Слайд 1Межнациональные отношения.
Русские и
буряты
Подготовила
Мошкович Алёна,
ученица 8Г класса
МАОУ
СОШ№7
Слайд 2Межнациональные отношения
Межнациона́льные отноше́ния — это особый вид социальных отношений, которые осуществляются между этносами
(народами) в разных сферах общества.
Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях:
— отношения между различными этническими группами в пределах одного государства;
— отношения между разными нациями-государствами.
В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы.
Слайд 3Межнациональные отношения
Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения
самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, достижение общечеловеческих ценностей.
Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры.
Слайд 4Межнациональные отношения
Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов:
—
отказ от насилия и принуждения;
— признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности;
— готовность к мирному урегулированию противоречий;
— развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями.
Слайд 5Основные тенденции
развития наций
Межнациональная дифференциация — разъединение различных наций и этносов,
стремление наций к саморазвитию. ↓
↑ Межнациональная интеграция — процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами.
Слайд 6Межнациональный конфликт
Межнациональные отношения могут принимать форму мирного сотрудничества либо межэтнических конфликтов.
Межнациональный конфликт
— это нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий.
Слайд 7Межнациональный конфликт
Основные причины возникновения межнациональных конфликтов:
● неравенство в уровне жизни и доступе к материальным
и духовным благам;
● несовпадение государственных границ с границами расселения народов;
● быстрое изменение в соотношении численности разных народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;
● принадлежность к разным религиям и конфессиям;
● этноцентризм — уверенность в превосходстве одного этноса над другими;
● прошлые взаимоотношения народов и исторические национальные обиды;
● крайние формы национализма в официальной политике;
● неприятие особенностей культуры и бытового поведения представителей иных этносов.
Слайд 8Национализм
Национализм — идеологическое течение и социально-политическое движение, основанное на отстаивании многообразных
интересов национальной общности в ее отношениях с другими этносами и государствами.
Различают несколько форм национализма:
- Этноцентризм — уверенность в превосходстве одной этнической культуры над другими.
- Ксенофобия — навязчивый необоснованный страх перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятие их как опасного и враждебного явления.
- Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов
Слайд 9Расовая дискриминация
Причиной межэтнического конфликта может стать расовая дискриминация.
Крайние формы дискриминации и
проявления государственного национализма — апартеид и геноцид.
Расовая дискриминация — систематическое ущемление прав этнической группы граждан по признаку ее национальности или расы, а также пропаганда расистских идей.
Слайд 10Расовая дискриминация
Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, лишение определенных групп
населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.
Геноцид — совокупность преднамеренных систематических действий, направленных на уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы населения. Пример геноцида в истории — холокост (преследование и массовое уничтожение еврейского населения в Германии во время Второй мировой войны).
Слайд 11Способы мирного взаимодействия этносов
В этническом плане современное человеческое общество представляет собой
сложную структуру, образованную множеством разнотипных национальных общностей. Почти все государства современного мира многонациональны. Этим обусловлена необходимость урегулирования этнополитических процессов, предотвращения национальных конфликтов.
Слайд 12Способы мирного взаимодействия этносов
Различают несколько способов мирного сосуществования и сотрудничества этнических
общностей.
- Этническое смешивание — стихийная интеграция представителей разных этнических групп в единую национальную общность, осуществляемая на протяжении многих поколений. Пример образования нации на основе этнического смешивания — современные народы Латинской Америки.
- Ассимиляция — поглощение одного народа другим, растворение одной этнической общности в другой.
- Гуманистический подход к сосуществованию разных этнических групп в пределах одного государственного образования предполагает соблюдение интересов, прав и свобод каждого народа.
Слайд 14Забайкалье — русская земля
Удинский острог 1666г.
Русские появились на территории Бурятии давно, в эпоху
колонизации Сибири. Местные старожильческие семьи ведут свою историю с 1628 года, когда отряд казака Петра Бекетова, двигаясь по Ангаре, достиг земель нынешней Бурятии. Прибывшие казаки основывали остроги, которые становились для региона центрами не только экономической жизни, но и культуры. К их числу относится и Удинский острог, ставший впоследствии городом Верхнеудинском. Основателями города считаются русские служилые люди — пятидесятник Гаврила Ловцов и десятник Осип Васильев, которые в 1666 году возвели ясачное зимовье на слиянии рек Уды и Селенги.
Слайд 15Границы Забайкальской области времён Российской Империи
Слайд 16Забайкалье – русская земля
Русские и буряты впервые встретились в 1629 году. Азиатские кочевники, пришедшие
на эту территорию немногим раньше казаков, сначала не очень хотели платить русским дань, и даже пытались сопротивляться экспансии Русского Царства на восток. Буряты вступали в открытые столкновения с казаками. Но вскоре местные жители смирились с российским присутствием, и некоторых из них даже перевели в казачье сословие. В 1764 году появились четыре бурятских казачьих полка, в каждом из которых было по шесть сотен. Бытовые конфликты между славянами и аборигенами случались довольно часто, в основном из-за земельных наделов, сенокосов, охотничьих угодий и рыбных мест. Ещё одна причина напряжённости — активная миссионерская деятельность православных священников, которым удалось крестить некоторую часть местных.
Забайкальские казаки
Первого Верхнеудинского
полка в 1919 году
Слайд 17Забайкалье – русская земля
Старообрядцы в Бурятии
За казаками последовали русские старообрядцы. Их организованно большими
семьями (отсюда название — «семейские») переселяли с территории нынешней Белоруссии. В 1735 году привезли 40 тысяч человек. Кроме первой известны ещё две волны переезда, а последних старообрядцев доставили в Забайкалье в 1795 году. Потом активно привлекали государственных крестьян из центральных районов России и Малороссии, а также привозили ссыльных — участников пугачевского восстания, декабристов, даже повстанцев-поляков. Развитие золотодобычи привлекало в эти места вольных людей, ехавших за богатством и приключениями. К XIX веку Забайкальский край превратился в регион с русским большинством.
Слайд 18Дружба народов
В революцию буряты вслед за другими меньшинствами потребовали автономии и создали Бурятский
национальный комитет (Бурнацком). Но через некоторое время национальная интеллигенция передумала и заявила, что нужно строить монгольское национальное государство. На 1-м всемонгольском съезде в Чите постановили образовать Великую Монголию. Предполагалось, что новое государство будет состоять из Внутренней Монголии, Внешней Монголии и Забайкалья. Бурятских активистов принял Ленин, и после этой встречи так проникся их проблемами, что собственноручно подписал проект создания автономии для «бурят-монголов» на русских землях Забайкалья. В 1923 году появилась Бурят-Монгольская АССР (в 1958-м переименована в Бурятскую АССР).
Бурятская семья во времена СССР
Слайд 19Бурят-Монгольская АССР в 1925 году.
Слайд 20Дружба народов
Верхнеудинск – Улан-удэ 1934г.
Как и в других русских
землях Сибири и Северного Кавказа, забайкальские казаки и крестьяне побогаче были объявлены злейшими врагами новой власти ( многие здесь воевали против большевиков с оружием в руках). Кто-то покинул Россию, кто-то попал под репрессии. Освободившуюся землю большевики раздавали аборигенам. Власти Бурят-Монгольской АССР с большим рвением принялись за «коренизацию» («бурятизацию») своей республики. Третий съезд Советов Бурят-Монгольской АССР в 1927 году принимает резолюцию: «национальные бурятские управленческие аппараты должны стать опорой Советского правительства». Особое внимание уделяли распространению бурятского языка в делопроизводстве. Открывались языковые курсы, которые обязаны были посещать, в том числе и славяне. Местные госучреждения по мере сил очищали от «великодержавных шовинистов», игнорировавших подобные директивы. Улицы и города переименовывали на бурятский лад. В 1934 году постановлением президиума ЦИК СССР город Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ.
Слайд 21Сепаратизм и «бурнацики»
Делегация
Бурят-Монгольской
АССР
В конце 80-х начинается бурятский национальный подъем — как и в других
нацреспубликах, направленный против русских. Интеллигенция требует воссоединения всех бурят в одной республике, то есть включения отдельных автономных округов, окруженных территорией Читинской и Иркутской областей (Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский) в состав Бурятии. В 1990 году появляется Бурят-Монгольская народная партия, которая прямо выступает за «право бурятского народа на самоопределение», переименование республики в Бурят-Монголию, а районов — в улусы. В конце 80-х 100 бурятских ветеранов ВОВ и общественных деятелей обратились к Верховному Совету СССР и ЦК КПСС, выдвинув территориальные претензии на часть Иркутской области и почти весь западный берег Байкала.
Слайд 22Сепаратизм и «бурнацики»
Особенно радикалов волнует проблема распространения бурятского языка. Они уже 25 лет
пытаются добиться обязательного изучения бурятского в школах с 1 класса и запрета на работу на государственных должностях для тех, кто его не знает. К неудовольствию самостийников, даже молодые буряты не особенно охотно говорят в быту на этом языке — что уж говорить о русских, до сих пор составляющих почти две трети населения республики. Федеральное правительство в редком для себя приступе здравомыслия не поддержало бурятских националистов даже в ельцинские времена. По данным статистического исследования, проведенного в 1996 году, только 10% этнических бурят хотели «выделиться в отдельное суверенное государство».
Бурятская письменность XIXвека
Слайд 23Усть-Ордынский Бурятский автономным округ вошел в состав Иркутской области, а Агинский АО — в состав
Забайкальского края
Слайд 24Сепаратизм и «бурнацики»
Особенно рьяных националистов-бурят в обиходе называют бурнациками. За ними закрепилась слава самых
агрессивных сепаратистов и ненавистников русских во всей Сибири. Бурнацики в основном выступают не за суверенную Бурятию, а за создание Великой Монголии, которая объединит всех монголов в одном государстве. Они считают русских колонизаторами и угнетателями свободных кочевников. Вопрос исторической памяти и права на свою землю довольно остро стоит в республике и сегодня. Русские ставят в местах своих поселений поклонные кресты, которые бурнацики и им сочувствующие любят уничтожать.
Буряты во времена СССР
Слайд 25Дискриминация русского большинства
Как и в других нацреспубликах, местные власти активно выстраивают свой собственный
исторический нарратив. Самые ярые исследователи любят говорить о том, что русская община тут якобы формировалась из каторжан и другого разночинного люда, и местные русские поэтому - смесь множество народов, говорящая на русском языке. С трибун, в газетах и даже в школах от русских то и дело требуют покаяться за оккупацию и колониализм. Всё это не добавляет межнациональным отношениям простоты. Радикалы постоянно требуют сделать президентом республики этнического бурята.
Местным русским не нравятся попытки в принудительном порядке навязать всей республике бурятскую культуру. Например, в 2014 году бурятские чиновники отменили «Праздник русского костюма», приуроченный ко Дню России. А в 2012-м Национальный музей Бурятии хотел провести для школьников интерактивное занятие на тему «Традиции русского чаепития», но и эта инициатива вызвала большой скандал. Дошло до споров о том, чья культура употребления чая древнее.
Слайд 26Дискриминация русского большинства
Русская община с 1991 года пытается поставить в бывшем Верхнеудинске памятник
казакам-землепроходцам, основавшим этот город. История тянется до сих пор — бурятские чиновники заявляют, что это унижение их чувств, оскорбление других народов Сибири — и вообще, на месте, где хотят поставить памятник, когда-то находилось святилище древних монголов, которое ни в коем случае нельзя осквернять. Общине запретили установку памятной доски в честь визита Николая II, создание мемориала памяти забайкальских казаков, воевавших во множестве войн Российской Империи — словом, заметная часть истории края категорически не устраивает местное чиновничество.
Эскизы памятника
казакам-основателям
современного города
Улан-Удэ
Слайд 27Дискриминация русского большинства
Бурятских патриотов регулярно привлекают по 282-й статье. В 2013 году сотрудник Бурятского
научного центра Сибирского отделения РАН был осуждён по ст. 282 УК РФ за комментарии в интернете, содержавшие оскорбления русских как национальности и призывы к насилию по этническому признаку. В 2015 году возбудили уголовное дело против Владимира Хагдаева — за публикации в соцсетях, содержащие призывы к экстремизму и сепаратизму. По мнению следствия, он призывал к вооруженному восстанию в целях отделения Бурятии от России, созданию отрядов бурятских радикалов и к подрывной деятельности в целях отделения республики.
Слайд 28 Забайкалье — это исконная русская земля с богатой историей и древними традициями. Что важнее,
русских здесь большинство. Увы, не приходится сомневаться в том, что как только буряты станут большинством, верх возьмут радикалы, и Россия получит ещё один проблемный регион — такая Бурятия может стать и Татарстаном, внешне мирным, но активно ведущим свою собственную внешнюю политику, и, например, новой Тувой, где русских в своё время просто перебили. Забайкалье стало русским благодаря разумной колониальной политике Российской Империи. Сумеют ли власти РФ разрушить этот фундамент — покажет только время.
Слайд 29Список литературы
http://megabook.ru/article/
http://russland.mirtesen.ru/blog/43426547143/Buryatiya:-baykalskaya-mnogonatsionalnost
Слайд 30Давайте жить дружно!
Спасибо за внимание!