Слайд 1МКОУ « Сузунская ОШ-И»
Проект « Я и моя семья !»
Выполнили: учитель
начальных
классов
Лисунова Инна
Николаевна и
ученики 1(доп.), 1классов.
Слайд 2Тип проекта:
учебный,исследовательский, творческий.
Вид проекта:
долгосрочный (ноябрь 2018 г. — май 2019 г.).
Участники
проекта:
обучающиеся 1 ( доп.), 1 классов, родители, учителя.
Руководитель проекта: Лисунова Инна Николаевна
Слайд 3Цель проекта:
— повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
—
формировать у обучающихся представления о семье;
— закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
— обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
— воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
— повышение педагогической
культуры родителей;
— повысить качество
отношений «семья – школа».
Слайд 4«Любая дорога начинается от крыльца дома, в котором ты живешь. И
отправляясь в путь по неизведанным краям, спроси себя: а что я знаю о своем доме? Что я могу рассказать о нем, чтобы другие полюбили край, который люблю я? Что я могу подарить человеку, чтобы он оставил мой
подарок как память обо мне, о моем доме, о моем крае!..»
Слайд 5Актуальность исследуемой проблемы
Самое основное в жизни человека — это семья. Это
самое дорогое и родное, что есть у каждого человека, это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.
Слайд 6«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и
сам творит добро» — говорил В. А. Сухомлинский.
А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье?
Может реальность выглядит принципиально иным образом?
Слайд 7Мы приходим к совершенно новому образованию, а значит, нужно перестраиваться, изменяться
и нашим родителям, и учителям.
Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: учеников, учителей, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.
Слайд 8Родительский дом, семья, школа—вот, пожалуй, то единственное, что еще в силах
противостоять духовному кризису, заложниками которого, в первую очередь становятся дети. Здоровая, крепкая, полноценная семья является одним из самых надежных гарантов здоровья и нравственного благополучия детей, а следовательно и государства.
Слайд 9Проблемы, на решение которых направлен проект:
— утрата семейной функции передачи детям
значимых культурных и жизненных ценностей;
— недостаток знаний у младших школьников о своей семье;
— разобщенность между семьей и школой.
Слайд 10Ожидаемые результаты
В ходе проекта будут созданы условия для формирования
универсальных учебных
действий, а именно:
— личностные:
осознание себя членом семьи;
проявление интереса к традициям семьи, культуре семьи;
желание участвовать в делах семьи.
Метапредметные
— познавательные:
находить необходимую информацию в указанных источниках;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
интервьюировать членов семьи;
оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
составлять экспозицию выставки.
— регулятивные:
ставить вопрос «что я хочу узнать» (определять цели с помощью учителя) и «что я узнал» (определять результаты с помощью учителя) и отвечать на них;
определять план выполнения заданий под руководством учителя и выполнять задания по плану;
соотносить выполненное задание с образцом.
—коммуникативные:
рассказывать о жизни семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.
— Ожидаемые результаты предметные
усвоение представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
первоначальное знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет;
первоначальное освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Слайд 11 Семейные традиции
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники,
а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;
Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Слайд 12Целевые образовательные стандарты
«Согласно новым образовательным стандартам предметная область «Окружающий мир» призвана
выполнять интегрирующую функцию и обеспечить формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира,
отношений человека с природой, обществом, государством. Вне зависимости от того, по какому учебному комплекту ведётся обучение.
Содержание предмета «Окружающий мир» включено следующее:
Семья – самое близкое окружение человека.
Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Оказание посильной помощи взрослым.
Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Составление схемы родословного древа.
Слайд 13Основополагающий вопрос
Что делает человека в семье счастливым?
Вопросы, направляющие проект
Что в имени
тебе моём?
О чём гласит народная мудрость?
Какие символы могут быть на фамильном гербе?
Какие пословицы о семье мы знаем?
Влияет ли прошлое на будущее?
Какие семейные традиции сложились в вашей семье?
Слайд 14Реализация проекта
Разделить обучающихся на 4 группы. Каждая группа исследует свой вопрос:
1
группа – выяснить историю возникновения фамилий и имён (влияние прошлого на будущее), найти пословицы и поговорки о семье;
2 группа – составляют генеалогическое древо своей семьи, а также представляют традиции, которые сложились в семье;
3 группа – выяснить историю возникновения гербов, существование семейных гербов и рисуют свой герб.
4 группа – подбор материала для выставки «Загляни в семейный альбом» и оформление стенгазет.
Провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность обучающихся».
Выработать с обучающимися гипотезы по исследуемым вопросам, направить их на поиск информации.
Использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы; работа с электронной почтой (связь с родственниками).
Анализ найденной информации, выбор формы представления — видеофильм, презентация, статья на школьном сайте и др.
Оформление работ, консультация учителя, родителей.
Показ работ, обсуждения, анализ. Благодарность близким и родителям при оказании помощи при работе над проектом.
Слайд 15Учебный проект состоит из 4 этапов: погружение в проект; организация деятельности;
осуществление деятельности; презентация результатов.
1 этап. Проведены уроки окружающего мира на тему «Семья». После этих уроков возникло много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта «Я и моя семья» определил интерес детей, его реализация оказалась возможной во внеклассной деятельности. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.
2 этап. Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы.
Было проведено родительское собрание. Родители благосклонно отнеслись к этой идее.
3 этап. Осуществление деятельности происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех задача — сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, информацию получали от бабушек, дедушек, других родственников. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фотографий.
4 этап. Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Обучающиеся оформили результаты исследования с помощью рисунков, стенгазет, «Генеалогического древа», «Семейного герба», выставки фотографий «Загляни в семейный альбом», сочинений и др.
Слайд 16План проекта
Тайна наших имён в семье
Пословицы и поговорки о семье
Родословная моей
семьи или Дерево жизни
Герб моей семьи
Традиции семьи
Семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья»
Результат проекта: семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья».
Слайд 17Продукт проектной деятельности:
Выставка семейных работ «Наш семейный герб» и «Родословная моей
семьи».
Оформление стенгазет «Моя семья – мои друзья».
Сочинение на тему « Семья – это…»
Семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья».
Слайд 18Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект имеет продолжение на всех ступенях
обучения, т.к.
вопросы семейных отношений
рассматриваются в предметах окружающий мир,
литературном чтении, ОРКСЭ.
Это значит, что постепенно объём информации по
данной теме будет увеличиваться, с возрастом будет
меняться точка зрения на тот или иной аспект, будет
происходить коррекция собственного поведения обучающихся. Кроме того мы говорили о том, что обучающиеся часто приходят к выводу о том, что класс – это тоже семья. Следовательно, они могут создавать свою историю на протяжении всех лет обучения в школе – фотоальбом, видеоролики, портфолио класса и т.д.
Научившись создавать генеалогическое древо, дети смогут вносить в него изменения (появление братьев и сестёр, других родственников, новых профессий и т.п.)
Благодаря работе над таким проектом дети учатся взаимодействию, сотрудничеству, развивают свою познавательную сферу, обогащаются духовно, развивают УУД, т.к. в ходе реализации проекта прослеживаются межпредметные связи, различные виды деятельности, работа с ИКТ и пр.
Слайд 19Заключение.
Мы вместе пришли к выводу, что главное на Земле — семья.
Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно, — одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, — лишь прилагается к главному — к семье, в которой царят любовь, уважение, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле и окружающих тебя людей, тоже хочется сделать такими же любящими и счастливыми.
Да, все начинается с семьи — ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей .
Слайд 20Выставка семейных работ «Наш семейный герб»
Слайд 22Участие в региональном конкурсе «Многодетная семья» семьи Устюжаниных /Токаревых
Слайд 23Семейный альбом семьи Устюжаниных / Токаревых
Слайд 25Семейный альбом семьи Горбачёвых / Чащиных
Слайд 26Семейный спортивный праздник « Мама, папа, я – спортивная семья»
Слайд 28Сочинение « Моя семья»
Токарева Тимофея
Слайд 29Семейные ценности: любовь, уважение, взаимопонимание!
Слайд 32Эйнграф Дарья исполняет танец нашим мамам.
Слайд 35История фамилии - Капустин
Фамилия Капустин – пример старинного наследственного именования, образованного
от личного прозвища. На Руси долгое время существовал обычай нарекать людей прозвищами (мирскими именами), которые отражали особенности характера или внешности человека. При крещении всем присваивались имена из церковного календаря, но они часто повторялись и вносили путаницу в распознавание людей, названных одинаково. Прозвищ было огромное количество, и с проблемой идентификации они справлялись лучше. Поэтому прозвища мирно сосуществовали рядом с крестильными именами, пользовались популярностью в обыденной жизни и нередко записывались в официальных документах. Со временем от них образовывались отчества в притяжательной форме. Так, дети Капусты звались «Капустин сын» и «Капустина дочь», откуда фамилия Капустины берет свое начало.