Слайд 1Адаптация первоклассников к школьным условиям
МАОУ «Туртасская СОШ» УМР
Слайд 2Проблемы в адаптации
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный
со значительным напряжением всех систем организма.
Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения.
Слайд 3Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к обучению в школе включает:
развитие
памяти, внимания, мышления, речи;
развитие навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми;
умение слышать, слушать и выполнять инструкцию;
вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения; развитие познавательных процессов.
Слайд 4 Показатели готовности к школе
Общее развитие познавательной сферы.
« Рисунок человека»:
умственное развитие.
«Графический диктант»:выполнение устных инструкций; самостоятельное выполнение задания по образцу; развитие мелкой моторики.
«Образец и правило»: соблюдение нескольких правил одновременно.
Слайд 5Результаты диагностики готовности к школе в 1-х классах
Слайд 6
Результаты исследования уровня мотивации
Рисуночный тест
«Что мне нравится в школе?»
А.М.Шуберт
Слайд 7Общие результаты исследования мотивации
54 учащихся (65%) нарисовали учебную ситуацию: класс, школьную
доску, парты, учителя, что свидетельствует о наличии у школьников успешной адаптации к обучению в школе и высокой мотивации к школьному обучению.
21 учащихся (25%) изобразили ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами, что свойственно детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты.
8 детей (10%) нарисовали игровую ситуацию в школе. Эти работы характеризуются положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Однако некоторым это не мешает иметь успехи в учебной деятельности.
Слайд 8Результаты анкетирования родителей по адаптации первоклассников
В ходе опроса родителей установлено, что
79 % детей охотно посещают школу.
Вполне приспосабливаются к школьному режиму – 85%.
88% учащихся довольно часто делятся школьными впечатлениями.
90 % родителей считают, что дети легко вступают в коммуникативные отношения с учителями и с сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках, получается контролировать свое поведение и осваиваться в новой обстановке.
35 % ответили, что не всегда соблюдают режим дня.
Справляются с учебной нагрузкой без напряжения – 82%.
Слайд 9Проблемы, связанные с началом школьного обучения:
большая нагрузка, ребенок не успевает;
трудности в
изучении алфавита, не может запомнить буквы;
чтение, сложение слогов;
отсутствие группы продленного дня;
привыкание к режиму дня, к новым одноклассникам;
ребенок невнимательный, рассеянный, не слышит объяснения учителя;
нуждаемся в помощи логопеда.
Слайд 10Схема социально-психологической адаптации первоклассника
Слайд 11Диагностика адаптации по методике
Александровой А.Е.
Показатели адаптации:
Настроение ребенка
Контакты со сверстниками
Познавательная активность
Дисциплина
Реакции агрессии, гнева
Страх
Двигательная активность на перемене
Общее самочувствие
Успеваемость
Слайд 12 Результаты диагностики адаптационного периода
В ходе диагностики установлено, что 35%
учащихся первых классов- хорошо адаптированные, т.е они легко включились в школьную жизнь. Родители и учителя уделяют много внимания их развитию, беседуют о школе, формируя положительную мотивацию к обучению. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отношения с учителем с сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках.
51 % учащихся (средний уровень) отличаются неравномерностью развития, страдает произвольность поведения, не обладают широким кругом познавательных интересов, не всегда легко вступают в коммуникативные отношения с учителем, со сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках, но на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнять задания, правильно ответить, требуют к себе постоянного внимания со стороны учителя.
Слайд 13
14% учащихся имеют низкий уровень адаптации, у которых наблюдаются множественные нарушения
в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов: недостаточная произвольность психических функций; чрезмерная расторможенность; низкая мотивация; низкая интеллектуальная деятельность; нарушение дисциплины.
С этими детьми будут продолжены коррекционно-развивающие занятия с целью оптимизации процесса их адаптации в школьных условиях.
Слайд 14Рекомендации для педагогов по процессу адаптации первоклассников
Учитель должен помнить, что процесс
адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики, учитель может создавать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
Слайд 15
4. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение,
утомление и переутомление могут строить ребенку здоровья т.е.:
Обеспечить своевременную смену видов деятельности;
Не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
Отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
Использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
5. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
Слайд 16Малый педагогический совет
"Адаптация
пятиклассников
в условиях перехода
из начальной
школы в основную»
Слайд 17
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и
включает три составляющие:
адаптацию физиологическую,
психологическую,
социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Слайд 18Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новый классный руководитель;
возросший темп
работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
самостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Слайд 19Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Слайд 20Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о
проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Слайд 21Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая - несоответствие
поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Сроки адаптационного периода.
2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся)
Слайд 22Результаты анкетирования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
Слайд 23Выводы:
высокий уровень учебной мотивации имеют 9чел.-12%, у детей есть познавательный мотив,
стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки;
достаточный (хороший)–23чел.-32% учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью;
положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебными сторонами – 28 чел.-39%, учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает;
низкий уровень учебной мотивации обнаружен у 12 чел.-17%,эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
негативный уровень (ненависть к школе) отсутствует.
Слайд 24Результаты исследования школьной тревожности (по методике Филлипса)
Слайд 25Факторы выявления школьной тревожности
Общая тревожность в школе.
Переживания социального стресса.
Фрустрация потребности
в достижении успеха.
Страх самовыражения.
Страх ситуации проверки знаний.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Слайд 26Выводы:
Учащиеся, имеющие повышенный уровень
тревожности, испытывают страх ситуации проверки знаний и имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями. Эти данные можно объяснить возрастными особенностями (ориентация на сверстников, на мнение значимого большинства, заниженная самооценка, неуверенность в себе), а по фактору 2(фрустрация потребности в достижении успеха) возможна слишком строгая система оценки знаний, а также сформировавшаяся в начальной школе установка на избегание неудачи, которая тесно связана с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе.
Слайд 27Результаты анкетирования
«Отношение к школе»
Из 72 учащихся, принявших участие в анкетировании,
школа нравится всем. Режим работы, уровень обучения и стиль взаимоотношений в школе устраивают большую часть опрошенных.
Довольны своими отношениями с учителями – 90%,чувствуют себя спокойно при общении с учителем – 44%, слегка беспокоятся – 43%. Волнуются перед проверкой знаний – 42%, беспокоятся насколько правильно справились с заданием -68%.
Слайд 28Причины по которым учащимся трудно учиться:
Слайд 29
На выполнения домашнего задания дети затрачивают:
Слайд 30Пятиклассники считают свой класс:
Слайд 33Больше всего в нашей школе учащихся привлекает
Слайд 34Рекомендации учителям предметникам
1.Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе
терминологии, подборе методических приёмов.
2.Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
4. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не её снижению.
5. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
6.Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
7.Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной
работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.