Слайд 1Сущность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях начальной школы
Ескина Ольга
Александровна
тьютор
ГБОУ РК «Алупкинская санаторная школа-интернат»
Слайд 2Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с
кем-либо в качестве спутника или провожатого.
То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Слайд 3Целью психолого-педагогического сопровождения школы является создание системы социальных, психологических и педагогических условий,
способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.).
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте)
Слайд 5Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся:
Слайд 6В общем виде психолого-педагогическое сопровождение как процесс, будет определяться следующими тремя
основными взаимосвязанными компонентами:
1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ
Слайд 7Основные этапы и особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса
Слайд 9На третьем практико-действенном этапе совершается реальные действия всех субъектов среды по
осуществлению программы психолого-педагогического сопровождения включаемого ребенка, других субъектов инклюзивной практики в соответствии с прописанными в индивидуальной образовательной программе направлениями деятельности специалистов сопровождения, методами и формами, в целом организацией деятельности консилиума ОУ.
На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику изменений, как состояния ребенка, так и степени амплификации (присвоения) им образовательных воздействий. Точно также важным является поддержание необходимых (прописанных в рекомендациях ПМПК и детализированных в коллегиальном заключении школьного консилиума) ребенку специальных образовательных условиях, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.
Слайд 10На следующем аналитическом этапе психолого-педагогического сопровождения происходит, как это следует из
самого его названия, анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах. Совершенно очевидно, что подобная оценка эффективности сопровождения, не имеющая на настоящий момент четко обозначенных критериев, может определяться лишь опосредованно через аттестационные показатели овладения ребенком адаптированного учебного материала, сформированности школьно значимых умений и навыков, традиционных показателей социализированности включенного ребенка. Подобную оценку эффективности следует рассматривать как еще одну не менее значимую технологию психолого-педагогического сопровождения.
На основании полученных результатов и дальнейшем прогнозе динамики образования и социализации инклюзивного ребенка проводится коррекция всех компонентов индивидуальной образовательной программы, корректируется дальнейшая деятельность всех специалистов сопровождения. В зависимости от полученных результатов процесс психолого-педагогического сопровождения в рамках подвергшейся коррекции индивидуальной образовательной программы, либо продолжается, либо встает вопрос о кардинальном изменении образовательного маршрута выведении ребенка в другое образовательное учреждение
Слайд 11Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Слайд 12Модель психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующим образом:
Слайд 13Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми
с ОВЗ:
Слайд 14Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике
Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:
построение адекватной
возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;
технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;
технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);
технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;
технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;
технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.