Слайд 1Профилактика насилия
в образовательной организации
педагог-психолог Денисенко Ю.С.
социальные педагоги Хапаева
Е.Г.
Башко Ж.И.
Нововвосточный
МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»
Слайд 2Великие о насилии
«Всякое насилие - есть яд для души» К. Берне
«Только
гнев и страх заставляют применять насилие»
Ф. Бэкон
«Акт насилия есть жест слабости» Н. Бердяев
Слайд 3Определения
Насилие - по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы
или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб
Дискриминация – (от лат. Discrimination - различение) – предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально – экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака
Буллинг – (от англ. bullying – драчун, хулиган, задира) - повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств со стороны одного лица или групп лиц в отношении индивида, который не может себя защитить
Слайд 4Школьное насилие — вид насилия, при котором имеет место применение силы
(принуждения) между детьми, педагогами по отношению к ученику (воспитаннику) или учениками (воспитанниками)по отношению к педагогу
Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого
Слайд 6Виды и формы насилия в образовательной организации
В настоящее время
разработано несколько типологий насилия, но не одна из них не является полной, отражающей все виды, формы, проявления и характер насилия.
Обобщая существующие классификации насилия, разработанные как в рамках международных исследований, так и российскими учеными, можно выделить следующие виды агрессивных действий (насилия):
Физическое насилие
Психологическое (эмоциональное) насилие
Сексуальное насилие
Гендерное насилие
Дискриминация
Кибербуллинг
Слайд 7ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это действие с применением физической силы в целях причинения
человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ включает в себя совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ – это принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия
Слайд 8ГЕНДЕРНОЕ НАСИЛИЕ – может принимать форму психологического, физического или сексуального насилия,
в его основе лежат дисбаланс сил и гендерные стереотипы. Любые насильственные и дискриминационные действия, осуществляемые на гендерной почве, в том числе по причине неприятия гендерной идентичности и сексуальной ориентации человека, являются проявлением гендерного насилия.
Дискриминация может проявляться по-разному: явно и открыто через оскорбительные и унижающие достоинства человека высказывания, комментарии, шутки, клички и обзывания, исключение из игр и мероприятий, а также неявно через предвзятое, неравное отношение к человеку
Слайд 9КИБЕРБУЛЛИНГ – использование мобильных телефонов, электронной почты, интернета, социальных сетей, блогов,
чатов для преследования человека, распространение о нем конфиденциальной информации, сплетней, порочащих и оскорбительных сообщений
ХЕЙЗИНГ (от анг. hazing - зло подшучивать, особенно над новичком, пугать, изнурять, бить) – ритуализированное приставание, жестокое обращение или унижение с требованием выполнять бессмысленные задания, иногда как средства инициации и вступления в определенную группу
НАКАЗАНИЕ (воспитательные и дисциплинарные меры) - применение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека или их групп в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение
Слайд 10Школьное насилие
избиение,
нанесение удара,
шлепки, подзатыльники,
порча и отнятие вещей
Угрозы;
Насмешки;
Присвоение
кличек;
Замечания, критика;
Необъективные оценки;
Высмеивание;
Оскорбление, унижение в присутствие других детей;
отторжение,
изоляция (физическая или социальная)
ложь и невыполнение обещаний
комментарии в соц.сетях
не добавление в «друзья»
в соц.сетях
обряды вступления в
сообщество
Слайд 11Задание № 2
Определите причины и факторы,
способствующие развитию насилия в образовательной
среде?
Слайд 12Факторы насилия
Персональные (личностные) факторы импульсивность, низкий уровень контроля за своим
поведением и эмоциями, рассеянное внимание, высокая склонность к гневу, низкий уровень воспитания, неадекватная самооценка, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения)
Семейные факторы отсутствие контроля за жизнью ребенка со стороны взрослого, наличие опыта насильственных отношений внутри семьи, отсутствие теплых доверительных отношений с взрослыми, эмоциональная холодность внутри семьи, низкая степень сплоченности внутри семьи, отсутствие взаимной поддержке, насилие в отношениях между родителями, постоянные ссоры
поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в полицию и ранняя судимость)
Социальные (факторы среды) факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением
Слайд 13Причины насилия в детской среде
Борьба за лидерство
Ущемление достоинства или амбиций одного
из детей
Неподтверждение ролевых ожиданий
Психологическая несовместимость
Конфликтное поведение как норма общения для одного из противников
Слайд 15Типы буллинга
Прямой - физический (избиения, подзатыльники, тычки, щипки и т.п.) и
вербальный (унижение непристойными словами, обзывания, клички)
Косвенный (социальная депривация)
Поведенческий (преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства действия; сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; бойкоты жертве, различные «пакости»)
Кибербуллинг
Слайд 16Буллинг - структура
Инициатор (преследователь,
буллеры)
Помощник инициатора
Защитник жертвы
Жертва
Наблюдатель
Smith Peter K., Ananiadou Katerina.
The Nature of Bullying and the Effectiveness of School-Based Interventions
// Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 2003. Vol. 5. № 2.
Слайд 17Задание № 3
Определите характеристику участников буллинга?
Слайд 18Буллеры
«Ты мне ничего не сделаешь!»
Дети, воспитанные в условиях материнской депривации
Дети, воспитывающиеся родителями-одиночками
Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни
Дети из властных и авторитарных семей
Дети из конфликтных семей
Дети с низкой толерантностью к стрессу
Дети с низкой успеваемостью
Слайд 19Зрители
Самое худшее в буллинге - его влияние на
тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей
Буллинг заразителен
В нем вы обнаруживаете себя, вынужденными выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), не очень хочется ассоциироваться со слабыми
Он быстро приводит к тому, что вы больше не чувствуете личную ответственность, он провоцирует просто делать, как все
Страдание жертв повторяется снова и снова, и вы замечаете, что у вас чувства сострадания раз от разу притупляются
Цит. по Olweus Bullying Prevention Program, US (2011)
Слайд 20Жертвами школьного насилия чаще всего становятся дети, имеющие:
физические недостатки
особенности поведения
особенности внешности
плохие социальные навыки
страх перед школой
отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети)
болезни
низкий интеллект и трудности в обучении
Ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником
Слайд 21Последствия школьного насилия
Падение самооценки у жертвы насилия
Нарушение социальных связей, отверженность
Низкий статус в группе, проблемы в учебе и поведении
Повышение риска развития нервно-психических и поведенческих расстройств (невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, возможно формирование посттравматического синдрома)
Нарушения в развитии идентичности у подростков
Длительный стресс, чувство безнадежности и безысходности
Аутоагрессивное поведение
http://www.vosp.ru © Психология насилия, воспитание детей
Слайд 22Роли, которые играют наблюдатели
в ситуации буллинга
Ольвеус. Программа предотвращения буллинга, США
(2011)
Жертва
Последователи
Одобряющие
Пассивные
одобряющие
Равнодушные
свидетели
Потенциальные
защитники
Защитники
Буллеры
Слайд 23Мифы о буллинге
Насилие в школе в таких масштабах появилось только в
последние годы
Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя
Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене
Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет
Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия
Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками
Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут вытроить отношения со сверстниками
С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору)
Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей
Учитель должен мочь справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно
Слайд 24Средовые факторы риска насилия в школе
Анонимность больших школ и отсутствие многообразия
выбора образовательных учреждений
Общий психоэмоциональный фон учреждения
«Политическая» система образовательного учреждения
Особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях взрослых и максимальном бесправии детей
Система взаимоотношений внутри классного коллектива; равнодушное и безучастное отношение педагогов и одноклассников
Наличие общепризнанных социальных ролей («жертва», «хозяин»)
Традиции в социуме, пропагандируемые СМИ
Слайд 25Причины насильственных форм поведения педагогов
Особенности личности учителя (ригидность, тревожность, доминирование, низкий
уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность)
Нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе
Неудовлетворенность своим социальным положением
Низкий уровень социальных навыков
Проблемы со здоровьем
Незнание других способов работы с непослушными детьми
Решение трудных (конфликтных) ситуаций
Слайд 26Насильственные способы реагирования педагогов на поведение учеников
Часто употребляют выражения типа: «Учитель
здесь пока еще я»
Оставляет последнее слово за собой
Разговаривает с сарказмом
Настаивает на своей правоте
Ставит учеников в угол
Формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»
Втягивает в конфликт людей, непричастных к нему
Использует «давящие» позы и жесты: сжатые челюсти и сцепленные руки
Сравнивает одного ученика с другим
Слайд 27Насильственные формы организации образовательной ситуации
Подавление педагогом инициативы учеников
Наказание за неправильный ответ
Некорректные
замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их манеры разговаривать
Прерывание речи ученика
Насильственные требования к учащимся давать ответы на поставленные педагогом вопросы
Привилегированное отношение к заискивающим учащимся
Оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами
Слайд 28Опыт США
Организационный подход нацелен на организацию работы персонала образовательного учреждения
2
направления: вовлечение подростков в просоциальные сообщества и сокращение числа учеников в классах и школе
Родительский подход (беседы, тренинги с родителями)
Правовой подход (финансирование программ по предотвращению насилия и совершенствование законодательства об оружии)
Слайд 29Опыт Норвегии
Самая эффективная антибуллинговая программа инициирована Д. Ольвеусом в Бергене 20
лет назад, она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001 г. придан статус приоритетной общенациональной программы.
Эта программа основана на 4 базовых принципах, предполагающих создание школьной (а в идеале – и домашней) среды, характеризующейся:
теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение
наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей
Слайд 30Подходы к решению проблемы буллинга
Подход «руки прочь»
Подход «твердой руки»
Подход «возьмемся за
руки»
Слайд 31Как решить проблему на уровне школы?
Целесообразно установить в школе единую систему
правовых, нерепрессивных методов поощрения и наказания учеников, которые могут быть прописаны в Уставе школы или в другом документе и должны быть и известных каждому ученику
Положительную роль могут сыграть демократические элементы в управлении школой. Школа – первая модель социума для ребенка, и чем более гуманными и правовыми будут отношения в ней, тем более благоприятным для общества будет в дальнейшем поведение ученика
Необходима также поддержка педагогов со стороны руководства: повышение их квалификации и подготовка по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины, психологические тренинги и т.д.
Активно должна использоваться помощь школьного психолога: в идеале в образовательном учреждении должно быть несколько квалифицированных психологов, обладающих необходимыми навыками
Слайд 32Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми,
проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
Акцентирование внимания на поступках, а не на личности
Контроль над собственными негативными эмоциями
Обсуждение проступка
Сохранение положительной репутации ребенка
Демонстрация модели неагрессивного поведения
Снижение напряжения ситуации
Работа восстановительного примирения
Слайд 33Психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения
Первый шаг – достижение гармонизации
эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций:
Общешкольные мероприятия («Минута славы», «Фабрика звезд» и пр.)
«Доска знакомства» или «Наши открытия».
«День звезды», «День имени».
Организация «Выставки достижений».
Организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.
Слайд 34Второй шаг — реабилитация «Я»
Организация клубов или студий, в работе которых
будут участвовать разные дети
Большие психологические игры
Индивидуальные коррекционные занятия
Третий шаг — переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения
Слайд 35Меры по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения
расширение свобод и возможностей выбора
видов деятельности
введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»
расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования
создание психологического климата взаимного уважения и доверия
проведение семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей всех категорий в системе повышения квалификации
самообразование и овладение педагогов навыками организации ненасильственного обучения и воспитания
организация педагогических и методических советов по проблеме насилия в школе
Слайд 36ЛИТЕРАТУРА
Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления/ Под ред. Е.Н.Волковой.
– СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
Д. Пстрог Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы) (рус.) // Ярославский педагогический вестник. — 2006. — № 4. — С. 141-149.
О. Глазман Психологические особенности участников буллинга (рус.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 105. — С. 159-165.
К.С. Соловьева, К.А. Битюков, М.В. Мартынова Повреждения опорно-двигательного аппарата у детей, полученные вследствие насильственных действий (рус.) // Травматология и ортопедия России. — 2009. — № 2. — С. 157-159.
В. Лаптева. Структура психологической защищенности подростков от насилия в образовательной среде (рус.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2010. — № 121. — С. 60-63.
http://www.openclass.ru/dig-resource/179526
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/06/110610_school_violence_russia.shtml
http://www.vosp.ru © Психология насилия, воспитание детей
http://www.c-psy.ru/index.php/parents/govorim/onasilii