Слайд 1Родительское собрание:
"Причины подросткового суицида.
Профилактика суицидального поведения"
«Подростковый суицид»
- это
наболевшая тема нашего общества…
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
СУИЦИД – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни)
СУИЦИДАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ – это проявление суицидальной активности – мысли. намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
СУИЦИДЕНТ – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Слайд 7Динамика развития суицидального поведения:
Первая стадия – стадия вопросов о смерти и
смысле жизни. В этот период формируются суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д.
Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.
Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку. Но в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида, поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку.
Слайд 9ПРИЧИНЫ Подросткового суицида (почему?):
Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
Социально-экономическая дестабилизация;
Аддиктивное поведение
(употребление алкоголя, наркотиков и психотропных веществ);
Игровая и интернет-зависимость;
Неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла жизни;
Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни;
Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
Безответная любовь;
Слайд 10Кто находится в зоне повышенного суицидального риска:
подростки, страдающие тяжелыми заболеваниями;
подростки
с нарушением межличностных отношений, «одиночки»;
Подростки с плохой успеваемостью;
- Подростки, - подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
- одаренные подростки;
- подростки имеющие межличностные любовные конфликты;
- беременные девочки;
- подростки, жертвы насилия.
Слайд 11Признаки готовящегося самоубийства:
Словесные признаки:
Разговоры о душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности,
о своем безнадежном положении. «Лучше бы мне умереть». «Все надоело, скорей бы все закончилось». «Вы еще пожалеете, когда я умру!»
Шутки на тему самоубийства
Проявление нездорового интереса к вопросам смерти, упоминание об эпизодах суицида в фильмах, книгах.
Слайд 12Поведенческие признаки:
Раздача вещей, имеющих большую личную значимость;
Приведение дел в порядок (возврат
взятых вещей и денег, примирение с давними врагами);
Агрессия, бунт и неповиновение;
Прощание;
Демонстрация радикальных перемен в поведении (сон слишком короткий или слишком длительный, повышенный аппетит, либо его отсутствие, неряшливость, пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, избегание общения с одноклассниками и семьей, подавленное настроение, чрезмерная деятельность или безразличность к окружающему миру);
Слайд 13Ситуационные признаки:
Социальная изолированность (нет друзей, наличие чувства отверженности);
Нестабильное окружение;
Ощущает себя жертвой
насилия – физического, эмоционального
Ранние попытки суицида, склонность к самоубийству впоследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
Слайд 14Как помочь подростку в
предсуицидальной ситуации?
Оцените серьезность намерений и чувств подростка.
(имеет он или она конкретный план суицида)
Не оставляйте одного без присмотра;
Попытайтесь вызвать подростка на разговор;
Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому человеку необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Не пытайтесь утешить общими словами. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Будьте внимательны к косвенным показателям предполагаемого самоубийства. Каждое шутливое упоминание (или угрозу) подростка о суициде следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете подростка всерьез.
Подчеркивайте временный характер проблем-признайте, что его чувства очень сильны, а проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь.
В случае необходимости обращайтесь за помощью к специалистам.
Слайд 15ВЫВОД:
Суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо
наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
2. Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить.
Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.
3. Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё - таки надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А задача друзей и родителей увидеть это изменение в поведении.
Слайд 16 Существует несколько советов для родителей по профилактике подростковых
суицидов:
1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть.
Слайд 17 Анкета "Взаимоотношения
с ребёнком"
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.
1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? 3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Слайд 18 Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит,
вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.
А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
"Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ для детей,
подростков и родителей:
8 800 2000 122
(БЕСПЛАТНО И КРУГЛОСУТОЧНО)