Слайд 1Профориентационная работа в общеобразовательной школе
Составила Сакина Т.А.
педагог-психолог МАОУ «СОШ № 2»
Слайд 2 У школы ведущая роль в профориентировании
Слайд 3Определение профориентации
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и
производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Слайд 4Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (март 2018 г.)
Тезисы
«Культура и обучение»
http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
укрепление целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов наших детей
Нужно выстроить современную профориентацию
Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»
Слайд 5Приоритетные направления ПО
проф. информация,
проф. диагностика,
профессиональная консультация,
активизирующие формы профориентации
проф. подбор
( прежде всего для лиц с ОВЗ)
Слайд 6Профориентационная работа
начинается в начальной школе, а не в старших классах;
не сводится
к диагностике, ее цель- постепенное, поэтапное развитие универсальных качеств, компетенций, необходимых для любой деятельности;
должна проводится системно, регулярно – раз в неделю;
участвуют все работники (учителя-предметники, кл.руководители, педагоги-психологи, библиотекари и др.);
привлекаются родители, работодатели, организации ПО;
научно-методическое обеспечение (тетради, пособия, диагностика и др.)
разнообразие форматов и форм (практические –пробы, практики и др.)
Слайд 7Исследования ИСМО РАО
67% старшеклассников- не имеют представления об особенностях деятельности выбранной
профессии, её сущности,
46 % обучающихся - на выбор профессии влияет мнение родителей и родственников,
50 % старшеклассников выбор будущей профессии никак не соотносят со своими реальными способностями и возможностями
Слайд 8Какой выход?
- проведение системного, целенаправленного ориентирования обучающихся в многообразном мире профессий,
в противовес эпизодичности профориентационных мероприятий.
- достаточное информирование и ориентация обучающихся, их родителей, на освоение профессий высокотехнологического и наукоемкого производства, соответствующих запросу государственной политики;
- осознанный выбора профессии, с учетом не только личностного самоопределения, но и современных интеграционных и миграционных процессов на уровне не только государственной, но и мировой экономики.
Слайд 9На что ориентирован ФГОС ООО:
на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника»)
п.6 ФГОС ООО
Слайд 10Цель профориентационной работы в школе:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Слайд 11Задачи профориентационной работы:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся
обеспечение широкого
диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсах и в воспитательной работе;
выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями профессионального образования, а также с предприятиями города.
Слайд 12Современные ориентиры
Сегодня важным является понимание, что люди выбирают не профессию, а
образ жизни, и этот выбор происходит не единожды, а постоянно.
Мы не знаем, какие профессии станут профессиями завтрашнего дня, но можем и должны научиться спроектировать востребованные направления и себя, обучающихся - чтобы занять достойное место под солнцем.
Слайд 13Долгосрочные цели
профориентационной работы
воспитание граждан, заинтересованных в своем профессиональном и личностном
росте,
способных к самообразованию и саморазвитию,
нравственных,
самостоятельно мыслящих,
обладающих реалистичным уровнем притязаний,
настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества.
Слайд 14
Этапы профессионального самоопределения
1-4 классы (пропедевтический этап): формирование позитивного отношения к труду
и начальных трудовых навыков;
5-7 классы (ориентировочный этап): формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности в различные виды полезной деятельности;
8-9 классы (поисково-зондирующий этап): формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профиля обучения и сферы/ направления профессиональной деятельности, профессии.
10-11 классы -становление профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессии, сфере деятельности.
Слайд 17ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ
ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Своевременность профессионального самоопределения.
Осознанность профессионального выбора.
Самостоятельность
профессионального выбора.
Реалистичность профессиональных планов.
Непротиворечивость профессионального выбора.
Слайд 18ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ «ШКОЛЬНОЙ» ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Фрагментарность и утилитарность профориентационных программ.
Устаревшие подходы к
профориентационной работе.
Отсутствие взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профориентации обучающихся между учителями, психологами и родителями.
Слабое межведомственное взаимодействие.
Слайд 19Новое поколение
профориентационной литературы
Слайд 20Учебно-методическое пособие «Классные часы. Беседы
о самоопределении
в 5-9 классах»
входит
в учебно-методический комплект ОИЦ «Академия»
Электронная версия на сайтах
metodkabi.net.ru psychologia.edu.ru
proftime.edu.ru