Презентация, доклад на тему Призентация Тема Синдром эмоционального выгорания педагогов: понятие, стадии и факторы формирования

Содержание

“Эмоциональное выгорание” профессиональная деформация личности, которая возникает под воздействием ряда факторов. В.В. Бойковнешние факторы: хронически напряженная психоэмоциональная деятельность дестабилизирующая организация деятельности повышенная ответственность за исполняемые функции и операции неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной

Слайд 1 Методические материалы Тема «Синдром эмоционального выгорания педагогов: понятие, стадии

и факторы формирования»


Методические материалы    Тема «Синдром эмоционального выгорания педагогов: понятие, стадии и факторы формирования»

Слайд 2“Эмоциональное выгорание” профессиональная деформация личности, которая возникает под

воздействием ряда факторов. В.В. Бойко

внешние факторы:
хронически напряженная психоэмоциональная деятельность
дестабилизирующая организация деятельности
повышенная ответственность за исполняемые функции и операции
неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

внутренние факторы:
склонность к эмоциональной ригидности (неподвижность)
интенсивная интериоризация
слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности
нравственные дефекты
дезориентация личности

“Эмоциональное выгорание”     профессиональная деформация личности, которая возникает под воздействием ряда факторов. В.В. Бойковнешние

Слайд 3Ганс Селье (1936) стресс как процесс:
1) непосредственная реакция на воздействие

(стадия тревоги)

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности)
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
Ганс Селье (1936) стресс как процесс:  1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги) 2) максимально эффективная

Слайд 4 Характеристика фаз и симптомов эмоционального выгорания

Фаза “напряжения” - предвестник и

“запускающий” механизм в формировании эмоционального выгорания.
хроническая психоэмоциональная атмосфера
дестабилизирующая обстановка
повышенная ответственность
трудность контингента
Проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки, в легкой форме.
Выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

Характеристика фаз и симптомов эмоционального выгорания Фаза “напряжения” - предвестник и “запускающий” механизм в формировании эмоционального

Слайд 51 . Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”.

Усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной

деятельности
Неразрешимость ситуации

2. Симптом “неудовлетворенности собой”.

Действует механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не вовне, а на себя. Возникает замкнутый энергетический контур “Я и обстоятельства”

интенсивная интериоризация обязанностей, роли повышенная совестливость и чувство ответственности

1 . Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”. Усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности Неразрешимость ситуации 2. Симптом “неудовлетворенности

Слайд 6



3. Симптом ”загнанности в клетку”.

чувство безысходности

состояние интеллектуально-эмоционального

затора, тупика
Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов.


4. Симптом “тревоги и депрессии

Чувство неудовлетворенности работой и собой

переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности
крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.












3. Симптом ”загнанности в клетку”. чувство безысходности состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика  Сосредоточение психической энергии достигает

Слайд 7Фаза “резистенции” (резистенция -есть сопротивление)
Человек пытается более или менее успешно

оградить себя от неприятных впечатлений
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно.
Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции.
Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных


Фаза “резистенции” (резистенция -есть сопротивление)  Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений

Слайд 81. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования”
“признак выгорания” - нет разницы

между явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
Полезно подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции умеренной интенсивности:
легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности.
1. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования”“признак выгорания” -  нет разницы между явлениями: экономичное проявление эмоций и

Слайд 92. Симптом “ эмоционально-нравственной дезориентации”.
Углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым

партнером.

У профессионала возникает потребность в самооправдании - защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: “ это не тот случай, чтобы переживать”, “такие люди не заслуживают доброго отношения”, “таким нельзя сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.

2. Симптом “ эмоционально-нравственной дезориентации”.Углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. У профессионала возникает потребность в

Слайд 10
3. Симптом “расширения сферы экономии эмоций”.

вы до того устаете

от контактов, разговоров, ответов на вопросы,
что вам не хочется общаться даже с близкими

4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.

Редукция - упрощение проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

3. Симптом “расширения сферы экономии эмоций”. вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы,

Слайд 11Фаза “истощения” - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса

Признаки и

симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими.
Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения.
Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой
Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.
Фаза “истощения” - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими.

Слайд 12
Симптом “эмоционального дефицита”

ощущение, что эмоционально он уже не может

помогать
все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные.
Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.

2. Симптом “эмоциональной отстраненности”.

почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности

Реагирование без чувств и эмоций

Симптом “эмоционального дефицита” ощущение, что эмоционально он уже не может помогать все реже проявляются положительные эмоции

Слайд 133. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”
полная или частичная утрата интереса к

человеку – субъекту профессионального действия.
Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций
3. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия.Он воспринимается

Слайд 144. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”.
проявляется на уровне физического и психического

самочувствия.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида

4. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”.проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций

Слайд 15Результаты некоторых исследований
Наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем

работы от 10 до 15 лет (возрастные границы - 29-39 лет
Кризис середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности и т.д.
Спад профессиональной деятельности учителя после 10-15 лет работы.
Результаты некоторых исследованийНаиболее высокие показатели имеют  педагоги  со стажем работы от 10 до 15 лет

Слайд 16Наиболее устойчивая к синдрому группа педагогов со стажем работы

от 15 до 20 лет ( возрастные границы 35-41 год)
Достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода ( характерно освоение родительской дистанции с детьми, возможность больше времени и уделять собственной жизни, обновление переживаний, чувство полноты жизни)
У учителей, не осознающих свои чувства, боящихся демонстрировать их окружающим,
с высоким уровнем тревожности, не считающих интересными свои чувства и мысли для окружающих и себя лично, не принимающих себя такими, какие они есть,
наблюдаются проявления всех симптомов фазы “Истощение”.

Педагоги с преобладанием позитивных эмоций, рефлексирующие свои внутренние состояния, естественные в проявлении своих чувств, оптимистически “смотрящие на мир”, характеризуются низким уровнем напряжения
Наиболее устойчивая к синдрому  группа педагогов со стажем  работы от 15 до 20 лет (

Слайд 17Чем выше уровень эмоциональной гибкости, т.е. чем более эмоционально устойчив и

позитивно эмоционально экспрессивен учитель,
чем выше уровень его самоотношения, тем меньше выражены симптомы эмоционального выгорания, тем ниже его (синдрома “эмоционального выгорания”) уровень.
Чем выше уровень эмоциональной гибкости, т.е. чем более эмоционально устойчив и позитивно эмоционально экспрессивен учитель,чем выше уровень

Слайд 18Пути коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов: 1. Развитие

их эмоциональной гибкости

Эмоциональная гибкость учителя - сочетание определенных личностных свойств, объединенных внутренними взаимосвязями в блоки: эмоциональная устойчивость и положительная эмоциональная экспрессивность.

Эмоциональная устойчивость - способность управлять эмоциями, настроением, умение найти адекватное объяснение и реалистичное выражение, включает в себя: удовлетворенность жизнью; отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; эмоциональную устойчивость.

Позитивная эмоциональная экспрессивность включает в себя следующие параметры: склонность к переживанию радости; сензитивность к себе (рефлексия своих внутренних состояний); спонтанность проявления своих состояний.

Пути коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов:  1. Развитие их эмоциональной гибкости Эмоциональная гибкость

Слайд 192. Развитие самоотношения
Самоотношение - аффективный уровень профессионального самосознания учителя.


Критериями позитивного самоотношения являются: “глобальное самоотношение” и входящие в него:
самоуважение, т.е. отношение к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, вера в свои силы;
аутосимпатия, смещенная к позитивному полюсу, объединяющему доверие к себе и положительную самооценку;
ожидание положительного отношения от других,
самоинтерес и самопонимание.
А также низкий уровень личностной тревожности
2. Развитие самоотношения Самоотношение - аффективный уровень профессионального самосознания учителя.  Критериями позитивного самоотношения являются: “глобальное самоотношение”

Слайд 20Литература
Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. - СПб.,

1999.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996. – 472с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2005.
Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М., 2005.
Литература Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. - СПб., 1999. Бойко В.В. Энергия эмоций в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть