Презентация, доклад на тему Презинтация по психологии на тему МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Содержание

В течении своей жизни человек сталкивается с проблемой решения задач, они зачастую связаны с открытием чего-то нового, и с преодолением чего-то скрытого, непредвиденного и не понятого.

Слайд 1МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

МЫШЛЕНИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Слайд 2 В течении своей жизни человек сталкивается с проблемой решения

задач, они зачастую связаны с открытием чего-то нового, и с преодолением чего-то скрытого, непредвиденного и не понятого.
В течении своей жизни человек сталкивается с проблемой решения задач, они зачастую связаны с открытием

Слайд 3Я мыслю – значит, я существую.
Декарт
Мышление-это когнитивный психический процесс поисков и

открытия существенно нового, то есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе её анализа.
Мышление-это социально обусловленный процесс который непрерывно связан с деятельностью и речью.
Мышление-это отражение общего в единичном, существенного в случайном.
Мышление-это психический процесс происходящий в коре головного мозга, по своей природе социальный так как постановка и решение задачи требует использование законов развития человека в обществе.
Я мыслю – значит, я существую.ДекартМышление-это когнитивный психический процесс поисков и открытия существенно нового, то есть процесс

Слайд 4Мышление – как высшая форма познавательно деятельности позволяет познавать реальность:
Обобщенно
Опосредованно
Путем установки

связи и отношений между предметами и явлениями.
Мышление – как высшая форма познавательно деятельности позволяет познавать реальность:ОбобщенноОпосредованноПутем установки связи и отношений между предметами и

Слайд 5ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ

Возникновение проблемы
Построение гипотез, возможные варианты решения
Принятие решения
Проверка принятого решения,

определение эффективности решения
ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯВозникновение проблемыПостроение гипотез, возможные варианты решения Принятие решенияПроверка принятого решения, определение эффективности решения

Слайд 6Взаимосвязь форм мышления
Умозаключение
форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается

определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Суждение
форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.

Взаимосвязь форм мышленияУмозаключениеформа мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными

Слайд 7МЫШЛЕНИЕ
Установление всеобщих взаимосвязей
Понимание сущности конкретного явления как
разновидности определенного класса

явлений

Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

Основные функции

МЫШЛЕНИЕУстановление всеобщих взаимосвязей Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Обобщение свойств однородной группы явлений

Слайд 8По форме
По степени новизны и оригинальности
По характеру
решаемых задач
По степени развернутости

По формеПо степени новизны и оригинальностиПо характерурешаемых задачПо степени развернутости

Слайд 9Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в

процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление

Слайд 10По характеру решаемых задач
различают мышление:
- теоретическое;
- практическое.
Практическое мышление - мышление

на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил.

По характеру решаемых задач различают мышление:-	теоретическое; -	практическое. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных

Слайд 11По степени развернутости различают мышление:
дискурсивное и интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление -

мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

По степени развернутости различают мышление:дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не

Слайд 12По степени новизны и оригинальности различают мышление:
репродуктивное
продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление

- мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

По степени новизны и оригинальности различают мышление:репродуктивное продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и

Слайд 13По средствам мышления различают мышление:
вербальное;
наглядное.
Наглядное мышление - мышление на

основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

По средствам мышления различают мышление:вербальное; наглядное. Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.Вербальное мышление

Слайд 14Основные мыслительные операции
мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких

различных явлениях или ситуациях

мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного

отвлечение существенных свойств предмета от несущественных

мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами

мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон

Мыслительные операции

Анализ

Синтез

Абстракция

Сравнение

Обобщение

Основные мыслительные операциимысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуацияхмысленное соотнесение каких-либо

Слайд 15Качества мышления
Глубина мышления
Самостоятельность мышления
Гибкость мышления
Критичность мышления
Быстрота мышления

Качества мышленияГлубина мышленияСамостоятельность мышленияГибкость мышленияКритичность мышленияБыстрота мышления

Слайд 16
Опираясь на специфику мышления как когнитивного процесса

были выделены нарушения которые происходят на этой ступени познания, все эти нарушения Зейгарник объединил в 4 блока:

1 БЛОК. Нарушение операционной стороны мышления. Снижение уровня и искажение процессов обобщения, вот наиболее отличительная особенность этого блока. Человек способен оперировать общими признаками, но при нарушении мышления у него утрачивается способность к абстрагированию.

2 БЛОК. Разрушение личностного компонента мышления. Снижается критичность к переработке информации и снижается саморегуляция, по этому появляется разноплановость мышления. У человека происходит утрата целенаправленности мыслительных операций.



Опираясь на специфику мышления как когнитивного процесса были выделены нарушения которые происходят на этой

Слайд 17 3 БЛОК. Нарушение динамики мыслительных процессов. Для этого блока специфичным

является появление неустойчивости способа выполнения мыслительных операций, возникает так называемое тугодумство, то есть трудности с переключением мышления.
4 БЛОК. Нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности. Особенностью этого блока является невозможность целенаправленной организации мыслительных действий.
3 БЛОК. Нарушение динамики мыслительных процессов. Для этого блока специфичным является появление неустойчивости способа выполнения мыслительных

Слайд 18 Подведем итог
Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного

мира, законы его существования.
Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Мышление – активная функция интеллекта, интеллект в действии.
Подведем итог    Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования.

Слайд 19Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 20Использованная литература:

Р.С. Немов, Психология. Учебник- М., Юрайт 2009, ч.1
Рубинштейн C.Л. Основы

общей психологии. СПб., 1998.
В.Г. Крысько, Психология и педагогика в схемах и таблицах. - М., 2000.
Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонов В.А., Фаликман М.В. (ред.) Психология мышления
Использованная литература:Р.С. Немов, Психология. Учебник- М., Юрайт 2009, ч.1Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.В.Г. Крысько, Психология

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть