Слайд 1Государственное учреждение Ярославской области «Рыбинский детский дом»
«Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних»
Социальный педагог
Королева Л. А.
г. Рыбинск, 2017 год.
Слайд 2Отклоняющиеся поведение – это поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от
принятых в обществе поведенческих норм.
В современной науке формы и уровни отклоняющегося поведения принято выделять с нескольких позиций.
Так, с позиции общества по степени тяжести выделяют девиантное (отклоняющееся), асоциальное и делинквентное поведение.
Слайд 3В современной науке формы и уровни отклоняющегося поведения принято выделять с
нескольких позиций.
Так, с позиции общества по степени тяжести выделяют:
1. девиантное (отклоняющееся) поведение,
2. асоциальное поведение,
3. делинквентное поведение.
Слайд 4Отклоняющееся (девиантное ) поседение – это поведение, не соответствующее общепринятым нормам:
культурным, профессиональным, ситуационным, возрастным и т.д.
Отклоняющееся (девиантное) поведение
Слайд 5Асоциальное поведение – это поведение, отклоняющееся преимущественно от норм социального общежития,
создающее сложности и неудобства окружающим людям.
Асоциальное поведение
Слайд 6Делинквентное поведение – это поведение несущее опасность для жизни, здоровья, благосостояния
людей.
Делинквентное поведение
Слайд 7С позиции личности актуальным является разграничение отклоняющегося поведения по критерию «норма
– патология».
С этой точки зрения выделяют:
1. психологически нормальное отклоняющееся поведение,
2. патологическое отклоняющееся поведение.
Слайд 8Психологически нормальное отклоняющееся поведение осуществляется психически здоровым индивидом, осознающим цели, содержание
и последствия совей деятельности.
Патологическое отклоняющееся поведение обусловлено наличием у человека явной или скрытой психопатологии, не позволяющей ему объективно оценивать и содержание своей деятельности и, следовательно, верно предвидеть ее результаты.
Слайд 9
1. шалость
2. проступок
3. правонарушение
4. преступление
5. рецидив (повторное преступление).
Формы отклонения в поведении:
Слайд 10Причины отклоняющегося поведения:
1. Заданные ( поведенческие отклонения, обусловленные причинами биологического характера)
2.
Возникшие ( при условия и ситуациях риска)
Слайд 11Условия риска – это совокупность факторов различной природы, длительное негативное воздействие
которых на человека приводит к перенапряжению адаптационных механизмов личности, результатом чего могут стать поведенческие нарушения.
Слайд 12Факторы риска:
1. Социальные факторы
(воспитание)
2.Психологические
(систематическое избиение ребенка)
3. Биологические (постоянное недоедание)
Слайд 13Специфические условия риска:
1. В семье:
- асоциальный характер семьи.
- структура семьи.
- функциональная
несостоятельность семьи.
Слайд 142. Для учебной организации:
- функциональная несостоятельность педагога.
- субъективная сложность изучаемого материала.
-
социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса.
Слайд 153. Во внеучилищных организациях и институтах:
- конфликты ребенка с преподавателями.
- неудовлетворение
внеучилищной
организацией потребностей ребенка.
Слайд 164. В сфере неформального общения (внеучебная группа сверстников):
- асоциальная направленность
деятельности группы
Слайд 17Механизм протекания отклонений в поведении:
1. Дезориентация
2. Дестабилизация
3. Фрустрация
4.1. Асоциальная дезадаптация.
4.2.
Асоциальная адаптация.
Слайд 18Профилактика отклоняющегося поведения – это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического
характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении.
Слайд 19Уровни профилактической деятельности:
1. Государственный уровень.
2. Муниципальный уровень.
3. Индивидуальный уровень.
Слайд 20Виды профилактической деятельности:
1. Первичная профилактика (комплекс мер, направленных на предотвращение негативного
воздействия)
2. Вторичная профилактика (комплекс мер, направленных на работу с несовершеннолетними)
3. Третичная профилактика (комплекс мер, имеющих целью предотвращения возобновления девиантного поведения)
4. Общая профилактика ( комплекс мер, направленных на предотвращение проблем в обозримом будущем)
5. Специальная профилактика ( комплекс мер, направленных на решение определенной цели)
Слайд 21Основные социальные институты, осуществляющие процесс профилактики отклонений в поведении подростков
1. На
уровне девиантного поведения:
- Институты семьи и образовательной организации а лице родителей, учителей, социальных педагогов и педагогов-психологов.
- Система внеучилищных досуговых учреждений микросоциума в форме клубов, спортивных секций и т.д.
Слайд 222. На уровне асоциального поведения:
- ТКДНиЗП, отдел по делам несовершеннолетних (ОДН)
«Рыбинского» МУ МВД России
- Социальные педагоги, педагоги-психологи
- Родители
- Система приютов для несовершеннолетних
Слайд 233. На уровне делинквентного поведения:
- Система наказания (спецшколы, воспитательно-трудовые колонии и
т.д.)
- Система социально-психологической реабилитации людей, вышедших из мест лишения свободы
Слайд 24Формы социально-педагогической профилактики девиантного поведения:
1. Организация социальной среды.
2. Информирование.
3. Активное обучение
социально важным навыкам (тренинг резистентности, тренинг ассертивности, тренинг формирования жизненных навыков).
4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.
5. Организация здорового образа жизни.
6. Активация личностных ресурсов.
7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения.
Слайд 25Стратегические цели социально-педагогической помощи:
1. Формирование конструктивной мотивации.
2. Интеграция индивидуального социального опыта.
3.
Совершенствование саморегуляции.
4. Повышение стрессоустйчивости и расширение ресурсов личности.
5. Выработка жизненноважных умений.
6. Устранение или минимизация проявлений дезадаптивного поведения.
7. Расширение социальных связей и позитивного социального опыта.
8. Повышение уровня социально-психологической адаптации.