Слайд 1«Социально-педагогическое сопровождение
в условиях реализации ФГОС»
Подготовила
Емельянова Инна Николаевна
социальный педагог
МБОУ СОШ №3 г. Воронежа (Левобережный район)
Слайд 2«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского
В стандартах второго поколения говорится: «Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны».
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Целью педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи
систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.
Слайд 3Основные подходы в социально-педагогическом сопровождении
Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за
естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.
Социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития.
В позиции сопровождения социальный педагог побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.
Слайд 4При внедрении ФГОС можно выделить
2 проблемы
проблема детей, традиционно находящихся в
поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении.
проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы, и является одной из наиболее острых и требующих комплексного, методически осмысленного подхода.
Основные группы факторов приводящих к появлению проблем при внедрении ФГОС:
экзогенные (внешние)
эндогенные (внутренние).
Слайд 5К экзогенным (внешним) факторам относятся
условия, в которых растет и развивается
ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана.
экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д
К эндогенным (внутренним) факторам относятся
отклонения в физическом развитии ребенка
нарушение состояния здоровья.
Слайд 6«Социально-педагогическое Сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС»
Новое качество работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального сопровождения». Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов».
Слайд 7Социально-педагогическое сопровождение
как процесс-совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать
обучение и воспитание
как метод-создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
система профессиональной деятельности специалистов - объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс
Слайд 8Основные этапы процесса сопровождения
1 этап - организация и проведение диагностики
(психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков
2 этап - анализ полученной информации.
3 этап - выработка программы сопровождения.
4 этап –построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.
5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.
Слайд 9Условия способствующие успешной реализации сопровождения
Готовность к адекватному восприятию существующих социальных и
личностных проблем детей, обучающихся в школе.
Активная позиция в решении социальных и педагогических проблем, реализуемая готовность к социально-педагогическим действиям
Для выявления результативности работы участие с детьми в выставках, смотрах самодеятельности, в спортивных соревнованиях необходимо зафиксировать личные достижения каждого ребенка в «дневнике наблюдений».
Слайд 10Вывод:
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС
нового поколения сегодня особенно значимо и актуально.
Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети находятся под его пристальным вниманием.
Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и поддержать - это работа, жизнь и потребность каждого социального педагога.
Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных, а социальный педагог оказывает педагогическую поддержку в ходе внедрения ФГОС и осуществляет социальное сопровождение детей, требующих внимания, а именно: с ОВЗ, с девиантностью, одарённые дети и т. д.