Слайд 1Проблемы родителей детей с ТНР, обучающихся в общеобразовательной школе
Учитель-логопед МБОУ
г. Иркутска №32
Слайд 2Рассмотрим трудности, которые возникают в семье ребенка с нарушениями речи
Взаимоотношения ребенка
и родителей в семье
Трудности в процессе получения логопедической помощи
Слайд 3Актуальность
Успешность коррекционной работы зависит от взаимодействия с семьей ребенка
Важен психологический климат
семьи, влияющий на ребенка
Понимание проблем семьи позволит более эффективно построить взаимодействие между школой и семьей
Слайд 4
Трудности в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелыми
нарушениями речи (ТНР) появляются в разных сферах ее жизнедеятельности на разных этапах обучения в школе.
Слайд 5Проблема статуса ОВЗ
Факт признания ребенка с недостатками речи ребенком с ОВЗ
и принятие родителями необходимости прохождения ПМПК является очень травматичным для большинства родителей
Слайд 6Проблема посещения психиатра
Признание психических (речевых) недостатков, консультирование у детского врача-психиатра, невролога
является стрессом для родителей детей, у которых выявлены речевые нарушения при поступлении в школу.
Слайд 7Проблема ТНР -психотравмирующий фактор для родителей
Переживания родителей часто связаны с перспективами
дальнейшей жизни и обучения ребенка.
Наиболее тяжело переживают родители и члены семьи детей с тяжелыми речевыми дефектами (дети-ринолалики, дети-дизартрики, заикающиеся).
Слайд 8Проблема
социальный уровень семьи
На 2019-2020 учебный год, процент неполных семей составляет
17% детей логогруппы
Родители работают более 12 часов
Количество семей говорящих на двух языках – 8%.
Различный уровень культуры семей
Слайд 9Проблема
самоустранение родителей
На коррекционном этапе сложности связаны с перекладыванием всей работы
на специалистов: логопеда, учителя, психолога
Отношение родителей к воспитанию
Слайд 10
Категории родителей детей с речевыми нарушениями:
формальные
безразличные
неадекватные
активные
позитивные
Слайд 11Проблема
низкий уровень речи родителей
родители не знакомят детей со сказками, стихами,
поговорками и пословицами
дети много времени проводят за простором телевидения, играют на планшете
при поступлении в школу, только 10% всех детей смогли прочитать наизусть стихотворение
Слайд 12Проблема
помощь только логопеда
неготовность педагогов к работе с детьми с речевыми
проблемами
учитель, психолог не уделяют должного внимания профилактике и коррекции вторичных нарушений, им не хватает знаний о ходе нормального и нарушенного речевого развития ребенка.
Слайд 13Проблема
низкая информированность
Недостаточная информированность родителей, педагогов, семьи по вопросам получения
логопедической помощи в учреждении.
Слайд 14Проблема
сложность дифференциации нарушений
Важно отличить речевые нарушения от отклонения других
высших психических функций (памяти, внимания, мышления) и правильно оказать ребенку помощь.
Слайд 15Выводы
Анализ трудностей семьи позволяет выстроить пути их преодоления в настоящем и
будущем
Необходимо изучать взаимоотношения семьи, имеющих детей с особенностями психофизического развития, и разработать систему мероприятий по оказанию им психолого-педагогической помощи.
Слайд 16Воспитание детей с нарушением речи требует проявления большей любви и понимания,
чем в семьях, воспитывающих здоровых детей
Слайд 18Литература
1.Зальцман. Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и
интеллекта /Л. М. Зальцман. // Дефектология. – 2006. - 2. – С. 31-35.
2.Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – Москва: Психология, 2015. – 320 с