Слайд 1Проблемы подросткового возраста
Слайд 2Проблемы в школе
Проблема с учёбой, считаю, что учителя занижают оценки
Непонимание
со стороны учителей
Плохие оценки по многим предметам
Вопрос: Куда идти учиться?
Большие нагрузки по домашнему заданию.
Слайд 3Проблемы в семье
Большой контроль дома
Родители не понимают и не хотят
меня понять
Хочу выразить свой собственный стиль, но родители не разрешают
Считают маленькой
Постоянно ругают
Конфликты с родителями по поводу музыки и общения
Проблема в общении с братом, сестрой
Моё не послушание – конфликты с родителями
Слайд 4Проблемы подросткового возраста
Неразделённая любовь
Меня раздражают даже друзья, которые меня не понимают
Меня
недооценивают родители, друзья, учителя
Меня не понимает моё окружение
Меня обвиняют меня в ленивости
Моя лень сказывается на учёбе
Меня волнует внешний вид: красота, фигура
Слайд 5Проблемы подросткового возраста
Я чувствую свою эмоциональную нестабильность
Я чувствую, что, то что
раньше для меня было ценно и увлекательно теперь потеряло смысл
Я хочу самоутвердиться и самоопределиться
Слайд 6Родительские ошибки
То, что важно для детей, представляется вам несущественным.
Вы без конца
твердите о чём-то, с вашей точки зрения, жизненно важном, а дети вас просто не слушают.
Слайд 7Плохая успеваемость
Плохая успеваемость — очень серьёзная и распространённая проблема
детей подросткового возраста.
Причины:
Нет умения учиться
Нет мотивации
Психологические проблемы
Низкая самооценка
Неблагоприятное окружение
Отсутствие внутреннего контроля
Слайд 8Ведущая деятельность - общение
Общение со сверстниками у подростков очень эмоционально!
Оно накладывает
отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.
Ведущим мотивом
поведения подростка
является стремление
найти своё место
среди сверстников.
Слайд 9Ведущая деятельность - общение
НЕ забывать поощрять своего ребёнка — подросток должен
чувствовать, что родитель принимает его.
НЕ допускать сарказма и издёвок.
Проверить условия для учёбы — учащийся должен иметь собственное рабочее место, где бы он мог самостоятельно заниматься.
Укреплять чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростка.
Продумывать вознаграждение детей лучше учиться.
Слайд 10Негативизм
Родители только и делают, что требуют и обвиняют, а дети
бурно протестуют или угрюмо отмалчиваются — и поступают по-своему.
Главным камнем преткновения являются запреты такого рода — те, которые, по мнению подростков, ограничивают их свободу личности.
Большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей
Слайд 11Необходимо
Перераспределить зоны ответственности и определить, какова доля ответственности подростка.
Выработать соглашение
по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей.
Демонстрировать ребенку признание его как взрослого
Поощрять стремление к независимости.
Слайд 12Агрессия у подростков.
Любые проявления насилия у подростков – признак глубокого душевного
неблагополучия.
Если подросток грубит или хамит, или пускает в ход руки, значит подросток убежден что сам является жертвой насилия – в действительности или в собственной фантазии.
Его агрессия – безусловно защитная реакция.
Нарушение поведения - первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» -
НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТСЯ.
Слайд 13Во время агрессии…
Не стоит подходить к подростку ближе чем на длину
вытянутой руки. Лучше оставаться на расстоянии двух метров: так Вы показываете подростку, что уважаете его личную территорию.
напряженный разговор лучше не вести на кухне, где под рукой омгут оказаться кухонные инстурменты или кипяток. Чтобы разрядить обстановку пользуйтесь языком тела.
Когда мы спорим – мы рефлекторно поднимаемся с места, выпрямляемся во весь рост. Во время агрессивной сцены родителям лучше, наоборот, сесть первыми. Это действие станет предложением к перемирию, сигналом успокоиться- ведь когда мы сидим, мы не можем драться.
Прямой взгляд может восприниматься как агрессия . Тинейджеры прячутся за капюшон, закрывают лицо прядями волос. Они не хотят чтобы их «раскусили». Если Вы чувствуете, что раздражаетесь – просто отведите глаза в сторону.
Точка кипения. Если Вы чувствуете, что раздражение становится неконтролируемым – сделайте перерыв. Не мешайте подростку выйти из комнаты чтобы успокоиться, или возьмите паузу для того, чтобы попить чай и вернуться к разговору позднее. На спокойных тонах.
Не обвиняйте, если хотите что-то прояснить, задавайте ясные вопросы. Будьте искренни и открыты.
Слайд 14Ребенок вредит сам себе
Потребность унять физической болью боль душевную, внутреннюю.
Подобно тому, как мы кусаем губы в досаде, подросток, чувствуя отчаяние или смятение внутри, может поранить себя ручкой или неострым ножом
Готовность навредить себе появляется у подростка из-за непринятия своей внешности,
недовольства собственными «жирными ляжками», «кривыми руками», «уродливым телом». «Вот тебе, получай!», «жирная уродина, ненавижу себя, ненавижу
Неосознаваемое желание подростка сообщить остальным о своем внутреннем неблагополучии,
позвать на помощь, заручиться поддержкой в решении болезненных внутренних вопросов.
Слайд 15Кризис
Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду - это возраст «бури
и натиска», «эмоционального шторма»
Проявления: подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.
Слайд 16Заниженная самооценка
Самооценка — это мнение индивидуума о самом себе.
На формирование самооценки
в
юности влияют следующие
факторы:
ощущение принадлежности;
чувство значимости;
компетентность.
Слайд 17Формирование самооценки
Ощущение принадлежности — это осознание того, что твое общество кому-то приятно,
нужно, что кто-то готов позаботиться о тебе.
Чувство значимости появляется от осознания человеком того, что он представляет собой какую-то ценность в глазах других людей, что его считают хорошим.
Компетентность представляет собой уверенность в своих способностях и силах, возможность справиться с возникающими трудностями и задачами, которые ставит жизнь.
Слайд 18Причины низкой самооценки
Перенесение любого вида насилия;
Неправильные социальные установки(мне необходимо одобрение других
людей, чтобы чувствовать себя хорошо; меня будут уважать, только если я достигну определенных успехов в жизни, и т. п.);
Равнодушие родителей
Любите своего ребенка,
не отдаляйтесь от него,
живите НЕ РЯДОМ, а ВМЕСТЕ с ребенком!
Слайд 19Комплекс неполноценности
Переживая определенные физические и психологические изменения, подростки, как правило, перестают
нравиться сами себе. Им противно смотреть на себя в зеркало, они постоянно измеряют свой вес.
Подростки недовольны тем, как они двигаются, говорят и т. д. Они во всем усматривают недостатки.
Когда подросток не нравится сам себе, то он очень остро реагирует на мнение других людей. Поэтому, стараясь быть «как все», подросток пытается заработать расположение, хорошее мнение своего окружения или большинства из них.
Слайд 20Последствия низкой самооценки
Предвзятое отношение к окружающему миру— мир кажется враждебным, любые
неожиданности воспринимаются как угроза личному благополучию и безопасности, все события и ситуации в жизни оцениваются как злой рок, поэтому человек даже не пытается что- либо изменить вокруг или в себе.
Неспособность на нормальные отношения с другими людьми, что в будущем может вызвать одиночество, проблемы с супругом, неудачи в любой деятельности, трудность в достижении поставленных целей.
Слайд 21Ваши действия
Какими бы нелепыми не казались вам заявления вашего ребёнка, выслушайте
их.
Когда вы спорите с ним о чём-то, дайте ему понять любым способом, что его мнение очень важно для вас.
Если вы уважаете своего ребёнка, значит, доверяйте ему, т.е. доверяй, но проверяй.
Если вы постоянно контролируете подростка, решаете всё за него, запрещаете слишком много, эффективность такого способа воспитания будет не слишком высокой, это значит ослабьте контроль.
Попытайтесь вспомнить, каким вы были в его возрасте. Даже если совсем другим, подумайте: неужели вам никогда не хотелось немного «побеситься», делать не то, что нужно, а то, что хочется? Может быть, ваш ребёнок – достойный сын своих родителей
Слайд 22Необходимо!
взаимопонимание
взаимотерпимость
взаимотерпение
взаимоуважение
взаимозабота.
И это всегда нелегко!
Слайд 23Поможет вам в диалоге с повзрослевшими детьми
Всегда ставьте себя на место
детей
Честно рассказывайте о своей юности
Понимайте юмор
Нет-нет впадайте в
детство
Слайд 24ПОНИМАНИЕ скрытых мотивов тех или иных поступков, которые отражаются и на дисциплине,
и на успеваемости –
ЭТО Ключ к САМОУВАЖЕНИЮ
Слайд 25Способы повышения самооценки
Чаще хвалить подростка за любые достижения и успехи,
Поддерживать
ребенка – «ты можешь!»
Подчеркивать достоинства его внешности,
Подчеркивать его положительные черты характера,
Формировать веру в успех (давайте задания и поручения, с которыми ребенок может справится),
Концентрировать внимание на достигнутых в прошлом успехах,
Поручать сложные и ответственные дела,
Доверять,
Помогать устанавливать контакты в сфере общения,
Помогать подростку выглядеть современно (покупать по мере возможностей модную одежду и молодежные атрибуты),
В семейном кругу обозначить круг прав и обязанностей каждого члена семьи,
Санкции за нарушение правил придумывают сами подростки,
Объяснить, что ошибки – нормальное явление,
Отмечать достижения ребенка!
Слайд 26Литература
«Ваш беспокойный подросток» Роберт и Джин Байярд
«Как говорить, чтобы подростки слушали,
и как слушать, чтобы подростки говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш
«На стороне подростка» Франсуаза Дольто
«Пока ваш подросток не свел вас с ума» Найджел Латта
«Наши хорошие подростки» Нелли Литвак
«Наши подростки: воспитывать, понимать, любить»