Презентация, доклад на тему Приёмы и методы работы по предупреждению и коррекции орфографических ошибок на примере темы Безударные гласные в корне слова

Содержание

Согласно точке зрения Московской фонологической школы принципом, которому подчиняется написание орфограммы является фонематический. “Одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во все ее видоизменениях, как бы они ни звучала в том или ином фонематическом положении»

Слайд 1Приёмы и методы работы по предупреждению и коррекции орфографических ошибок на

примере темы «Безударные гласные в корне слова»
Приёмы и методы работы по предупреждению и коррекции орфографических ошибок на примере темы «Безударные гласные  в

Слайд 2 Согласно точке зрения Московской фонологической школы принципом, которому подчиняется написание орфограммы

является фонематический. “Одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во все ее видоизменениях, как бы они ни звучала в том или ином фонематическом положении» (П.С. Жедек) . Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: “домашний – дом, на стуле – на столе, заботливый – счастливый.
Проверять фонему следует её основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции.
Согласно точке зрения Московской фонологической школы принципом, которому подчиняется написание орфограммы является фонематический. “Одни и те же

Слайд 3Работа над орфограммой строится в соответствии с
учением Л.В. Выготского

о зоне ближайшего
развития;
теорией П.Я. Гальперина о поэтапном
формировании умственных действий
(использование материальных опор в виде схем,
таблиц, алгоритмов, громкое комментирование
замещаются выполнением орфографических
действий только во внутреннем плане)
принципом максимальной опоры на
сохранные анализаторы;
принципом усложнения заданий.


Работа над орфограммой строится в соответствии с  учением Л.В. Выготского о зоне ближайшего

Слайд 4Цель

Выработать навык
правописания безударных
гласных в корне слова с
помощью подбора

различных
способов проверки.

Разработать совместно с детьми
алгоритм проверки безударных
гласных в корне слова и научить
применять его на практике


Формировать умение видеть
орфограмму «Безударные
гласные в корне слова»
(орфографическую зоркость)




ЦельВыработать навык правописания безударных гласных в корне слова с помощью подбора различных способов проверки.Разработать совместно с детьми

Слайд 5Технологии
Игровые
технологии
Личностно-
ориентированные
технологии
Технологии
проблемного
обучения
Технологии
развивающего
обучения
Информационно-
коммуникационные





ТехнологииИгровые технологииЛичностно-ориентированные технологииТехнологиипроблемногообученияТехнологии развивающего обученияИнформационно-коммуникационные

Слайд 6Каналы восприятия

Каналы восприятия

Слайд 7Методы и приёмы
Анализ
и
синтез
Частично-
поисковый
Самостоятельная
работа
учащихся
Слово
учителя
Беседа
Наблюдение






Методы и приёмыАнализисинтезЧастично-поисковыйСамостоятельнаяработаучащихсяСловоучителяБеседаНаблюдение

Слайд 8Знакомство с орфограммой « Безударные гласные в корне слова» происходит в

период
обучения грамоте. В 1 классе работа над правилом ведётся

на фонетическом уровне.
Формируемые умения:
определять ударение в словах;
выделять ударные и безударные гласные;
изменять слово, ставя безударную гласную под ударение.
Знакомство с орфограммой « Безударные гласные в корне слова» происходит в период обучения грамоте. В 1 классе

Слайд 9- Поставь ударение («Позови слово»)
- Назовите в слове ударную гласную.
-Назови

в предложении все ударные гласные.
-Отметь гласные, на которые не падает ударение.
-Соотнеси слова со схемой.

Виды заданий

- Поставь ударение («Позови слово»)- Назовите в слове ударную гласную. -Назови в  предложении все ударные гласные.-Отметь

Слайд 10










Раздели слова
на слоги.
Поставь
ударения

Раздели слова на слоги. Поставь ударения

Слайд 11Прием моделирования
Расшифруй слово

Прием моделирования Расшифруй слово

Слайд 12Прочитай «про себя» слова под схемами. Подбери слова к схемам




Домик, свекла,

ролики, газета, петушок, ромашка. телевизор, ремень, коньки, сметана, фестиваль, ворота, извините, документы, портфель, крепость, цепочка, инструмент, волшебница, смородина.
Прочитай «про себя» слова под схемами. Подбери слова к схемамДомик, свекла, ролики, газета, петушок, ромашка. телевизор, ремень,

Слайд 13
На этапе знакомства с орфограммой

дети под руководством учителя
проводят наблюдения над
соответствием

и несоответствием
произношения и написания
безударных гласных в корне слова.
Ведется работа по составлению
алгоритма проверки безударных
гласных в корне слова
На этапе знакомства с орфограммойдети под руководством учителяпроводят наблюдения над соответствием и несоответствием произношения и написания безударных

Слайд 14

Подбери проверочное слово по образцу.
Обозначь орфограмму.
ОДИН-МНОГО, МНОГО-ОДИН
Стена - стены.

Дела - дело. Сосна - Грибы - Гроза - Поля - Страна - Снега -
Подбери проверочное слово по образцу. Обозначь орфограмму.  ОДИН-МНОГО, МНОГО-ОДИНСтена - стены.  Дела - дело.

Слайд 15МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Послушай рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему другу Пете записку:

«Приходи с мечом вечером, сыграем». Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку
Пете. - Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру. - Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. - Мяч будет! Петя обещал принести. Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в
руках у него было оружие для фехтования - длинный
деревянных меч. Почему так случилось?
МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ          Послушай рассказ об одной ошибке.

Слайд 16Во втором классе работа над орфограммой ведётся уже на

морфологическом уровне.

Это становится возможным в связи с изучением состава слов. К умениям детей добавляются новые:
- находить корень слова;
- подбирать проверочные слова путём подбора однокоренных слов
- выбирать среди однокоренных слов слова с ударной гласной в корне.
Во втором классе работа над орфограммой ведётся уже на морфологическом уровне. Это становится возможным в связи с

Слайд 17 Приемы работы

Словесные задачи омографы задачи
Грамматические сказки, стихи
Загадки
Пословицы и поговорки
Фразеологизмы
Скороговорки
Кроссворды
Игры

Приемы работыСловесные задачи омографы задачи Грамматические сказки, стихиЗагадкиПословицы и поговоркиФразеологизмыСкороговоркиКроссвордыИгры

Слайд 18Рифмовки
Если буква гласная вызвала сомнение, –
Ты ее немедленно поставь под

ударение.

Безударный гласный - Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте - Удареньем проверяйте.

РифмовкиЕсли буква гласная вызвала сомнение, – Ты ее немедленно поставь под ударение.Безударный гласный - Стоп! Писать опасно!

Слайд 19Сказка о безударной гласной

Сказка о безударной гласной

Слайд 20Снежок - снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.
Лиса - лисица, лисята, лисий,

лисичка, лисонька.

Синеет - синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать
для проверки выделенных слов в начале строки.
Обозначь в словах корень, ударение,
поставь точку под проверяемой гласной.

Снежок - снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник. Лиса - лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.Синеет - синька, синица,

Слайд 21Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь,

чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

Выбери нужное проверочное слово. Выдели корень. Обозначь орфограмму.

Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка,

Слайд 22Прочитай слово
Поставь ударение
Выдели корень
Есть ли в корне
безударные гласные
Напиши слово

да

нет
Подбери однокоренные

слова,
найди проверочное

Напиши слово, вставь гласную букву

Обозначь орфограмму



Стоп

Стоп

Итог работы - составление алгоритма работы с
безударными гласными в корне слова проверяемыми ударением

Прочитай словоПоставь ударениеВыдели кореньЕсть ли в корне безударные гласныеНапиши словоданетПодбери однокоренные слова, найди проверочноеНапиши слово, вставь гласную

Слайд 23

Слуховые упражнения

Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как

проверили.
     - Послушайте загадку, назовите слова с безударной гласной в корне
Я над речкой лежу
Оба берега держу.
- Приведите, примеры с определенным корнем (мес-, лист-) с определенной приставкой и суффиксом.

Формирование и закрепление навыка
проверки безударных гласных в корне слова.

Работа на уровне слова

Слуховые упражнения Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как проверили.     - Послушайте загадку, назовите слова

Слайд 24
Спишите слова, обозначьте ударение.

Спишите слова, поставьте ударение над выделенными

словами.

Упражнения на списывание

Спишите слова, обозначьте ударение. Спишите слова, поставьте ударение над выделенными словами.Упражнения на списывание

Слайд 25Выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение
Составить словосочетание с данными

словами, поставить ударение.
Допишите предложение подходящим по смыслу словом, поставьте ударение.

Упражнения творческого характера

Выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение Составить словосочетание с данными словами, поставить ударение. Допишите предложение подходящим

Слайд 26Ребусы

Ребусы

Слайд 27“Четвёртый лишний»
Найти лишнее слово и доказать.
Например:
СБЕГАТЬ, БЕГЕМОТ, БЕГУНЬЯ, НАБЕЖАЛ
(все слова связаны

с БЕГом, а БЕГЕМОТ - Крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки)
БЕДНЯК, БЕДРО, БЕДНЕТЬ, БЕДНЯЖКА
(все слова связаны с неимущим человеком, а БЕДРО - часть ноги)
“Четвёртый лишний» Найти лишнее слово и доказать.Например:СБЕГАТЬ, БЕГЕМОТ, БЕГУНЬЯ, НАБЕЖАЛ(все слова связаны с БЕГом, а БЕГЕМОТ -

Слайд 28Соревнование
Работа на уровне словосочетания

СоревнованиеРабота на уровне словосочетания

Слайд 29 Составьте словосочетания, включая в них слова с корнем ЗЕМЛ.
Кисель из земляники

– … Вал, сооруженный из земли – …
К словам, обозначающим признак предмета, припишите подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Во всех словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Шелковистая, зеленая, мягкая (…) Густой, дремучий, сосновый (…)
Составьте словосочетания, включая в них слова с корнем ЗЕМЛ.Кисель из земляники – … Вал, сооруженный из

Слайд 30Найди родственные слова в пословице
Работа на уровне предложения

Найди родственные слова в пословицеРабота на уровне предложения

Слайд 31Первая строчка: липовые листочки.
Вторая строчка: кленовые листочки.
Третья строчка: дубовые листочки.
Четвертая строчка:

березовые листочки.

На листочках деревьев (липы, клена, дуба, березы) записаны слова.
Составьте из них предложения. У вас получится загадка.

Первая строчка: липовые листочки.Вторая строчка: кленовые листочки.Третья строчка: дубовые листочки.Четвертая строчка: березовые листочки.На листочках деревьев (липы, клена,

Слайд 32Составьте из данных слов четыре предложения
1.     д твора, снежную, любит,

зиму
2.     з вут, на, к ток, коньки
3.     ведёт, лыжня в, л сок
4.     ребята, с, гор, к таются, на, санках


Составьте из данных слов четыре предложения1.     д  твора, снежную, любит,

Слайд 33Составьте и запишите предложения.

Зайчик.
Весенняя, появилась, в саду, лужа, под окном. Вбежал,

и, солнечный, в комнату, зайчик. В, лужа, снеговой, колыбели, дремала. Дрожал, на стене, зайчик.
Составьте и запишите предложения.Зайчик.Весенняя, появилась, в саду, лужа, под окном. Вбежал, и, солнечный, в комнату, зайчик. В,

Слайд 34Найди в стихотворении слова с безударной гласной в корне, подбери проверочные

слова

Работа на уровне текста

Найди в стихотворении слова с безударной гласной в корне, подбери проверочные словаРабота на уровне текста

Слайд 35Лисьи проделки, или Спасите Петушка!
На лесной опушке
Жил Лесник в избушке.
У Лесника

был Петушок,
Красный гребешок.
Раз Лесник ушёл в леса,
А к избушке – шасть Лиса:
Утащила Петуха
Чтобы съесть потроха.
А для законного обеда
Написала: «Если верно
Буквы вставишь, непременно
Петуха тебе верну. Если нет –
Петя будет на обед!»
И записку написала


С петушком л…са
ушла в тёмные л…са.

Петушка спаси, дружок!

Лисьи проделки, или Спасите Петушка!На лесной опушкеЖил Лесник в избушке.У Лесника был Петушок,Красный гребешок.Раз Лесник ушёл в

Слайд 36Предупредительный диктант.
Совенок
В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец

не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели. Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.


Предупредительный диктант. Совенок В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли

Слайд 37Вставь пропущенные буквы в песенку петуха.
С каким правилом они «дружат»?
Ку-ка-ре-ку! Иду

на пятках,
Н…су к…су на пл…чах,
Х…чу л…су посечи,
Сл…зай, л…са, с п…чи!

Вставь пропущенные буквы в песенку петуха.С каким правилом они «дружат»?Ку-ка-ре-ку! Иду на пятках,Н…су к…су на пл…чах,Х…чу л…су

Слайд 38Творческий диктант.
Тесты.
Карточки с пропущенными орфограммами.
Словарный диктант.
Проверочный диктант.


Контрольный этап

Творческий диктант.Тесты. Карточки с пропущенными орфограммами. Словарный диктант. Проверочный диктант. Контрольный этап

Слайд 39Творческий диктант.
Расставь предложения по порядку. В пустые окошки вставь нужную букву.

Озаглавь текст.
Мать к рмила его молоком и учила бегать по г рам. М лыш др жит от страха, но прыгает. Р дился к зленок в д лине горной р ки. Мать лижет ему шерстку.









Творческий диктант.Расставь предложения по порядку. В пустые окошки вставь нужную букву. Озаглавь текст. Мать к  рмила

Слайд 41Карточки с пропущенными орфограммами.

Карточки с пропущенными орфограммами.

Слайд 42 Словарный диктант
Спортивная форма, зелёные луга, далёкий край, космический век, удивительное

время, цветущий сад, почтовый адрес.
Словарный диктант  Спортивная форма, зелёные луга, далёкий край, космический век, удивительное время, цветущий сад,

Слайд 43Контрольный диктант.
Зима.
Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах.

Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замерзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.
Контрольный диктант. Зима.		Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу

Слайд 44Вывод
Систематическая работа благотворно скажется на усвоении правописания безударных гласных и повышении

орфографической грамотности.
ВыводСистематическая работа благотворно скажется на усвоении правописания безударных гласных и повышении орфографической грамотности.

Слайд 45Источники
Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных

педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В.. Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с.
А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова Русский язык для весёлых мальчиков и девочек. Книга для учащихся начальных классов.Новосибирск, 1995
Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. Пособие. – М.:Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
В.И. Полтева-Лазарис, Е.Г. Русанова, Е.В. Федяева Учимся писать без ошибок. Пособие для учащихся 1 класса общеобразовательных школ. – Омск: «Аркор», 2001.
http://festival.1september.ru:8080/articles/414890/
http://festival.1september.ru/articles/506141/
http://festival.1september.ru:8080/articles/414890/
Журнал «Логопед»2005 г «Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи» Елецкая О.В.
И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодаление у младших шкоьников. М.:Владос 2005
ИсточникиЛогопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В..

Слайд 46Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть