Слайд 1
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2Особенности суицидального поведения младших школьников
Суицидальное поведение
включает: суицидальные
покушения, попытки и
проявления.
Слайд 3СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО.
Специфика представлений о смерти
у детей: Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется.
Слайд 4 Самоубийство – это всегда результат аутоагрессивности,
т. е. направление агрессии
на себя, саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте.
Слайд 5Негативную роль в появлении аутоагрессии ребенка играют перенесенные заболевания (инфекционные, поражающие
центральную нервную систему, неврологические, а также черепно-мозговые травмы). В этих случаях необходимо проконсультироваться у врачей.
Слайд 6
Главное – это внимательное наблюдение взрослого за поведением ребенка. Следует проанализировать
реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли при этом у него высказывания следующего содержания: "мне все надоело", "мне надоело жить в таких условиях", "лучше не жить, чем жить с вами" (эта фраза – особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру).
Слайд 7
Как ребенок реализует свои желания. Если он пытается при этом нанести
себе вред (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т. п.), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения.
Слайд 8Факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной
большинства суицидов в детском и подростковом возрасте.
Слайд 9Чем младше ребенок, тем больше он зависит от семейного психологического климата.
Слайд 10Что в поведении школьника должно насторожить учителя
1. Резкое снижение успеваемости, проявление
безразличия к учебе и оценкам
2. Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность
3. Резкое изменение поведения
4. Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников
5. Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя
Слайд 11Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
1. Отвержение сверстников, травля
(в том числе и в социальных сетях)
2. Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми
3. Тяжелая жизненная ситуация
4. Личная неудача школьника на фоне высокой значимости и ценности социального успеха
5. Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства)
6. Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия)
Слайд 12Что делать учителю, если он обнаружил опасность
1. Если вы увидели один
из перечисленных признаков – вы должны уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Создайте доверительную беседу.
2. Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
3. Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
Слайд 13Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида
1.Сохранять контакт с
ребенком. Для этого следует помнить, что
авторитарный стиль взаимодействия для школьника неэффективен и
даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания
могут спровоцировать у школьника ответную агрессию и аутоагрессию.
2. Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в
классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и
сотрудничество.
3. Классный час используйте как место и время поговорить о жизни и
будущем.
4. Понять, что стоит за внешней грубостью школьника. Возможно
школьник отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и
обесценить вас.
5. Вовремя обратиться за помощью.
Слайд 14Для того, чтобы удержать школьника
от самоубийства,
надо научить его ценить
жизнь!
Слайд 15
Вовлекать ребенка
в полезные виды деятельности.
Слайд 16ЗДОРОВЬЯ ВАМ И УДАЧИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!!!
Спасибо за внимание!!!