Слайд 1Применение здоровьесберегающих
технологий в работе с детьми в ОВЗ
«Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Выполнила: педагог-психолог
МБУОО СОШ №1 Мэркэуцану М.В.
г. Советская Гавань
Слайд 2Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства,
отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Слайд 3В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.
Во многих документах
Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Слайд 4При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и
укреплению здоровья детей.
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Слайд 5Цель здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе,
путем формирования у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 6Принципы здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип
систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуализации;
принцип всестороннего и гармонического развития личности;
принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий
Слайд 7В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках можно выделить несколько направлений.
дифференцированное
обучение (каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе);
рациональная организация урока;
Слайд 8Создание благоприятного психологического климата.
Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния
обучающихся.
Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.
Отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.
Слайд 9Научно доказано, что через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния,
осязания и других рецепторов, происходит активация мозга.
Сочетание дыхательной гимнастики, физических упражнений, самомассажа, даёт возможность сохранить и повысить уровень здоровья
Слайд 10Зрительная гимнастика
Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушений зрения.
Целью
проведения зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своём здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 11Зрительную гимнастику используют для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз,
для укрепления мышц глаз, для улучшения аккомодации (игровую, с предметами, с тренажёрами, комплексами по словесным инструкциям).
Слайд 13Упражнения на развитие общей моторики
Оздоровительные паузы - физминутки, проводятся в игровой
форме в середине занятия.
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Слайд 14Развитие мелкой моторики
Существует непосредственная связь интеллектуального развития и пальцевой моторики, развитие
интеллектуальных и мыслительных процессов целесообразно начинать с упражнений для движений пальцев и тела.
Развитие кисти руки принадлежит высшая роль в формировании головного мозга и становлении речи, т.к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Слайд 15Кинезиологические упражнения
позволяют улучшить у ребёнка память, внимание, речь, восприятие, мышление,
пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Слайд 16Упражнения на визуализацию
способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других
образов.
Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
Слайд 17Элементы Су – Джок терапии
одно из направлений ООНУРИ медицины, в
переводе с корейского языка Су- кисть, Джок – стопа. При помощи массажного шарика в комплекте с металлическими кольцами дети стимулируют активные точки, расположенные на пальцах рук. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Слайд 19Комплексы упражнений на релаксацию
антистрессовые гимнастики
для обучения детей управлению собственным
мышечным тонусом, приёмами расслабления различных групп мышц.
Упражнения проводятся как под музыку, так и без её сопровождения.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
Обучение приёмам релаксации способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.
Слайд 20Звуковая гимнастика
Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной; сначала
делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы; расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Слайд 21методы и приёмы, направленные на снятие психологического напряжения обучающихся: музыкотерапия, арттерапия,сказкотерапия,
дыхательную гимнастика
экологические (зелёные растения в кабинете ) оздоровительные (ароматерапия, как профилактика простудных заболеваний) здоровьесберегающие технологии.
соответствие цветовой гаммы помещений санитарным нормам.
режим проветривания и
уборки.