Презентация, доклад на тему Профилактика оптической дисграфии и дислексии у младших школьников

Содержание

Нарушение письма и чтения – дисграфия и дислексия – у детей могут быть обусловлены задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие влияния отрицательных факторов, действующих в различные периоды развития

Слайд 1Профилактика оптической дисграфии и дислексии у младших школьников
Учитель-логопед
МБОУ «СШ №

20»
Голубева Елена Николаевна
Профилактика  оптической дисграфии и дислексии у младших школьниковУчитель-логопед МБОУ «СШ № 20» Голубева Елена Николаевна

Слайд 2
Нарушение письма и чтения – дисграфия и дислексия –

у детей могут быть обусловлены задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие влияния отрицательных факторов, действующих в различные периоды развития ребёнка.
Нарушение письма и чтения – дисграфия и дислексия – у детей могут быть обусловлены задержкой

Слайд 3Виды дисграфий
Артикуляторно-акустическая (косноязычие) – ребёнок пишет так как говорит.
Акустическая –

проявляется в замене букв.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – это неумение делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки.
Аграмматическая – связана с недоразвитием грамматического строя речи.
Оптическая – проявляется в заменах и искажениях букв.
Виды дисграфийАртикуляторно-акустическая (косноязычие) – ребёнок пишет так как говорит. Акустическая – проявляется в замене букв.Дисграфия на почве

Слайд 4Оптическая дисграфия проявляется:
В заменах графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых

элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш).
В заменах графически сходных рукописных букв, включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами (и-ш, х-ж, л-м).
В зеркальном написании букв (с- ,Э-Є).
В пропусках элементов, особенно при соединении букв, имеющих какой-нибудь одинаковый элемент (ау, ля).
В написании лишних (ш, т).
В неправильно расположенных элементах (х-сс, т-пп).
Оптическая дисграфия проявляется:В заменах графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве

Слайд 5
Оптическая дислексия характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных

букв и их взаимными заменами. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (л-д, з-в), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (т-г, ь-р, н-п-и).
Оптическая дислексия характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных букв и их взаимными заменами. Смешиваются

Слайд 6Предпосылки, которые сигнализируют о том, что у детей при их наличии

могут возникнуть трудности при овладении процессами письма и чтения по оптическому признаку:

неумение сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный);
неумение сравнивать предметы по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий);
неумение ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади);
трудности в определении сходства и различия зрительных изображений;
трудности в преобразовании фигур;
неточности срисовывания и конструирования (упрощение фигур, уменьшение количества элементов, неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом);
поздняя латерализация или её нарушение (левшество, смешанная доминанта);
плохая дифференциация правой и левой частей тела.

Предпосылки, которые сигнализируют о том, что у детей при их наличии могут возникнуть трудности при овладении процессами

Слайд 7Работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии проводится в следующих

направлениях:

Развитие зрительного восприятия;
Расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
Развитие зрительного анализа и синтеза;
Формирование пространственных представлений: (дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве, уточнение понимания предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения).

Работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии проводится в следующих направлениях:Развитие зрительного восприятия;Расширение объёма и уточнение

Слайд 8Игры на развитие зрительного восприятия

Цель всех игр – это развитие зрительного

восприятия
Игры на развитие зрительного восприятияЦель всех игр – это развитие зрительного восприятия

Слайд 9Цвет
Цель: научить детей различать предметы по цвету с помощью операции сравнения

однородных и различных по цвету предметов.
ЦветЦель: научить детей различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и различных по цвету предметов.

Слайд 10«Зажги огоньки на ёлочке»

«Зажги огоньки на ёлочке»

Слайд 11«Раскрась картинки»

«Раскрась картинки»

Слайд 12«Найди пару»

«Найди пару»

Слайд 13



«Подбери цвет предмету»

«Подбери цвет предмету»

Слайд 14Форма
Цель: научить детей различать предметы по форме с помощью операции сравнения.


ФормаЦель: научить детей различать предметы по форме с помощью операции сравнения.

Слайд 15«Подбери предмет похожий по форме»

«Подбери предмет похожий по форме»

Слайд 16«Раскрась шарики»

«Раскрась шарики»

Слайд 17«Расколдуй картинку»

«Расколдуй картинку»

Слайд 18«Дорисуй картинки»

«Дорисуй картинки»

Слайд 19Величина
Цель: научить детей различать величину предмета.
Закрась узкие части одежды.
Раскрась

самый толстый и самый тонкий стебелёк.
Раскрась маленькие круги в красный цвет, большие – в жёлтый и т.д.
Найди, где берёза выше ели?
Где линейка шире карандаша?
Где кисточка короче карандаша?
Сравни: по толщине, глубине, длине и тд.

Величина  Цель: научить детей различать величину предмета.Закрась узкие части одежды.Раскрась самый толстый и самый тонкий стебелёк.Раскрась

Слайд 21 Игры на расширение объёма и уточнение зрительной памяти


Цель: расширение объёма и

развитие зрительной памяти.
Игры на расширение объёма и уточнение зрительной памяти Цель: расширение объёма и развитие зрительной памяти.

Слайд 22«Запомни картинки»

«Запомни картинки»

Слайд 23
«Что изменилось?»
«Картинка»


«Что изменилось?»«Картинка»

Слайд 24«Разложи фигуры»

«Разложи фигуры»

Слайд 25 «Запомни фигуры»

«Запомни фигуры»

Слайд 27 Игры на развитие зрительного анализа и синтеза


Цель: развитие

зрительного анализа и синтеза

«Выложи фигуру»
Игры на развитие зрительного анализа и синтеза    Цель: развитие зрительного анализа и синтеза«Выложи

Слайд 28«Срисуй фигуру»

«Срисуй фигуру»

Слайд 29«Спичечная фигура»

«Спичечная фигура»

Слайд 30«Нахождение букв в геометрических фигурах»

«Нахождение букв в геометрических фигурах»

Слайд 31
«Вырежи фигуру».
«Узнай фигуру на ощупь».
«Убежавшая тень».

«Вырежи фигуру».«Узнай фигуру на ощупь».«Убежавшая тень».

Слайд 32 Игры на формирование пространственных представлений

Цель: формирование пространственных представлений
«Покажи…» №1
«Покажи…»

№2
«Покажи…» №3
Игры на формирование пространственных представлений   Цель: формирование пространственных представлений«Покажи…» №1«Покажи…» №2«Покажи…» №3

Слайд 33«Найди сокровища»

«Найди сокровища»

Слайд 34«Электронная муха»

«Электронная муха»

Слайд 35«Раскрась картинку»

«Раскрась картинку»

Слайд 36ЛИТЕРАТУРА:
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у

детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2002г.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001.
Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия (Тетрадь №5). – Киров.: Издательство ООО «Аквариум» «Дом печати – Вятка», 2004.
Агронович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – СПб. «Детство – пресс», 2003.
Серия «Домашняя школа Татьяны Успенской» Уроки развития внимания и памяти. – М., «Росмэн», 2005.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем внимание, восприятие, логику. – Ярославль, Издательство Академия развития, 2006г.
Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М., Издат-во «АРКТИ», 2005.
Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
ЛИТЕРАТУРА: Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть