Слайд 1 Методические материалы
Тема «Синдром эмоционального выгорания педагогов: понятие, стадии
Слайд 2“Эмоциональное выгорание”
профессиональная деформация личности, которая возникает под
воздействием ряда факторов. В.В. Бойко
внешние факторы:
хронически напряженная психоэмоциональная деятельность
дестабилизирующая организация деятельности
повышенная ответственность за исполняемые функции и операции
неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.
внутренние факторы:
склонность к эмоциональной ригидности (неподвижность)
интенсивная интериоризация
слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности
нравственные дефекты
дезориентация личности
Слайд 3Ганс Селье (1936) стресс как процесс:
1) непосредственная реакция на воздействие
(стадия тревоги)
2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности)
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
Слайд 4 Характеристика фаз и симптомов эмоционального выгорания
Фаза “напряжения” - предвестник и
“запускающий” механизм в формировании эмоционального выгорания.
хроническая психоэмоциональная атмосфера
дестабилизирующая обстановка
повышенная ответственность
трудность контингента
Проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки, в легкой форме.
Выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.
Слайд 51 . Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”.
Усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной
деятельности
Неразрешимость ситуации
2. Симптом “неудовлетворенности собой”.
Действует механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не вовне, а на себя. Возникает замкнутый энергетический контур “Я и обстоятельства”
интенсивная интериоризация обязанностей, роли повышенная совестливость и чувство ответственности
Слайд 6
3. Симптом ”загнанности в клетку”.
чувство безысходности
состояние интеллектуально-эмоционального
затора, тупика
Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов.
4. Симптом “тревоги и депрессии
Чувство неудовлетворенности работой и собой
переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности
крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
Слайд 7Фаза “резистенции” (резистенция -есть сопротивление)
Человек пытается более или менее успешно
оградить себя от неприятных впечатлений
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно.
Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции.
Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных
Слайд 81. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования”
“признак выгорания” - нет разницы
между явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
Полезно подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции умеренной интенсивности:
легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности.
Слайд 92. Симптом “ эмоционально-нравственной дезориентации”.
Углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым
партнером.
У профессионала возникает потребность в самооправдании - защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: “ это не тот случай, чтобы переживать”, “такие люди не заслуживают доброго отношения”, “таким нельзя сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.
Слайд 10
3. Симптом “расширения сферы экономии эмоций”.
вы до того устаете
от контактов, разговоров, ответов на вопросы,
что вам не хочется общаться даже с близкими
4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.
Редукция - упрощение проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Слайд 11Фаза “истощения” - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса
Признаки и
симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими.
Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения.
Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой
Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.
Слайд 12
Симптом “эмоционального дефицита”
ощущение, что эмоционально он уже не может
помогать
все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные.
Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.
2. Симптом “эмоциональной отстраненности”.
почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности
Реагирование без чувств и эмоций
Слайд 133. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”
полная или частичная утрата интереса к
человеку – субъекту профессионального действия.
Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций
Слайд 144. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”.
проявляется на уровне физического и психического
самочувствия.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида
Слайд 15Результаты некоторых исследований
Наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем
работы от 10 до 15 лет (возрастные границы - 29-39 лет
Кризис середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности и т.д.
Спад профессиональной деятельности учителя после 10-15 лет работы.
Слайд 16Наиболее устойчивая к синдрому группа педагогов со стажем работы
от 15 до 20 лет ( возрастные границы 35-41 год)
Достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода ( характерно освоение родительской дистанции с детьми, возможность больше времени и уделять собственной жизни, обновление переживаний, чувство полноты жизни)
У учителей, не осознающих свои чувства, боящихся демонстрировать их окружающим,
с высоким уровнем тревожности, не считающих интересными свои чувства и мысли для окружающих и себя лично, не принимающих себя такими, какие они есть,
наблюдаются проявления всех симптомов фазы “Истощение”.
Педагоги с преобладанием позитивных эмоций, рефлексирующие свои внутренние состояния, естественные в проявлении своих чувств, оптимистически “смотрящие на мир”, характеризуются низким уровнем напряжения
Слайд 17Чем выше уровень эмоциональной гибкости, т.е. чем более эмоционально устойчив и
позитивно эмоционально экспрессивен учитель,
чем выше уровень его самоотношения, тем меньше выражены симптомы эмоционального выгорания, тем ниже его (синдрома “эмоционального выгорания”) уровень.
Слайд 18Пути коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов:
1. Развитие
их эмоциональной гибкости
Эмоциональная гибкость учителя - сочетание определенных личностных свойств, объединенных внутренними взаимосвязями в блоки: эмоциональная устойчивость и положительная эмоциональная экспрессивность.
Эмоциональная устойчивость - способность управлять эмоциями, настроением, умение найти адекватное объяснение и реалистичное выражение, включает в себя: удовлетворенность жизнью; отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; эмоциональную устойчивость.
Позитивная эмоциональная экспрессивность включает в себя следующие параметры: склонность к переживанию радости; сензитивность к себе (рефлексия своих внутренних состояний); спонтанность проявления своих состояний.
Слайд 192. Развитие самоотношения
Самоотношение - аффективный уровень профессионального самосознания учителя.
Критериями позитивного самоотношения являются: “глобальное самоотношение” и входящие в него:
самоуважение, т.е. отношение к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, вера в свои силы;
аутосимпатия, смещенная к позитивному полюсу, объединяющему доверие к себе и положительную самооценку;
ожидание положительного отношения от других,
самоинтерес и самопонимание.
А также низкий уровень личностной тревожности
Слайд 20Литература
Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. - СПб.,
1999.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996. – 472с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2005.
Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М., 2005.