Слайд 1
Психодиагностика интеллекта
Подготовила:
Кучерова Ю.А.
Слайд 2ИНТЕЛЛЕКТ
Интеллект - как здоровье: когда он есть и когда он работает,
его не замечаешь и о нем не вспоминаешь, когда же его недостаточно и когда в его работе начинаются сбои, то нормальный ход жизни нарушается.
Слайд 3Основные подходы к пониманию сущности интеллекта
1. интеллект – это способность
к обучению (А.Бине, Ч.Спирмен, С.Колвин, Г.Вудроу и др.);
2. интеллект – это способность оперировать абстракциями (Л.Термен, Р.Торндайк, Дж.Петерсон и др.);
3. интеллект – это способность адаптироваться к новым условиям (В.Штерн, Л.Терстоун, Эд.Клапаред, Ж.Пиаже и др.).
Слайд 4 Каждый исследователь проблемы интеллекта имеет собственное представление об интеллекте. Можно
констатировать, что существует почти бесчисленное количество определений интеллекта.
ИНТЕЛЛЕКТ – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности
Слайд 5ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА
особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего
уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач. Тесты интеллекта предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышление, память, внимание). Тесты интеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.
Слайд 6Значение IQ.
В психодиагностику прочно вошло понятие «коэффициента интеллектуальности»(IQ) в качестве основного
и достаточно стабильного показателя умственного развития. Коэффициент IQ был предложен В.Штерном.
Слайд 7Невербальные тесты интеллекта
Слайд 8Вербальные и невербальные тесты интеллекта
По форме стимульного материала выделяют
вербальные и невербальные тесты интеллекта.
Вербальные тесты интеллекта состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме, – это слова, высказывания, тексты.
Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой.
Дают показатели словесного логического мышления.
Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов
и пр.).
С помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.
Слайд 9В зарубежной психодиагностике
по форме стимульного материала
психодиагностические методики делятся на:
1.
Тесты действия – требуют операций
с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге;
2. Неязыковые тесты – разрабатываются так, что не требуют использования языка
ни от испытуемого, ни от диагноста;
3. Невербальные тесты – не требуют умений читать и писать.
Слайд 10Тесты действия
1. «Тест воспроизведения прежнего порядка
на доске», разработанный врачом Э.Сегеном в 1866 году
2. «Лабиринтные тесты»,
(первый был разработан в 1914
году С.Портеусом)
Слайд 11«Прогрессивные матрицы» –
типичный и широко распространенный невербальный
тест интеллекта (авторы Л.Пенроуз и Дж.Равен, 1936)
Первая форма теста – Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (SPM) – предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет.
Вторая форма теста – Цветовые прогрессивные матрицы (CPM) – предназначена для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых.
Третья форма теста – Прогрессивные матрицы повышенной сложности (APM) – специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития.
Слайд 14 Здоровым исследуемым обычно достаточно одного инструктажа, чтобы найти закономерность построения рисунка
и сделать правильный выбор.
Больным с интеллектуальной сниженностью даже легкой степени требуется гораздо больше времени для выполнения заданий, часто им не удается уловить закономерности построения рисунков в сериях Д и Е, даже с подсказкой.
Больные с глубокими интеллектуальными нарушениями с трудом осмысливают инструкцию и уже в сериях А и В требуют повторения инструкции, подсказки и, несмотря на помощь экспериментатора, не могут справиться с заданиями.
Слайд 15«Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры» –
невербальный тест,
разработанный Р.Кеттеллом (1958)
Первый вариант предназначен для детей от 4 до 8 лет и умственно отсталых взрослых.
Второй вариант – для детей от 8 до 13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования.
Третий вариант – для детей от 10 до 16 лет и взрослых с высшим образованием.
Слайд 16«Тест интеллекта» Д.Векслера
Wechsler – Bellevue Scale
был опубликован в
1939 году
и стандартизирован на выборке испытуемых
в возрасте от 7 до 69 лет
Существуют три варианта теста –
WAIS, WISC и WPPSI
В нашей стране используется модификация теста WAIS – шкала интеллекта взрослых, вышедшая в свет в 1955 году
Слайд 17Причины популярности
Шкал измерения интеллекта Д.Векслера
1. Охватывают большой
возрастной диапазон
(от 3 до 74 лет), что позволяет проследить изменение интеллектуальных характеристик на протяжении
почти всей жизни человека;
2. Используются не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического
диагноза;
3. Наличие как вербальных, так и невербальных
субтестов, что позволяет оценивать разные
стороны интеллектуального развития – понятийное
и наглядное мышление, а также особенности
зрительного восприятия, сенсомоторную
координацию, внимание, память.
Слайд 18 В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненные
более легкими однотипными заданиями:
Субтест № 1 «Осведомленность»
Субтест № 2 «Понятливость»
Субтест № 3 «Арифметический»
Субтест № 4 «Сходство»
Субтест № 5 «Словарный»
Субтест № 6 «Повторение цифр»
Субтест № 7 «Недостающие детали»
Субтест № 8 «Последовательные картинки»
Субтест № 9 «Кубики Косса»
Субтест № 10 «Складывание фигур»
Субтест № 11 «Шифровка»
Субтест № 12 «Лабиринты»
Слайд 19
Адаптированная методика Kohsa
Складывание из картинок-квадратов орнаментов по образцу
Слайд 22Групповые тесты
1. «Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэра
(1953) предназначен
для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года
2. «Групповой интеллектуальный тест» Дж.Ваны
Слайд 23Вывод
Существование понятие «интеллект» в обыденном сознании, сходство в его понимании разными
группами людей, в том числе и относящихся к разным культурам, использование этого термина в повседневной жизни для оценки индивидов и их возможностей в выполнении разных видов деятельности, безусловно, свидетельствуют в пользу реальности интеллекта как психической особенности. Соответственно, необходимы и методы его диагностики.