Слайд 1ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
Слайд 2
КАК РАСПОЗНАТЬ СТРЕСС?
КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СТРЕССОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ?
Слайд 3ПРИЗНАКИ СТРЕССА:
ФИЗИЧЕСКИЕ;
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ;
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ;
ПРИЗНАКИ СТРЕССА У ДЕТЕЙ.
Слайд 4ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА
ОБЩЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ МЫШЦ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ БОЛИ В
ГРУДИ, ЖИВОТЕ, СПИНЕ, ШЕЕ;
ДРОЖЬ ИЛИ НЕРВНЫЙ ТИК;
СПАЗМЫ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ КИШЕЧНЫЕ, ПОЧЕЧНЫЕ КОЛИКИ, ЗАПОРЫ, ПОНОС, ЗАТРУДНЕННОЕ ГЛОТАНИЕ, ГОЛОВНЫЕ БОЛИ, ЗАИКАНИЕ;
ПОВЫШЕННОЕ КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ, УСИЛЕННОЕ СЕРДЦЕБИЕНИЕ.
Слайд 5ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА
БЕСПОКОЙСТВО ИЛИ ПОВЫШЕННАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ;
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ГНЕВ, АГРЕССИВНОСТЬ;
НЕВОЗМОЖНОСТЬ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ, ПУТАНИЦА МЫСЛЕЙ;
ЧУВСТВО
БЕСПОМОЩНОСТИ, СТРАХ.
Слайд 6ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА
УСИЛЕННОЕ КУРЕНИЕ;
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ;
СУДОРОЖНАЯ ЕДА;
ПОСТОЯННАЯ СПЕШКА
Слайд 7ПРИЗНАКИ СТРЕССА У ДЕТЕЙ
УТОМЛЯЕМОСТЬ, НЕСОБРАННОСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ;
НОЧНЫЕ СТРАХИ, СНОХОЖДЕНИЕ, СНОГОВОРЕНИЕ;
ЗАИКАНИЕ;
НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ;
ПОТЕРЯ АППЕТИТА;
ЖЕСТОКОСТЬ,
АГРЕССИВНОСТЬ, ПОБЕГИ ИЗ ДОМА, НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ, ВОРОВСТВО, ЛЖИВОСТЬ.
Слайд 8ПРИЕМЫ АНТИСТРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ:
ОТВЛЕКАЙТЕСЬ;
СНИЖАЙТЕ ЗНАЧИМОСТЬ СОБЫТИЙ;
ДЕЙСТВУЙТЕ;
ТВОРИТЕ;
РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ;
ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ;
РЕФРЕЙМИНГ.
Слайд 9ОТВЛЕКАЙТЕСЬ.
МНОГО ПОЛЬЗЫ МОЖЕТ ПРИНЕСТИ ПЯТИМИНУТНАЯ ПРОГУЛКА НА ПРИРОДЕ.
ПОСТАРАЙТЕСЬ ПЕРЕКЛЮЧИТЬ СВОИ
МЫСЛИ НА ДРУГОЙ ПРЕДМЕТ.
ОГЛЯНИТЕСЬ ВОКРУГ И ВНИМАТЕЛЬНО ОСМОТРИТЕСЬ.
ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА МЕЛЬЧАЙШИЕ ДЕТАЛИ.
МЕДЛЕННО, НЕ ТОРОПЯСЬ, МЫСЛЕННО “ПЕРЕБЕРИТЕ” ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ОДИН ЗА ДРУГИМ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ГОВОРИТЕ МЫСЛЕННО САМОМУ СЕБЕ: ”КОРИЧНЕВЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ, ЗЕЛЕНЫЕ ЗАНАВЕСКИ И Т. П.
Слайд 10СНИЖАЙТЕ ЗНАЧИМОСТЬ СОБЫТИЙ.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО ИСТИННОЙ
ПРИЧИНОЙ СТРЕССА ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ЛЮДИ, НЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ, НЕ ОШИБКИ, А ТО КАК ВЫ К ЭТОМУ ОТНОСИТЕСЬ.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИНЦИП ПОЗИТИВНОСТИ ВО ВСЕМ С УСТАНОВКАМИ, ТИПА:
«НЕ ОЧЕНЬ-ТО И ХОТЕЛОСЬ», «ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ НЕ ЭТО, НЕ СТОИТ ОТНОСИТЬСЯ К СЛУЧИВШЕМУСЯ, КАК К КАТАСТРОФЕ», И Т.;
«НЕЧЕГО СЕБЯ НАКРУЧИВАТЬ», «ХВАТИТ ДРАМАТИЗИРОВАТЬ»;
КТО ВОЛНУЕТСЯ РАНЬШЕ, ЧЕМ ПОЛОЖЕНО, ТОТ ВОЛНУЕТСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЛОЖЕНО.
Слайд 11 ДЕЙСТВУЙТЕ.
ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСОБЕННО ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД – В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ
РОЛЬ ГРОМООТВОДА.
СТРЕСС ЯВЛЯЕТСЯ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ. РАЗРЯДИТЬСЯ МОЖНО САМЫМ ПРОСТЫМ СПОСОБОМ:
НАВЕДИТЕ ПОРЯДОК ДОМА ИЛИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ;
УСТРОЙТЕ ПРОГУЛКУ ИЛИ БЫСТРУЮ ХОДЬБУ;
ПРОБЕГИТЕСЬ;
ПОБЕЙТЕ МЯЧ ИЛИ ПОДУШКУ И Т. П.
Слайд 12ТВОРИТЕ
ЛЮБАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА МОЖЕТ ИСЦЕЛЯТЬ ОТ ПЕРЕЖИВАНИЙ:
РИСУЙТЕ;
ТАНЦУЙТЕ;
ПОЙТЕ;
ЛЕПИТЕ;
ШЕЙТЕ;
КОНСТРУИРУЙТЕ
И Т. П.
Слайд 13ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ
ЗАГОНЯТЬ ЭМОЦИИ ВНУТРЬ, ПЫТАТЬСЯ ИХ СКРЫВАТЬ, ОЧЕНЬ ВРЕДНО!
УЧИТЕСЬ ПОКАЗЫВАТЬ
ЭМОЦИИ, «ВЫПЛЕСКИВАТЬ» ИХ БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА НЕОБХОДИМА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ (ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО),
УМЕНИЕ РАССКАЗАТЬ О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ ПОМОЖЕТ НАЛАЖИВАТЬ КОНТАКТЫ С ОКРУЖАЮЩИМИ, ПОНИМАТЬ САМОГО СЕБЯ.
Слайд 14ИЗОБРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЖЕСТОВ, МИМИКИ, ГОЛОСА;
МНИТЕ, РВИТЕ БУМАГУ;
КИДАЙТЕ ПРЕДМЕТЫ В
МИШЕНЬ НА СТЕНЕ;
ПОПЫТАЙТЕСЬ НАРИСОВАТЬ СВОЕ ЧУВСТВО, ПОТОМ РАСКРАСЬТЕ ЕГО, СДЕЛАЙТЕ СМЕШНЫМ ИЛИ ПОРВИТЕ;
ПОГОВОРИТЕ С КЕМ-НИБУДЬ, ДЕЛАЯ АКЦЕНТ НА СВОИ ЧУВСТВА («Я РАССТРОЕН..», «МЕНЯ ЭТО ОБИДЕЛО..»).
ЗАДАНИЕ: НАПИШИТЕ ПИСЬМО ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ВАС КОГДА-ТО ОБИДЕЛ, НО ПО КАКИМ-ТО ПРИЧИНАМ ВЫ НЕ СКАЗАЛИ ЕМУ О СВОИХ ЧУВСТВАХ
Слайд 15РЕФРЕЙМИНГ
ВОЗЬМИТЕ СЕБЕ ЗА ПРАВИЛО ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ПРОИСХОДИТ ЧТО-ТО НЕГАТИВНОЕ, МИНИМУМ
ТРИ РАЗА ПРОВОДИТЬ РЕФРЕЙМИНГ:
ПОСТАРАЙТЕСЬ НАЙТИ ТРИ ПОЗИТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЛИ ВЫИГРЫША, КОТОРЫЕ МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ДАННОЙ НЕПРИЯТНОСТИ.
ЗАДАНИЕ: ВСПОМНИТЕ СИТУАЦИЮ ИЗ СВОЕЙ ЖИЗНИ, КОТОРАЯ ВАС СИЛЬНО РАССТРОИЛА. ПРОВЕДИТЕ РЕФРЕЙМИНГ.
Слайд 16МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
АНТИСТРЕССОВОЕ ДЫХАНИЕ;
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА;
МЕДИТАЦИЯ;
ЙОГА;
РЕЛАКСАЦИЯ;
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ;
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Слайд 17АНТИСТРЕССОВОЕ ДЫХАНИЕ
В ЛЮБОЙ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА ДЫХАНИИ:
МЕДЛЕННО
ВЫПОЛНИТЕ ГЛУБОКИЙ ВДОХ, НА ПИКЕ ВДОХА, НА МИГ ЗАДЕРЖИТЕ ДЫХАНИЕ, ПОСЛЕ ЧЕГО СДЕЛАЙТЕ ВЫДОХ КАК МОЖНО МЕДЛЕННЕЕ.
ПОСТАРАЙТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, ЧТО С КАЖДЫМ ВДОХОМ, ВЫ НАПОЛНЯЕТЕСЬ ЭНЕРГИЕЙ, СВЕЖЕСТЬЮ И ЛЕГКОСТЬЮ, А С КАЖДЫМ ВЫДОХОМ, ИЗБАВЛЯЕТЕСЬ ОТ НЕПРИЯТНОСТЕЙ И НАПРЯЖЕНИЯ!
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ.
Слайд 18АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
В ОСНОВЕ ЭТОГО МЕТОДА ЛЕЖИТ ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМУЛ САМОВНУШЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ
ОКАЗЫВАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ В ОРГАНИЗМЕ ПРОЦЕССЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕ ПОДДАЮЩИЕСЯ КОНТРОЛЮ В ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
СОСТАВЬТЕ ФРАЗЫ – ВНУШЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЛИЧНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕЛЕЙ,
ПОВТОРЯЙТЕ ЭТИ ФРАЗЫ ПО НЕСКОЛЬКО РАЗ НАХОДЯСЬ В СОСТОЯНИИ ГЛУБОКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ.
ПРИМЕРЫ ТАКИХ ФРАЗ: ИСЧЕЗЛИ ВСЕ НЕПРИЯТНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В ГОЛОВЕ..; В ЛЮБОЙ ОБСТАНОВКЕ Я СОХРАНЯЮ СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ..; Я СПОКОЕН ЗА РАБОТУ МОЕГО СЕРДЦА…
Слайд 19МЕДИТАЦИЯ
ПРОЦЕСС МЕДИТИРОВАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О КАКОМ-ТО ПРЕДМЕТЕ ИЛИ ЯВЛЕНИИ
В СОСТОЯНИИ УГЛУБЛЕННОЙ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ ПСИХИКИ И УМА. ЭТОТ МЕТОД ОТЛИЧАЕТСЯ ПРОСТОТОЙ И РАЗНООБРАЗИЕМ ТЕХНИК.
МЕДИТАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ЭФФЕКТИВНО ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ СТРЕССА: СНЯТЬ МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, НОРМАЛИЗОВАТЬ ПУЛЬС, ДЫХАНИЕ, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧУВСТВА СТРАХА И ТРЕВОГИ.
Слайд 20ЙОГА
ЭТО СИСТЕМА УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА. ДАЕТ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗДОРОВОМУ
ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
УСЛОВИЯ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ: СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, ПСИХИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
ЦЕЛЬ ЙОГА - РАЗВИТЬ ТАКИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗМА, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ПОНЯТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УТВЕРДИТЬ САМОСОЗНАНИЕ, ПОДДЕРЖИВАЯ ЗДОРОВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЗГА И ПСИХИКИ.
УПРАЖНЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА, В ТО ЧИСЛЕ, УКРЕПЛЕНИЕ ПАМЯТИ, РАСКРЫТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВОСПИТАНИЕ ТЕРПЕНИЯ И ВОЛИ, ОБРЕТЕНИЯ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ СВОИМИ НАСТРОЕНИЯМИ И ЭМОЦИЯМИ.
Слайд 21РЕЛАКСАЦИЯ
ЕСЛИ МЫШЦЫ РАССЛАБЛЕНЫ ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ ПОЛНОГО ДУШЕВНОГО ПОКОЯ.
МЫШЕЧНОЕ
РАССЛАБЛЕНИЕ – РЕЛАКСАЦИЮ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ БОРЬБЫ С СОСТОЯНИЯМИ ТРЕВОГИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
ПОЛНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ СИЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО РАССЛАБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП МЫШЦ.
УПРАЖНЕНИЕ: «ПЯТЬ ТОЧЕК».
Слайд 22ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ
ГРУППА МЕТОДОВ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ.
ЧЕЛОВЕК, В СОСТОЯНИИ ГЛУБОКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ ВЫЗЫВАЕТ У СЕБЯ КАКОЕ-ЛИБО ПРИЯТНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ: МЕСТО, ВРЕМЯ, ЗВУКИ И ЗАПАХИ, ВЖИВАЕТСЯ В ЭТО СОСТОЯНИЕ, ЗАПОМИНАЕТ ЕГО И ТРЕНИРУЕТ СПОСОБНОСТЬ ВЫЗЫВАТЬ ЕГО ПО ЖЕЛАНИЮ.
ЭТО СОСТОЯНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ РЕСУРСНЫМ, И НАУЧИВШИСЬ БЫСТРО ВЫЗЫВАТЬ ЕГО, МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ ЭТО СОСТОЯНИЕ В ТРУДНЫЕ МИНУТЫ.
УПРАЖНЕНИЕ.
Слайд 23
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.
ОДНА ЛАДОНЬ КЛАДЕТСЯ НА ЗАТЫЛОК, ДРУГАЯ НА ЛОБ. МОЖНО
ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА И ПОДУМАТЬ О ЛЮБОЙ НЕГАТИВНОЙ СИТУАЦИИ АКТУАЛЬНОЙ ДЛЯ ВАС. ГЛУБОКИЙ ВДОХ – ВЫДОХ. МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ СИТУАЦИЮ ЕЩЕ РАЗ, НО ТОЛЬКО В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ, ОБДУМАТЬ И ОСОЗНАТЬ ТО, КАК МОЖНО БЫЛО БЫ ДАННУЮ ПРОБЛЕМУ РАЗРЕШИТЬ. ПОСЛЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЕОБРАЗНОЙ «ПУЛЬСАЦИИ» МЕЖДУ ЗАТЫЛОЧНОЙ И ЛОБНОЙ ЧАСТЬЮ САМОКОРРЕКЦИЯ ЗАВЕРШАЕТСЯ ВДОХОМ – ВЫДОХОМ.
Слайд 24НАДЕНЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА НАУШНИКИ
СЯДЬТЕ, ПОУДОБНЕЕ, НЕ НАПРЯГАЯ МЫШЦ.
НЕ СКРЕЩИВАЙТЕ РУКИ.
ПРИГОТОВЬТЕСЬ ОТДОХНУТЬ, РАССЛАБИТЬСЯ,
ПОЧУВСТВОВАТЬ ВНУТРЕННЕ РАВНОВЕСИЕ, ГАРМОНИЮ.