Слайд 1Принципы современных психолого-педагогических подходов в учебно-воспитательном процессе в условиях введения и
реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
Выполнила: Немкина И. А.
Бутка, 2020
Принципы современных психолого-педагогических подходов в учебно-воспитательном процессе в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
Выполнила: учитель Немкина И. А.
Бутка, 2020
Слайд 2Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение
различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков.
Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и т.д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков.
Слайд 3Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее результатов используются
различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников. В данном случае учитель выступает организатором познавательной деятельности обучающихся.
Слайд 4Новые стандарты основаны на компетентностном подходе, соответственно, изменено построение учебных программ:
мы пойдем от ожидаемых результатов, а не от определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению. Это означает изменение восприятия ученика, переход от авторитарности в преподавании к сотрудничеству...
Слайд 5В помощь учителю-практику представлены краткие характеристики современных подходов, методов, технологий организации
учебного процесса:
Слайд 61) Исследовательский подход.
Исследовательский подход предполагает:
– введение общих и частных методов научного
исследования в процесс учебного познания на всех этапах (от восприятия до применения на практике);
– организацию учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности.
Слайд 7Исследовательский подход способствует изменению характера взаимоотношений «учитель – обучающийся» в сторону
сотрудничества, а также воспитанию познавательного интереса, созданию положительной мотивации обучения и образования, формированию глубоких, прочных и действенных знаний.
Использование исследовательского подхода способствует развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, т.е. формированию способов активной познавательной деятельности.
Слайд 8К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение, могут быть отнесены
следующие принципы:
Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании.
Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
Слайд 9Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
Принцип опоры на
развитие умений самостоятельного поиска информации.
Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
Принцип формирования представлений о динамичности знания.
Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.
Слайд 10 Исследовательский подход я использую в уроках в старших классах, при изучении
определенной темы сначала разбираем новую информацию а потом проверяем ее практически. Например в 9 классе при изучении темы «выведение пятен с одежды в домашних условиях» мы опытным путем убедились в действенности некоторых методов – мы попробовали вывести пятна с помощью ацетона, перекиси и средства для мытья посуды.
Слайд 112) Ценностно-ориентированный подход.
Ценностно-ориентированный подход к обучению – это способ организации и
выполнения учебной деятельности, получения и использования ее результатов с позиции определенных ценностей. Ценностно-ориентированный учебный процесс целенаправленно формирует систему ценностей личности обучающегося.
Ценностные ориентации – это способность личности выбрать в качестве ориентира в своей деятельности определенные ценности, а также способность осознать и воспринять их как собственные социально значимые ценности.
Слайд 12В качестве ценностей среднего образования определены:
- патриотизм и гражданская ответственность;
– уважение;
-
сотрудничество;
- труд и творчество;
- открытость;
- образование в течение всей жизни.
Слайд 133) Личностно-ориентированный подход.
Целью личностно-ориентированного подхода является индивидуализация учебного процесса, гармоничное формирование
и всестороннее развитие личности обучающегося, полное раскрытие его творческих сил с учетом его индивидуальных особенностей психического и физического развития, потребностей и мотивов поведения с учетом потенциальных возможностей.
Слайд 14Принципами личностно-ориентированного обучения и воспитания являются:
- предоставление свободы выбора при выполнении
заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору;
- реализация детского творчества;
- информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.
- необходимость обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.
Слайд 15На уроках домоводства и швейного дела работа с обучающимися проводится учитывая
индивидуальные особенности психического и физического развития, потребностей и мотивов поведения.
Слайд 164) Деятельностный подход.
Деятельностный подход заключается в том, что обучающийся получает знания
не в готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному и успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков и навыков широкого спектра.
Деятельность обучающихся сгруппирована по таким категориям, как «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать».
Слайд 17Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип
деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Слайд 182) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка.
4) Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории развития на уровне своего возможного максимума.
Слайд 195) Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая на
уроке, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей.
6) Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 205) Дифференцированный подход.
Дифференцированный подход подразумевает специализацию учебного процесса для различных групп
обучаемых, создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей обучающихся.
Условием организации дифференцированной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.
Слайд 21 Реализация дифференцированного подхода основывается на следующих принципах:
- управление учебной деятельностью со
стороны учителя;
- саморегулирование учения школьниками
Слайд 226) Компетентностный подход.
Целью компетентностного подхода является не усвоение суммы сведений, а
освоение учениками таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Главной задачей компетентностного подхода является мотивиция учащихся на проявление инициатив и самостоятельности. Он способствует организации самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимися знаний и умений в комплексе, а не отдельно друг от друга.
Слайд 23Принципы компетентностного подхода:
Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить
у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников.
Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем.
Слайд 24Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования
у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.
При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения.
Слайд 25
7) Системный подход.
Системный подход строится на основе организации самостоятельных учебных действий
учащихся, обеспечивает возможность формирования и развития у них системы универсальных учебных действий. Он обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации.
Системный подход также предполагает изучение разделов курса не изолированно, а в их взаимосвязи.
Слайд 26Принцип доступности обучения основан на законах познания:
познание всегда идет от
известного к неизвестному, от простого к сложному;
соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося.
Слайд 27Правила обучения:
а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе;
б) обучение
требует известной напряженности (работать в полную силу);
в) необходимо использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают сложные мысли доступными для понимания;
г) избегать монотонности речи, иллюстрировать яркие факты.
Слайд 288) Коммуникативный подход.
Коммуникативный подход к обучению – это передача и сообщение
информации, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей. Результатом коммуникативного подхода является способность осуществлять общение посредством языка в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения.
Слайд 29Основные методические принципы коммуникативного подхода в образовании следующие:
учет индивидуальных особенностей
учащихся и их интересов,
речевая направленность,
ситуативность,
новизна,
функциональность
Слайд 309) Интегративный подход.
Процесс обучения строится по принципу объединения нескольких видов деятельности
и разных средств развития обучающихся. Интегративный подход включает в себя много видов двигательной активности: физкультминутки, подвижные паузы, театрализованные игры.
Интегративный подход способствует обогащению словаря обучающихся, развитию коммуникативных умений; развитию эстетического вкуса, умению понимать и ценить произведения искусства.
Данный подход способствует воздействию на психические процессы, устраняет нагрузки и позволяет на новом, более эффективном, доступном уровне освоить учебный материал.
Слайд 31Основными принципами интегративного подхода при изучении педагогических дисциплин являются:
- принцип субъектности,
-
культуросообразности,
- креативности,
- ориентации на гражданско-патриотические ценности и ценностные отношения,
- синергии,
- самообразования,
- диалога культур,
- вариативности в выборе средств взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса,
- диалогизации,
- обратной связи.
Слайд 3210) Игровое обучение.
Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке,
книге, учению. Сейчас использование игровых технологий актуально в коррекционной работе.
Главные элементы игрового обучения: перед началом игры ставится конкретная цель обучения; через игровую деятельность достигается конкретный педагогический результат; обучающая деятельность подчиняется правилам игры; учебные материалы являются средствами игры.
Слайд 33 Уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный
процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, пополняют, углубляют и расширяют знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствуют самоутверждению ребёнка.
Слайд 34Игровые приемы, направленные на организацию коллективных форм деятельности, способствуют тому, что
ученики учатся уважать мнение других членов малой группы, прогнозировать конечные результаты, самостоятельно планировать деятельность, определять методы достижения целей.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например игра – путешествие.
Слайд 35 Первый принцип: принцип отражения и преображения.
Второй принцип: принцип
самовыражения
Третий принцип: принцип развития и игровой деятельности.
Слайд 3611) Проектный подход.
Учебный проект – учебно-познавательная деятельность, направленная на решение обучающимся
или группой обучающихся научно-исследовательской, творческой или практической проблемы. Характеризуется общей целью, согласованностью методов и действий, расширенным решением проблемы.
Слайд 37Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для
выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
Слайд 38- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы,
плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Слайд 3913) Кейс-стади.
Кейс-стади – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.
В
ходе применения кейс-стади при групповом опросе обучающиеся выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения.
Слайд 40Использование кейс-стади:
– способствует выработке умений системного, корреляционного, факторного, статистического и других
видов анализа;
– предполагает дополнительные варианты работы обучающихся;
– предполагает проведение дискуссий, «мозгового штурма», научного спора, подготовку и проведение дебатов по ключевым, но расходящимся решениям.
Слайд 4114) Развивающее обучение.
Целью развивающего обучения является подготовка обучающихся к самостоятельному освоению
знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. Развивающее обучение формирует у обучающихся познавательную самостоятельность, активную жизненную позицию.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности обучающегося, способствует овладению обучающимися способами действий, учит конструировать свою учебную деятельность и управлять ею.
Слайд 42Л.В.Занковым были сформулированы дидактические принципы:
1. Высокий уровень трудности.
2. Ведущая роль в
обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
Слайд 434. Осознание школьниками хода умственных действий.
5. Воспитание у учащихся положительной мотивации
учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7. Развитие каждого учащегося класса.
Слайд 4415) Модульное обучение.
Модульное обучение – способ организации учебного процесса
на основе блочно - модульного представления учебной информации, при котором содержание обучения передается в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
При модульном обучении дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.
Слайд 45Цель, задачи и содержание модульности обучения строится на следующих принципах:
- Принцип
выделения из содержания обучения обособленных элементов.
- Принцип динамичности.
- Принцип действенности и оперативности знаний и их системы.
- Принцип гибкости.
Слайд 4616) Проблемное обучение.
Проблемное обучение – это наиболее актуальное средство формирования
мировоззрения. Эффективность проблемного обучения состоит в том, что при решении задач такого типа у обучающихся формируется критическое, творческое, диалектическое мышление.
Проблемное обучение способствует формированию умений применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности, умений творческого применения знаний, т.е. применения знаний в новой ситуации.
Слайд 47Принципы проблемного подхода:
- целеполагание;
- выбор индивидуальной образовательной траектории;
- принцип продуктивности;
- первичность
образовательной продукции;
- ситуативность обучения;
- принцип образовательной рефлексии.
Слайд 4817) Индивидуальное обучение.
Индивидуальное обучение способствует индивидуализации процесса обучения и воспитания, учету
особенностей обучающихся, формированию опыта самостоятельной познавательной деятельности, потребности и готовности к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности учащихся.
Оно предполагает деятельность учащегося по выполнению общего для всего класса задания самостоятельно, в едином для всех темпе работы.
Слайд 49Индивидуальное обучение уместно использовать как при закреплении пройденного материала, совершенствовании умений
и навыков, так и при их формировании. При использовании индивидуального обучения обеспечивается активная учебная деятельность каждого обучающегося. Оно позволяет каждому обучающемуся работать в индивидуальном темпе; обеспечивает возможность восполнять пробелы в знаниях, активизацию работы каждого обучающегося; дифференцированный подходк обучающимся.
Слайд 50Принципы индивидуального обучения – это:
Принцип, согласно которому педагог взаимодействует с одним
конкретным учеников по индивидуальной модели, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
Основной ориентир обучения – это индивидуальные особенности ребенка.
Слайд 51Весь процесс обучения, применяемые методы и формы педагогического процесса, выбираются согласно
индивидуальным особенностям и возможностям ребенка.
Создание оптимальных психолого-педагогических условий для учеников всего класса и для каждого отдельного ученика.
В процессе обучения педагог использует различные психолого-педагогические, учебно-методические и т.д. мероприятия, которые ориентированы на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Слайд 5218) Художественно-технологический подход.
Художественно-технологический подход обеспечивает учебно-познавательную деятельность ученика или группы учеников,
направленную на использование знаний о свойствах материалов и инструментов, о закономерностях композиции, основах цветоведения, конструирования, технологической последовательности изготовления объектов художественного труда для преобразования исходных материалов в творческий продукт.
Художественно-технологический подход обеспечивает согласованные методы обучения, последовательность действий, результаты, оформленные определенным способом.
Слайд 53Исходя из вышесказанного можно получить новый результат:
умение решать учебные задачи на
основе сформированных предметных и универсальных способов, действий. Вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться;
- способность к самоорганизации в решении учебных задач;
- прогресс в личностном развитии.