности Одно вспомогательное эго изображает пациента таким, какой он есть сейчас, а пациент в это время изображает самого себя в детском возрасте и каким он был вскоре после смерти отца; другое вспомогательное эго изображает, каким он может стать через 30 лет. Все маски пациента присутствуют на сцене одновременно, и каждая играет в свою очередь
Техника зеркала
Эта техника используется, когда пациент не в состоянии изобразить самого себя словами или действием. Вспомогательное эго находится на игровой площадке психодраматического пространства, а пациент или группа пациентов остаются сидеть либо среди публики, либо среди остальных участников группы. Вспомогательное эго изображает пациента, отождествляя себя с ним: режиссер обращается к нему, называя его по имени изображаемого им пациента. Вспомогательное эго воспроизводит поведение пациента и его взаимодействия с другими — либо реально существующими людьми, при этом все воспринимая как бы глазами самого пациента. Пациент видит самого себя «как в зеркале», как бы со стороны — так, как другие люди воспринимают его.
Техника двойникаИспользуется при проникновении в конфликты субъекта на уровне эго. Вспомогательное эго находится рядом с пациентом, взаимодействуя

Слайд 23
Техника обмена ролями
При этой технике пациент в межличностной ситуации принимает на

себя роль другого ее участника. Таким образом искажения восприятия «другого» во взаимодействии могут быть обнаружены, поняты и скорректированы в действии и контексте данной группы.обмен ролями эффективно использовался при работе с детьми младшего и среднего возраста как техника социализации и самоинтеграции.

Техника сновидения
Вместо того чтобы пересказывать свое сновидение, пациент воспроизводит его в действии. Он ложится на кровать, входя в роль спящего. Когда же он чувствует, что готов воссоздать сновидение, то встает с кровати и представляет его в действиях, используя вспомогательные эго для исполнения ролей персонажей сновидения. Эта техника в дальнейшем дает возможность для переобучения пациента, позволяя ему «изменять» свое сновидение и заново отрежиссировать ход событий в нем. Это уникальный вклад психодрамы в терапевтическое использование сновидений, так как другие подходы основываются на анализе и интерпретации.

Техника символической реализации
Изображение протагонистом символического процесса в целях его прояснения с использованием техник монолога, двойника, обмена ролями или зеркала.





Техника обмена ролямиПри этой технике пациент в межличностной ситуации принимает на себя роль другого ее участника. Таким

Слайд 24Аналитическая психодра
Аналитическая гипотеза — например эдипов комплекс — подвергается проверке на

сцене для того, чтобы установить, истинна ли она. Пациент исполняет роль своей матери, которая разговаривает с его отцом (отец приходит домой — его сегодня уволили с работы из-за больного сердца). Аналитик сидит среди публики и наблюдает. Анализ материала происходит тотчас же после окончания сцены.
Техники “настройки”
Используются для того, чтобы вызвать состояния спонтанности.
Техники спонтанных импровизаций
Протагонист исполняет роли вымышленных персонажей и старается при этом придавать их характерам свои личные черты.
Техники “зеркало за спиной”
Многие из техник зеркала построены таким образом, что индивид может «видеть» и «слышать» себя через восприятие его другими людьми. В классической технике зеркала, описанной выше, протагонист физически присутствует, но психологически отсутствует. Вспомогательное эго действует так, «как будто» пациента здесь нет, для того чтобы бросить вызов пациенту, когда он осознает, что тот человек, которого изображают на сцене, и есть совершенно точное, правдивое изображение его самого. Но существуют и другие формы техники зеркала, которые Морено и его коллеги использовали в своей работе в Нью-йоркском институте.
Аналитическая психодраАналитическая гипотеза — например эдипов комплекс — подвергается проверке на сцене для того, чтобы установить, истинна

Слайд 25Психодрамматическая виньетка.

Виньетки как жанр психодраматической работы подкупают своей лаконичностью: психодрама, состоящая

из одной сцены, должна содержать в себе самое существенное из опыта протагониста. Патерики, представляющие собой краткий рассказ из жизни монахов, и, в отличие от житий святых, описывающие четко ограниченную во времени ситуацию прямо таки требуют виньетку в качестве формы для своего психодраматического воплощения.
Виньетка - это короткая психодраматическая работа, «драма из одной сцены». Обычно виньетка длится от 2-х до 20 минут, в то время как «драма» занимает в среднем около часа.
Написание письма.
Письмо пишет сам протагонист. В группе можно проигрывать содержания письма, используя других членов гшруппы. В том случае, если эта техника используется в индивидуальной работе, письмо может быть обсуждено и проработано с терапевтом.
Психодрамматическая виньетка.Виньетки как жанр психодраматической работы подкупают своей лаконичностью: психодрама, состоящая из одной сцены, должна содержать в

Слайд 26
Использование ролевых моделей в консультировании семьи.

Психодраматический метод с успехом используется в семейной психотерапии. Это может выражаться, например, в том, что психотерапевт предлагает членам семьи разыграть какую-нибудь ситуацию. Иногда предлагают участникам психотерапевтического процесса представить себе, будто они смотрят видеозапись одного из эпизодов своей совместной жизни, и попытаться прокомментировать его, аналогично тому, как делают спортивные комментаторы, освещая ход состязаний. Это позволяет членам семьи занять более творческую позицию и реализовать новые формы поведения. Представление о роли предполагает, что она включает в себя определенные качества. Они привносят в психотерапевтический процесс различные ожидания и представления его участников и помогают выработать осознанную позицию относительно демонстрируемых форм поведения. Переход от обвинительной позиции к более конструктивной является одной из самых ответственных задач семейной психотерапии, и анализ ролевого поведения позволяет это сделать.
Для успеха лечения вовсе не обязательно следовать определенному, заранее разработанному сценарию и исполнять определенные роли. Элементы психодрамы могут быть незаметно включены в ход сессий. Поэтому таких известных специалистов в области семейной психотерапии, как С. Минухин или В. Сатир, можно назвать скорее мастерами психодрамы, чем психоаналитиками.


Использование ролевых моделей в консультировании семьи.        Психодраматический метод с

Слайд 27c. Основные показания к использованию метода и противопоказания.
 
 

Показания: Психодрама, как метод психотерапии показана при следующих нозологических классах: неврозы и другие пограничные нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания, алкоголизм, характерологические нарушения.
 
Противопоказания:Стойкие отклонения характера у кого-либо из членов семьи в виде истероидной, эпилептоидной и параноидной психопатий, а также временные психотические состояния – нарушения мышления и сознания, выраженные депрессивные и маниакальные фазы, бредовые переживания. Также психодрама не показана и в случае ригидности жизненных установок, особенно связанных с преклонным возрастом.

c. Основные показания к использованию метода и противопоказания.      Показания: Психодрама, как метод психотерапии показана

Слайд 28d. Пример из практики.
 Следующий пример служит иллюстрацией  к

использованию психодрамы, как метода психотерапии..
За психокоррекционной помощью обратилась молодая женщина , назовем ее Тамара, 32 лет. Пациентка жаловалась на состояние тревоги и постоянное напряжение, которое она испытывала в течение длительного периода времени. Тамара закончила институт и устроилась на работу по специальности, но через некоторое время была вынуждена уволиться по собственному желанию, т к ей было трудно выполнять свои обязанности. Напряжение было на столько сильным, что не давало ей сосредоточиться на выполнении даже простых операций. Из-за того, что она сильно расстраивалась по поводу работы, отношения с сослуживцами тоже не складывались. Тамара в детстве хорошо рисовала и закончила художественную школу. Она устроилась на работу в художественный кооператив , брала заготовки изделий домой и один раз в неделю приходила на работу и сдавала готовые изделия.
Пациентка в течении нескольких месяцев получала индивидуальную психологическую помощь один раз в месяц. Ей было предложено параллельно поучаствовать в работе краткосрочной психологической группы. Это была психодинамическая группа с элементеми психодрамы. Она с удовольствием согласилась. Тамара некоторое время назад участвовала в реконструкциях. (это такие теотрализованные постановки, в которых люди изображают исторические или вымышленные истории). Изображать вымышленных персонажей типа эльфов и фей ей очень нравилось.
На одной из групповой встреч, она выразила желание быть протагонистом. Во время этой драмы Тамара проиграла ситуацию взаимоотношений со своим отцом, который был очень деспотичным и жестоким человеком.
d. Пример из практики.    Следующий пример служит иллюстрацией  к использованию психодрамы, как метода психотерапии..

Слайд 29 Тамара рассказала группе о

своей семейной ситуации..К этому времени она уже не жила дома с родителями, т к была замужем, но травмы нанесенные ей отцом, не давали ей покоя.и отражались на взаимоотношениях с мужем и другими людьми. Во время драмы, в которой участвовала Тамара и другие члены группы, она смогла очень эмоционально выразить свой гнев к отцу. Она представляла себя сильным и смелым воином, который мечом крушил врага. Она смогла проговорить много своих претензий и обид к отцу. Члены группы очень сочувствовали ей и оказывали ей поддержку, что было для нее очень важно.
Спустя некоторое время , Тамара смогла на индивидуальных сессиях обратиться к наиболее травмирующему опыту своих взаимоотношений с отцом, что сильно продвинуло психотерапевтическую работу. Состояние пациентки стало постепенно улучшаться. Во время индивидуальных сессий она еще не один раз обращалась к эмоциональному опыту, полученному на группе. Во время одной из индивидуальной сессии она еще раз проиграла ситуацию сражения с воображаемым врагом (отцом). Метод психодраматической виньетки помог ей наиболее полно выразить весь свой гнев. Учитывая особенности пациентки, на индивидуальных сессиях использовалась не только техника психодраматической виньетки, но и техника пустого стула, которая помогла ей лучше принять себя вместе со всеми своими противоречивыми чувствами и уменьшить пропасть между своими субличностями..Она была то очень скромной и напряженной, то впадала в ярость и была совершенно нетерпима как к другим людям, так и к себе. .
Тамара рассказала группе о своей семейной ситуации..К этому времени она

Слайд 30 Постепенно Томара стала чаще

всречаться с другими людьми. Она решила поменять свою работу. Она прошла обучение и жесткий отбор на работу в проектное бюро. Ее профессиональная деятельность требовала от нее постоянного присутствия на рабочем месте. Сначала это давалось ей нелегко, но по мере продвижения психологической работы, она стала легче переносить нагрузку. Некогда напряженные отношения с мужем улучшились, у нее появились подруги на работе.

Постепенно Томара стала чаще всречаться с другими людьми. Она решила

Слайд 31 
3. Выводы:
Учитывая то, что невроз обусловлен внутренними конфликтами,

использование такого способа ,как психодрама, позволяет вынести этот конфликт во внешное пространство и сделать его более явным, что способствует его осзнованию Результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт.. Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или в групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.
Таким образом, драма может служить терапевтическим целям и это психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения.

 3. Выводы:   Учитывая то, что невроз обусловлен внутренними конфликтами, использование такого способа ,как психодрама, позволяет

Слайд 32Литература
1. Ялом И. Групповая психотерапия теория и практика. Апрель Пресс,

2006
2. Келлерман Питер "Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов" Л., 1988. - 235 с.
3. Кипер Дэвид "Клинические ролевые игры и психодрама" Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 192 с
4. Кипнис М. Драмотерапия. "Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения" Мастера психологии, 1-е издание, 2009. - 464 с.
5. Лейтц Г. "Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено" 2-е издание, Питер, 2009. - 192 с.
6. Лопухина Е.В., Михайлова Е.Л. "Играть по-русски". Психодрама в России: истории, смыслы, символы"
7. Марино Рене "История Доктора. Джей Л. Морено - создатель психодрамы, социометрии" - Л., 1988. - 235 с
.8 Холмс Пол "Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама" М., 2003. - 456 с.
9. Холмс Пол "Психодрама: вдохновение и техника" М.: Наука, 2006. - 219 с
10. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. “Общая психотерапия”.Минск “Высшая школа”,1998г.
11.Войтенко Р.М. “Пограничные состояния.”, СПб, СПб ИУВЭК, 2014

Литература 1. Ялом И. Групповая психотерапия теория и практика. Апрель Пресс, 20062. Келлерман Питер

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть