Презентация, доклад на тему Применение ритмических упражнений в коррекции дисграфии

Содержание

Оптическая, диспраксическая, моторная, регуляторная. По М.Е. Хватцевым, Р.И. Лалаевой смешения графически сходных букв связывались с оптическими и оптико-пространственными трудностями учащихся. По представлениям И.Н. Садовниковой и А.Н. Корнева смешения графически сходных букв происходят по кинетическому сходству и

Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №30
г.Березники, 2020
учитель –логопед
Асанова Л.Ю.
Применение
ритмических

упражнений
в коррекции дисграфии
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №30г.Березники, 2020учитель –логопедАсанова Л.Ю.Применение ритмических упражнений в коррекции дисграфии

Слайд 3Оптическая, диспраксическая, моторная, регуляторная.
По М.Е. Хватцевым, Р.И. Лалаевой смешения графически сходных

букв связывались с оптическими и оптико-пространственными трудностями учащихся. По представлениям И.Н. Садовниковой и А.Н. Корнева смешения графически сходных букв происходят по кинетическому сходству и объясняются нарушением динамической организации движений.
Моторная дисграфия - обусловлена неполноценной деятельностью двигательного анализатора, которая сопровождается развитием патологической инертности в формировании двигательных стереотипов. Вследствие этого у детей возникают трудности движения руки во время письма не вырабатываются двигательные формулы букв.

По О.А. Токаревой

Оптическая, диспраксическая,  моторная, регуляторная.	По М.Е. Хватцевым, Р.И. Лалаевой смешения графически сходных букв связывались с оптическими и

Слайд 4Причиной одинаковых ошибок письма могут быть разные механизмы

Причиной одинаковых ошибок письма могут быть разные механизмы

Слайд 5Нейропсихологический подход в логопедии
В условиях интенсификации процессов обучения грамоте, усложнения программ

и повышения требований к результатам обучения, школе необходима система психолого-педагогического сопровождения детей, обеспечивающая гибкое приспособление коррекционно-логопедической работы к индивидуальным образовательным потребностям учащихся.

образовательным потребностям учащихся.
Использование комплексных коррекционных стратегий, учитывающих данные, полученные в смежных отраслях, — является условием создания такой системы.

Нейропсихологический  подход в логопедии	В условиях интенсификации процессов обучения грамоте, усложнения программ и повышения требований к результатам

Слайд 6Структурные компоненты письма по отношению к функциональным блокам мозга по А.

Р. Лурия

переработка полимодальной информации
при записи слов для уточнения, как самих движений, так и их направления необходима зрительно-моторная координация - совмещение движений взора и руки Т.В. Ахутина

Структурные компоненты письма по отношению к функциональным блокам мозга по А. Р. Лурияпереработка полимодальной информации при записи

Слайд 7Регуляторная дисграфия

Регуляторная дисграфия

Слайд 8Серийная организация движений («динамический праксис», «кинетический праксис», «эфферентная организация движений»)

- программирование серий движений, плавный переход от одного движения к другому.
Переключение от элемента к элементу при письме, от буквы к букве, чтение слияний, переключение от слога к слогу.
Серийная организация движений и программирование, регуляция и контроль деятельности входят в качестве структурных компонентов в состав не только чтения и письма.
Стремление к упрощению программы вне зависимости от конкретной задачи. Импульсивность, инертность при переключении с одного задания на другое.
Серийная организация движений («динамический праксис», «кинетический праксис»,  «эфферентная организация движений») - программирование серий движений, плавный переход

Слайд 9Смешения на письме
Ошибки на письме
Ошибки при недостатке переключения
Трудности удержания строки (письмо

мимо разлиновки), колебания наклона и высоты букв, несоответствия по размеру, трудности соединения.

Персеверации (застревания)
элементов букв, слогов и слов

Смешения на письмеОшибки на письмеОшибки при недостатке переключенияТрудности удержания строки (письмо мимо разлиновки), колебания наклона и высоты

Слайд 10Для преодоления нарушений кинетического праксиса рекомендуют использовать упражнения, направленные на восстановление

способности сукцессивной организации двигательных актов. Одновременные действия двумя руками, задания на реципрокную координацию движений.
Необходимо «…развить двигательный навык, помочь больному воспроизводить последовательность действия и плавно осуществлять движение».. Для устранения непроизвольно возникающих лишних импульсов и движений необходимо включить движение в организованную двигательную структуру или смысловую систему. Например, трудности выполнения слухомоторных координаций компенсируются при выкладывании зрительных «нот» или схемы отстукиваемого ритма. Или включение выстукиваемого ритма в осмысленную речевую структуру («II▪▪▪» - «СПАРТАК-ЧЕМПИОН.
Для преодоления нарушений кинетического праксиса рекомендуют использовать упражнения, направленные на восстановление способности сукцессивной организации двигательных актов. Одновременные

Слайд 11Развитие и коррекция серийной организации движений
Формирование двигательной программы:
Выполнение последовательности движений

на счет
Выполнение различных ритмов
Маршировки
Выполнение движений совместно с проговариванием текста
Формирование навыков усвоения серий графических движений:
Выполнение серий движений в воздухе
Выполнение серий движений на поверхности стола
Развитие и коррекция  серийной организации движений Формирование двигательной программы:Выполнение последовательности движений на счетВыполнение различных ритмовМаршировкиВыполнение движений

Слайд 12Подготовительные упражнения, разминка.
«Лапки» - руки выпрямлены, одна ладонь (в запястье)

опущена, вторая поднята. Одновременно меняется положение кистей вниз-вверх
«Две змеи» – руки выпрямлены, не соприкасаются, пальцы сжаты в кулак. Кулаки движутся по кругу в одну и в другую стороны. Перед этим проделываются то же движение но в медленном темпе. Змея смотрит вверх, змея смотрит вниз, змея смотрит в сторону, змея смотрит внутрь.
Подготовительные упражнения, разминка. «Лапки» - руки выпрямлены, одна ладонь (в запястье) опущена, вторая поднята. Одновременно меняется положение

Слайд 13Самостоятельные ритмические упражнения

Самостоятельные ритмические упражнения

Слайд 14Парные игры с хлопками
https://www.youtube.com/playlist?list=PLJYGRFzEJsIi9H5ajyS7hlVEhvc_rojRg

Парные игры с хлопкамиhttps://www.youtube.com/playlist?list=PLJYGRFzEJsIi9H5ajyS7hlVEhvc_rojRg

Слайд 15Ритмические рисунки, схемы
соку соку

бачи бачи соку соку вира вира
Ритмические рисунки, схемысоку        соку      бачи

Слайд 16Тактированное письмо
Учащиеся пишут по образцу серии элементов букв (орнаменты). Все упражнения

выполняются на строке в соответствии с а)речевым сопровождением — синхронным счетом в такт каждому графическому элементу или оречевлением направления движения; б) образцом копирования. Дописать строчку, приговаривая.
Тактированное письмоУчащиеся пишут по образцу серии элементов букв (орнаменты). Все упражнения выполняются на строке в соответствии с

Слайд 17Списывание с доски серии из трех-пяти графически сходных букв.
сопровождая самодиктовкой:

Списывание с доски серии из трех-пяти графически сходных букв.  сопровождая самодиктовкой:

Слайд 18Диагностика III блока (Программирование регуляция и контроль)

Диагностика III блока  (Программирование регуляция и контроль)

Слайд 19Ребенку предлагается по образцу последовательно придавать своей руке положение: кулака, распрямленной






Если после второго предъявления имеются ошибки, педагог предлагает ребенку выполнять движения совместно, используя проговаривание: «Ладонь — Кулак — Ребро» .Оценивается усвоение программы, плавность выполнения действия, наличие ошибок в серийной организации движений.

кисти, расположенной «ребром» и ладони, лежащей на столе плашмя: После этого ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Проба на динамический праксис
( «КулакРеброЛадонь – ЛадоньКулакРебро»)

Ребенку предлагается по образцу последовательно придавать своей руке положение: кулака, распрямленной Если после второго предъявления имеются ошибки,

Слайд 20Графическая проба «Заборчик»
Проба заключается в рисовании узоров. Если последовательно предлагается 2

узора (2 программы, то это предоставляет возможность

понаблюдать с переключения с одной программы на другую. Ребенку предлагается образец узора 1 см на белой бумаге. Его просят (фломастером или простым карандашом) дорисовать этот узор (по узкой или широкой стороне), не отрывая ручки от бумаги. Нельзя вербализировать предъявляемые элементы. (Лишь при выраженных затруднениях.)

Графическая проба «Заборчик»Проба заключается в рисовании узоров. Если последовательно предлагается 2 узора (2 программы, то это предоставляет

Слайд 21Реакция выбора
Ребенку предлагают стукнуть карандашом по столу один раз в ответ

на два стука экспериментатора, и наоборот — два раза в ответ на один стук: «Будем стучать. Когда я постучу один раз, ты постучишь два раза (стук). Когда я постучу два раза, ты постучишь один раз (стук)».
Экспериментатор стучит в такой последовательности:
I II I II I II
Если ребенок не усвоил, повторяют еще раз. Выясняется, как ребенок усваивает инструкцию, может ли действовать по ней. Затем дается другая последовательность. Выявляется возможность переключения при «ломке стереотипа».
Реакция выбораРебенку предлагают стукнуть карандашом по столу один раз в ответ на два стука экспериментатора, и наоборот

Слайд 22Литература:
Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и

чтения у детей: изучение и коррекция». Под ред. О.А. Величенковой. М.: Изд-во «Логомаг», 2018
Величенкова О. А., Русецкая М. Н. «Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. — М.: Национальный книжный центр, 2015
Величенкова О.А. О роли динамических моторных трудностей в патогенезе дисграфии (https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-dinamicheskih-motornyh-trudnostey-v-patogeneze-disgrafii)
Мазина В.Д. вебинар: «Практические приёмы коррекции почерка на летних каникулах».
Мазина В.Д. вебинар«Развитие серийной организации деятельности (кинетического фактора) в логопедической работе при коррекции письма и чтения».
Мазина В.Д.«Упражнения на переключения ритмы https://www.youtube. com/watch?v=a8UBhz5jorc
Коррекция и развитие функций серийной организации ДВИЖЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Литература:Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть