Слайд 1Профилактика дезадаптивного поведения у учащихся
Слайд 2Основные виды дезадаптивного поведения
Слайд 3Агрессия
Актуальность выделенной темы несомненна. В последние годы на
фоне социально- экономических проблем заметно возрос показатель агрессии и жестокости в социальных отношениях, что особенно проявляется в подростковой среде (детской).
Социальная ситуация в настоящее время такова, что она не только наносит непоправимый вред здоровью ребёнка, травмирует его психику, тормозит развитие личности, но влечёт за собой и другие тяжёлые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не желающих трудиться, не умеющих создать здоровую семью, стать хорошими родителями и др.
Нужно осознавать, что есть проблемы социального характера (увеличение подростковой преступности, увеличение «неблагополучных семей, несоблюдение прав ребёнка), проблемы обучения и воспитания (образовательное расслоение общности учащихся, обуславливающее различие стартовых позиций, несовершенная система воспитательной работы в семьях), проблемы семьи (неспособность родителей помочь своим детям в адаптации в обществе, отсутствие жизненных перспектив самих родителей).
Слайд 4
Все эти проблемы, в основном не решаемые, позволяют говорить о
возможной потере подрастающего поколения как активных членов своего общества.
Поэтому перед школой стоит важная задача осознать этот процесс как нарастающий и научиться социализировать этих детей в современном обществе.
Агрессивность-это форма поведения, нацеленное на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения ( Р. Бэрон)
Слайд 5
Классификация проявлений агрессии:
Направленность агрессии на предметный или животный мир,
на другого, на себя.
Наблюдаемость- ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии.
Временные признаки,т.е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии.
Пространственные признаки- в семье, в школе, на улице и др.
По особенностям психических действий- физическая, вербальная, в агрессивных мыслях, чувствах и др.
По социальной опасности агрессивных действий:
девиантные- нарушающие права других людей без юридической ответственности за собственное поведение
делинквентные- нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.
Слайд 6
Факторы, провоцирующие агрессивность ребёнка:
Наследственно- характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность, психопатоподобное, эпилептоидное,
аффектно- возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников, наличие выраженной тревожности гиперактивности у ребёнка и др.
Резидуально- органические признаки ( ММД, травмы головного мозга)
Социально-бытовые признаки:
неблагоприятные условия воспитания в семье, школе,
неадекватно-жёсткий родительский контроль,
враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
конфликт м/у супругами;
ситуации налаживания совместной деятельности, провцирующие конфликт и агрессивность;
необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр.
Слайд 7
Ситуационные условия, провоцирующие агрессивность ребёнка:
Реактивная или ответная агрессивность на присутствие новых
взрослых или сверстников.
Введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности , отрицательной оценки успешности выполнения заданий ребёнком)
Новизна, увеличивающая тревогу или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации.
Нарастание утомления и пресыщения у ребёнка и др
Слайд 8
Агрессию порождают:
Фрустрации, т.е. блокирование целенаправленного поведения
Физические и вербальные провокации
Подстрекательства со стороны
окружающих
Но агрессия м.б. и следствием среды
Ситуация обитания:
Параметры физической среды (жара, шум, теснота)
Воздействие средств массовой информации
Личностные черты (эмоциональная чувствительность, тревожность, ценностные ориентации, самосознание)
Слайд 9
Факторы (условия) становления агрессивного поведения:
Семья. Именно в семье ребёнок усваивает первый
урок агрессивного поведения. Характер семейных взаимоотношений. Стиль семейного руководства (наказания, отсутствие контроля, присмотра)
Взаимоотношения со сверстниками. Положение ребёнка в кругу своих сверстников, его низкий соц.
статус. Дети посещающие д/с более агрессивны, чем не посещающие д/с
Средства массовой информации
Компьютерные игры, телевидение.
Слайд 10
Жестокость порождается жестокостью, а наиболее бессердечные дети чаще подвергались наказанию со
стороны родителей, чем дети не склонные к жестокости. Многие современные родители дают себе как родителям эмоционально-негативную оценку- 80% мам и 60% пап. Лишь 32,8% пап ответили, что они являются «главой семьи», «кормильцами»
Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Подростковая агрессия – это следствие общей озлобленности и заниженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Изощрённую жестокость нередко проявляют жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, достаточно одинокие, нереализованные, изолированные люди.
Факторы снижения агрессивности:
медикаментозные средства.
Немедикоментозные средства (методы и приёмы)
Слайд 11Стратегии:
На демонстрацию и стимуляцию гуманных чувств и способов поведения взрослым у
ребенка агрессора, а также жертвы и свидетелей притеснения (стимулировать у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение, учить ребёнка не сваливать вину за его агрессивное поведение на других, развивать у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим , сверстникам, взрослым и живому миру) « Миша, неужели тебе не жалко других?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет», «Посмотрите, ребята, а ведь Ира умеет прощать, хотя Петя поступил плохо!», «А кто может помочь Ире справиться с обидой»
Слайд 12
Ориентация на эмоциональное состояние другого человека (взрослый обращает внимание к состоянию
другого не выражая оценочного отношения к случившемуся « Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или ещё кому-то?». «Тебе сейчас грустно?», « Ты сейчас злишься?», « Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь? ( не навешивать ярлыки на агрессивного ребёнка « злой», « забияка», «драчун»)
На переключение ребёнка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения (стимулировать положительные эмоции у агрессивных детей, использовать новизну, необычность, неожиданность, игрового и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить на неагрессивное поведение)
На осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния ( взрослый объясняет причины, ближайшие и отдалённые последствия поведения. « Ты стукнул Веру, потому, что,…… , а ещё почему?», «Как ты думаешь, почему тебя Игорь обидел, …а ещё почему?», « Когда тебя обижают, ты молчишь долго или сразу отвечаешь?», «Кто может объяснить, что же произошло с Колей и Петей?»
Слайд 13
На реагирование чувства обиды, раздражения, гнева, у ребёнка агрессора или жертвы
(Взрослый стремиться, чтобы ребёнок отреагировал негативные чувства « здесь» и « сейчас», помогать ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением, учите выплёскивать гнев в приемлемой форме, говорить словами о том , что нравится и не нравится , а не физической агрессией, стремитесь, используя чувство юмора, объяснять , что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять в ответ).
Реагировать - учить агрессивных и обидчивых детей обмениваться необидными именами, шуточными прозвищами передавая мяч по кругу, если ребёнок специально раздражает других, то создайте игровые ситуации в которых ему приходится брать ответственность за такое поведение)
Стратегия на стимуляцию чувства юмора ( для косвенной оценки, а не провокации ситуационно- личностной агрессии у детей) «Тебе неловко, что ты обидел Иру или «ловко»? , «Ребята, Петя всех колотит подряд , сейчас и за вас примется?
Слайд 14
Стратегия на установление телесного контакта ( реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий,
поглаживаний ребёнка «мирись, мирись, мирись, и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться» или обнять за плечи ребёнка и спросить о чём –ни будь случившемся или сказать хорошее.
На положительное подкрепление, на похвалу (взрослый увеличивает частоту- ситуационно- личностных реакций овладения собственной агрессией или нерешительностью, «Молодец, ты не боишься забияк!», «Я знаю, ты хотел стукнуть, но не стукнул, Молодец!»
На отрицательное подкрепление ( взрослый уменьшает вероятность, частоту проявления ситуационно- личностных реакций « Кто обидно других называет, тот в игре ход пропускает!», «Ребята, я не ожидал от вас ,что вы такие ледышки!» , «Молодец, опять толкнул Иру»
Слайд 15
Модель Хьюсмана, описывающая действие телепередач на становление агрессивного поведения:
Агрессивные
фантазии
подкрепление
Применение варианта
в межличностных контактах
Агрессивные привычки
Повторение агрессивных реакций
Усвоение варианта»решение проблемы с помощью агрессии»
Чрезмерное увлечение ТВ
Отождествление себя с персонажем
Слайд 16
Модель Паттерсона Связи между характером семейного руководства и агрессивностью:
Отождествление себя со сверстниками с отклоняющимся поведением и принадлежность к подобным группам
Низкая самооценка
Плохая успеваемость
Отвержение сверстниками
Поведенческие проблемы (неразвитые социальные навыки)
Скверная атмосфера в семье
Дети предоставлены сами себе
Слайд 17Этика учителя
Большой педагогической действенностью обладает чувство любви учителя к детям.
Любовь учителя
к детям – это любовь не к одному или нескольким детям, а к каждому и любому ребенку, который еще вчера учителю был неизвестен , а сегодня пришел учиться .
Эта любовь - несущая радость от общения с детьми и создающая благоприятный эмоциональный фон для учебно- воспитательного процесса.
« Мало любить детей, надо уметь любить»,- подчеркивала Н.К.Крупская:
Радость влиять на детей, следить за становлением их характеров, ума, талантов.
Глубокая симпатия к душевной непосредственности, нравственной чистоте, искренности, любознательности.
Забота о физическом развитии и самочувствии, душевном комфорте.
Подготовка к преодолению жизненных трудностей, к состраданию, сочувствию.
К «трудным» детям нужна особая чуткость и такт, им вдвойне нужны забота и ласка.
«Что самое главное было в моей жизни? - говорил В.А.Сухомлинский,- без раздумий отвечаю: любовь к детям!»
Слайд 18Главная цель педагога: установить контакт с ребенком.
Ребенку хорошо там, где хорошо
всем: и педагогам, и родителям -где есть нормальные человеческие взаимоотношения.
1 этап- знакомство с семьей(установление контакта, общение,изучение запросов);
2 этап – диагностика (социометрия, изучение родительских отношений,самооценка-ДДЧ)
3 этап- перспективный план для развития талантов, способностей ребенка.