Слайд 1
Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 2
Характер семейных отношений в семьях, воспитывающих
ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3Периоды, связанные со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей.
-
рождение ребенка: получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;
- школьный возраст: решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников;
- подростковый возраст: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка;
- период «выпуска»: признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи;
- постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
Слайд 4 В контексте рассмотрения механизмов социальной адаптации семьи, наиболее значимой представляется
социально-экологическая модель, которая включает в себя:
- микросистему
- мезосистему
- экзосистему
- макросистему
Слайд 5Микросистема «семья особого ребенка»:
«мать–отец»: индивидуальное состояние каждого и гармоничность отношений до
рождения ребенка, необходимость принять ограничения ребенка;
«мать – особый ребенок»: депрессия, чувство вины, самообвинение, проблема отношения к ребенку;
«мать – здоровый ребенок»: недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»;
Слайд 6«отец – особый ребенок»: отказ отца от физического и психологического участия
в заботе об особом ребенке;
«отец – здоровый ребенок»: недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»;
«особый ребенок – здоровый ребенок»: чувство вины, стыда, страх «заразиться» нарушениями или вера в то, что ты уже «заразился»; «порабощение» особым ребенком здорового брата или сестры, амбивалентные чувства здорового ребенка по отношению к брату/сестре с нарушениями.
Слайд 7Микросистема (семья), функционирует в мезосистеме, включающей в себя ближайшее окружение семьи
и поле ее активных действий (врачи, родственники, друзья, знакомые, коллеги).
Слайд 8В экзосистему входят условия, на которые семья не может активно повлиять,
но которые влияют на семью (средства массовой информации, система здравоохранения: социальные службы, система образования).
Слайд 9Макросистема, отражает принятые в обществе ценности (этнические, культурные, религиозные, экономические и
политические ценности)
Слайд 10Вывод: недостаточно изучить одного ребенка, или пару «ребенок–мать», или даже динамику
семьи в целом. Все важнее становится исследовать семью в широких контекстах.
Слайд 11
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей:
1. исследование семьи: изучение особенностей функционирования
семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
2. установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;
3. оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;
4. выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;
5. работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
6. анализ эффективности достигнутых результатов.