Слайд 1Приёмы и методы работы по предупреждению и коррекции орфографических ошибок на
примере темы «Безударные гласные в корне слова»
Слайд 2 Согласно точке зрения Московской фонологической школы принципом, которому подчиняется написание орфограммы
является фонематический. “Одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во все ее видоизменениях, как бы они ни звучала в том или ином фонематическом положении» (П.С. Жедек) . Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: “домашний – дом, на стуле – на столе, заботливый – счастливый.
Проверять фонему следует её основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции.
Слайд 3Работа над орфограммой строится в соответствии с
учением Л.В. Выготского
о зоне ближайшего
развития;
теорией П.Я. Гальперина о поэтапном
формировании умственных действий
(использование материальных опор в виде схем,
таблиц, алгоритмов, громкое комментирование
замещаются выполнением орфографических
действий только во внутреннем плане)
принципом максимальной опоры на
сохранные анализаторы;
принципом усложнения заданий.
Слайд 4Цель
Выработать навык
правописания безударных
гласных в корне слова с
помощью подбора
различных
способов проверки.
Разработать совместно с детьми
алгоритм проверки безударных
гласных в корне слова и научить
применять его на практике
Формировать умение видеть
орфограмму «Безударные
гласные в корне слова»
(орфографическую зоркость)
Слайд 5Технологии
Игровые
технологии
Личностно-
ориентированные
технологии
Технологии
проблемного
обучения
Технологии
развивающего
обучения
Информационно-
коммуникационные
Слайд 7Методы и приёмы
Анализ
и
синтез
Частично-
поисковый
Самостоятельная
работа
учащихся
Слово
учителя
Беседа
Наблюдение
Слайд 8Знакомство с орфограммой « Безударные гласные в корне слова» происходит в
период
обучения грамоте. В 1 классе работа над правилом ведётся
на фонетическом уровне.
Формируемые умения:
определять ударение в словах;
выделять ударные и безударные гласные;
изменять слово, ставя безударную гласную под ударение.
Слайд 9- Поставь ударение («Позови слово»)
- Назовите в слове ударную гласную.
-Назови
в предложении все ударные гласные.
-Отметь гласные, на которые не падает ударение.
-Соотнеси слова со схемой.
Виды заданий
Слайд 10
Раздели слова
на слоги.
Поставь
ударения
Слайд 11Прием моделирования
Расшифруй слово
Слайд 12Прочитай «про себя» слова под схемами. Подбери слова к схемам
Домик, свекла,
ролики, газета, петушок, ромашка. телевизор, ремень, коньки, сметана, фестиваль, ворота, извините, документы, портфель, крепость, цепочка, инструмент, волшебница, смородина.
Слайд 13
На этапе знакомства с орфограммой
дети под руководством учителя
проводят наблюдения над
соответствием
и несоответствием
произношения и написания
безударных гласных в корне слова.
Ведется работа по составлению
алгоритма проверки безударных
гласных в корне слова
Слайд 14
Подбери проверочное слово по образцу.
Обозначь орфограмму.
ОДИН-МНОГО, МНОГО-ОДИН
Стена - стены.
Дела - дело.
Сосна - Грибы -
Гроза - Поля -
Страна - Снега -
Слайд 15МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Послушай рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему другу Пете записку:
«Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку
Пете.
- Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в
руках у него было оружие для фехтования - длинный
деревянных меч.
Почему так случилось?
Слайд 16Во втором классе работа над орфограммой ведётся уже на
морфологическом уровне.
Это становится возможным в связи с изучением состава слов. К умениям детей добавляются новые:
- находить корень слова;
- подбирать проверочные слова путём подбора однокоренных слов
- выбирать среди однокоренных слов слова с ударной гласной в корне.
Слайд 17 Приемы работы
Словесные задачи омографы задачи
Грамматические сказки, стихи
Загадки
Пословицы и поговорки
Фразеологизмы
Скороговорки
Кроссворды
Игры
Слайд 18Рифмовки
Если буква гласная вызвала сомнение, –
Ты ее немедленно поставь под
ударение.
Безударный гласный -
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте -
Удареньем проверяйте.
Слайд 20Снежок - снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.
Лиса - лисица, лисята, лисий,
лисичка, лисонька.
Синеет - синька, синица, синеватый, синий, посинел.
Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать
для проверки выделенных слов в начале строки.
Обозначь в словах корень, ударение,
поставь точку под проверяемой гласной.
Слайд 21Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь,
чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Выбери нужное проверочное слово. Выдели корень.
Обозначь орфограмму.
Слайд 22Прочитай слово
Поставь ударение
Выдели корень
Есть ли в корне
безударные гласные
Напиши слово
да
нет
Подбери однокоренные
слова,
найди проверочное
Напиши слово, вставь гласную букву
Обозначь орфограмму
Стоп
Стоп
Итог работы - составление алгоритма работы с
безударными гласными в корне слова проверяемыми ударением
Слайд 23
Слуховые упражнения
Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как
проверили.
- Послушайте загадку, назовите слова с безударной гласной в корне
Я над речкой лежу
Оба берега держу.
- Приведите, примеры с определенным корнем (мес-, лист-) с определенной приставкой и суффиксом.
Формирование и закрепление навыка
проверки безударных гласных в корне слова.
Работа на уровне слова
Слайд 24
Спишите слова, обозначьте ударение.
Спишите слова, поставьте ударение над выделенными
словами.
Упражнения на списывание
Слайд 25Выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение
Составить словосочетание с данными
словами, поставить ударение.
Допишите предложение подходящим по смыслу словом, поставьте ударение.
Упражнения творческого характера
Слайд 27“Четвёртый лишний»
Найти лишнее слово и доказать.
Например:
СБЕГАТЬ, БЕГЕМОТ, БЕГУНЬЯ, НАБЕЖАЛ
(все слова связаны
с БЕГом, а БЕГЕМОТ - Крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки)
БЕДНЯК, БЕДРО, БЕДНЕТЬ, БЕДНЯЖКА
(все слова связаны с неимущим человеком, а БЕДРО - часть ноги)
Слайд 28Соревнование
Работа на уровне словосочетания
Слайд 29
Составьте словосочетания, включая в них слова с корнем ЗЕМЛ.
Кисель из земляники
– …
Вал, сооруженный из земли – …
К словам, обозначающим признак предмета, припишите подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Во всех словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Шелковистая, зеленая, мягкая (…)
Густой, дремучий, сосновый (…)
Слайд 30Найди родственные слова в пословице
Работа на уровне предложения
Слайд 31Первая строчка: липовые листочки.
Вторая строчка: кленовые листочки.
Третья строчка: дубовые листочки.
Четвертая строчка:
березовые листочки.
На листочках деревьев (липы, клена, дуба, березы) записаны слова.
Составьте из них предложения. У вас получится загадка.
Слайд 32Составьте из данных слов четыре предложения
1. д твора, снежную, любит,
зиму
2. з вут, на, к ток, коньки
3. ведёт, лыжня в, л сок
4. ребята, с, гор, к таются, на, санках
Слайд 33Составьте и запишите предложения.
Зайчик.
Весенняя, появилась, в саду, лужа, под окном. Вбежал,
и, солнечный, в комнату, зайчик. В, лужа, снеговой, колыбели, дремала. Дрожал, на стене, зайчик.
Слайд 34Найди в стихотворении слова с безударной гласной в корне, подбери проверочные
слова
Работа на уровне текста
Слайд 35Лисьи проделки, или Спасите Петушка!
На лесной опушке
Жил Лесник в избушке.
У Лесника
был Петушок,
Красный гребешок.
Раз Лесник ушёл в леса,
А к избушке – шасть Лиса:
Утащила Петуха
Чтобы съесть потроха.
А для законного обеда
Написала: «Если верно
Буквы вставишь, непременно
Петуха тебе верну. Если нет –
Петя будет на обед!»
И записку написала
С петушком л…са
ушла в тёмные л…са.
Петушка спаси, дружок!
Слайд 36Предупредительный диктант.
Совенок
В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец
не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели. Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.
Слайд 37Вставь пропущенные буквы в песенку петуха.
С каким правилом они «дружат»?
Ку-ка-ре-ку! Иду
на пятках,
Н…су к…су на пл…чах,
Х…чу л…су посечи,
Сл…зай, л…са, с п…чи!
Слайд 38Творческий диктант.
Тесты.
Карточки с пропущенными орфограммами.
Словарный диктант.
Проверочный диктант.
Слайд 39Творческий диктант.
Расставь предложения по порядку. В пустые окошки вставь нужную букву.
Озаглавь текст.
Мать к рмила его молоком и учила бегать по г рам. М лыш др жит от страха, но прыгает. Р дился к зленок в д лине горной р ки. Мать лижет ему шерстку.
Слайд 41Карточки с пропущенными орфограммами.
Слайд 42
Словарный диктант
Спортивная форма, зелёные луга, далёкий край, космический век, удивительное
время, цветущий сад, почтовый адрес.
Слайд 43Контрольный диктант.
Зима.
Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах.
Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замерзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.
Слайд 44Вывод
Систематическая работа благотворно скажется на усвоении правописания безударных гласных и повышении
орфографической грамотности.
Слайд 45Источники
Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных
педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В.. Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с.
А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова Русский язык для весёлых мальчиков и девочек. Книга для учащихся начальных классов.Новосибирск, 1995
Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. Пособие. – М.:Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
В.И. Полтева-Лазарис, Е.Г. Русанова, Е.В. Федяева Учимся писать без ошибок. Пособие для учащихся 1 класса общеобразовательных школ. – Омск: «Аркор», 2001.
http://festival.1september.ru:8080/articles/414890/
http://festival.1september.ru/articles/506141/
http://festival.1september.ru:8080/articles/414890/
Журнал «Логопед»2005 г «Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи» Елецкая О.В.
И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодаление у младших шкоьников. М.:Владос 2005