Презентация, доклад на тему Презинтация по психологии Адаптация первоклассников к школьным условиям

Содержание

Проблемы в адаптацииАдаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе

Слайд 1Адаптация первоклассников к школьным условиям
МАОУ «Туртасская СОШ» УМР

Адаптация первоклассников к школьным условиямМАОУ «Туртасская СОШ» УМР

Слайд 2Проблемы в адаптации
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный

со значительным напряжением всех систем организма.

Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения.
Проблемы в адаптацииАдаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.Организм

Слайд 3Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к обучению в школе включает:
развитие

памяти, внимания, мышления, речи;
развитие навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми;
умение слышать, слушать и выполнять инструкцию;
вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения; развитие познавательных процессов.
Психологическая готовность к школеПсихологическая готовность к обучению в школе включает: развитие памяти, внимания, мышления, речи; развитие навыков

Слайд 4 Показатели готовности к школе
Общее развитие познавательной сферы.
« Рисунок человека»:

умственное развитие.
«Графический диктант»:выполнение устных инструкций; самостоятельное выполнение задания по образцу; развитие мелкой моторики.
«Образец и правило»: соблюдение нескольких правил одновременно.
Показатели готовности к школе Общее развитие познавательной сферы.« Рисунок человека»: умственное развитие.«Графический диктант»:выполнение устных инструкций; самостоятельное

Слайд 5Результаты диагностики готовности к школе в 1-х классах

Результаты диагностики готовности к школе в 1-х классах

Слайд 6 Результаты исследования уровня мотивации Рисуночный тест «Что мне нравится в школе?»

А.М.Шуберт
Результаты исследования уровня мотивации Рисуночный тест  «Что мне нравится в школе?»

Слайд 7Общие результаты исследования мотивации
54 учащихся (65%) нарисовали учебную ситуацию: класс, школьную

доску, парты, учителя, что свидетельствует о наличии у школьников успешной адаптации к обучению в школе и высокой мотивации к школьному обучению.
21 учащихся (25%) изобразили ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами, что свойственно детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты.
8 детей (10%) нарисовали игровую ситуацию в школе. Эти работы характеризуются положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Однако некоторым это не мешает иметь успехи в учебной деятельности.
Общие результаты исследования мотивации54 учащихся (65%) нарисовали учебную ситуацию: класс, школьную доску, парты, учителя, что свидетельствует о

Слайд 8Результаты анкетирования родителей по адаптации первоклассников
В ходе опроса родителей установлено, что

79 % детей охотно посещают школу.
Вполне приспосабливаются к школьному режиму – 85%.
88% учащихся довольно часто делятся школьными впечатлениями.
90 % родителей считают, что дети  легко вступают в коммуникативные отношения с учителями и с сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках, получается контролировать свое поведение и осваиваться в новой обстановке.
35 % ответили, что не всегда соблюдают режим дня.
Справляются с учебной нагрузкой без напряжения – 82%.






Результаты анкетирования родителей по адаптации первоклассниковВ ходе опроса родителей установлено, что 79 % детей охотно посещают школу.Вполне

Слайд 9Проблемы, связанные с началом школьного обучения:
большая нагрузка, ребенок не успевает;
трудности в

изучении алфавита, не может запомнить буквы;
чтение, сложение слогов;
отсутствие группы продленного дня;
привыкание к режиму дня, к новым одноклассникам;
ребенок невнимательный, рассеянный, не слышит объяснения учителя;
нуждаемся в помощи логопеда.


Проблемы, связанные с началом школьного обучения:большая нагрузка, ребенок не успевает;трудности в изучении алфавита, не может запомнить буквы;чтение,

Слайд 10Схема социально-психологической адаптации первоклассника

Схема социально-психологической адаптации первоклассника

Слайд 11Диагностика адаптации по методике Александровой А.Е.

Показатели адаптации:
Настроение ребенка
Контакты со сверстниками
Познавательная активность
Дисциплина
Реакции агрессии, гнева
Страх
Двигательная активность на перемене
Общее самочувствие
Успеваемость

Диагностика адаптации по методике  Александровой А.Е.

Слайд 12 Результаты диагностики адаптационного периода
В ходе диагностики установлено, что 35%

учащихся первых классов- хорошо адаптированные, т.е они легко включились в школьную жизнь. Родители и учителя уделяют много внимания их развитию, беседуют о школе, формируя положительную мотивацию к обучению. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов,  легко вступают в коммуникативные отношения с учителем с сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках.
51 % учащихся (средний уровень) отличаются неравномерностью развития, страдает произвольность поведения, не обладают широким кругом познавательных интересов, не всегда легко вступают в коммуникативные отношения с учителем, со сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках, но на  уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнять задания, правильно ответить, требуют к себе постоянного внимания со стороны учителя.

Результаты диагностики адаптационного периодаВ ходе диагностики установлено, что 35% учащихся первых классов- хорошо адаптированные, т.е

Слайд 13
14% учащихся имеют низкий уровень адаптации, у которых наблюдаются множественные нарушения

в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов: недостаточная произвольность психических функций;  чрезмерная   расторможенность; низкая мотивация; низкая интеллектуальная деятельность; нарушение дисциплины.
С этими детьми будут продолжены коррекционно-развивающие занятия с целью оптимизации процесса их адаптации в школьных условиях.

14% учащихся имеют низкий уровень адаптации, у которых наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее

Слайд 14Рекомендации для педагогов по процессу адаптации первоклассников
Учитель должен помнить, что процесс

адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики, учитель может создавать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Рекомендации для педагогов по процессу адаптации первоклассниковУчитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от

Слайд 15
4. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение,

утомление и переутомление могут строить ребенку здоровья т.е.:
Обеспечить своевременную смену видов деятельности;
Не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
Отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
Использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
5. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
4. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут строить ребенку

Слайд 16Малый педагогический совет
"Адаптация
пятиклассников
в условиях перехода

из начальной
школы в основную»
Малый педагогический совет

Слайд 17

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и

включает три составляющие:
адаптацию физиологическую,
психологическую, 
социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием

Слайд 18Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новый классный руководитель;
возросший темп

работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 
самостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста. 

Возникающие проблемы:очень много разных учителей;непривычное расписание;много новых кабинетов;новый классный руководитель;возросший темп работы;возросший объем работ в классе и

Слайд 19Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности

ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки успешной адаптации:удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,

Слайд 20Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о

проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Признаки дезадаптации:Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.Стремление отвлечь взрослого от школьных

Слайд 21Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая - несоответствие

поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Сроки адаптационного периода.
2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся)


Возможные реакции:Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам

Слайд 22Результаты анкетирования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Результаты анкетирования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Слайд 23Выводы:
высокий уровень учебной мотивации имеют 9чел.-12%, у детей есть познавательный мотив,

стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки;
достаточный (хороший)–23чел.-32% учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью;
положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебными сторонами – 28 чел.-39%, учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает;
низкий уровень учебной мотивации обнаружен у 12 чел.-17%,эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
негативный уровень (ненависть к школе) отсутствует.

Выводы:высокий уровень учебной мотивации имеют 9чел.-12%, у детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые

Слайд 24Результаты исследования школьной тревожности (по методике Филлипса)

Результаты исследования школьной тревожности (по методике Филлипса)

Слайд 25Факторы выявления школьной тревожности
Общая тревожность в школе.
Переживания социального стресса.
Фрустрация потребности

в достижении успеха.
Страх самовыражения.
Страх ситуации проверки знаний.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Факторы выявления школьной тревожностиОбщая тревожность в школе.Переживания социального стресса. Фрустрация потребности в достижении успеха.Страх самовыражения.Страх ситуации проверки

Слайд 26Выводы:




Учащиеся, имеющие повышенный уровень

тревожности, испытывают страх ситуации проверки знаний и имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями. Эти данные можно объяснить возрастными особенностями (ориентация на сверстников, на мнение значимого большинства, заниженная самооценка, неуверенность в себе), а по фактору 2(фрустрация потребности в достижении успеха) возможна слишком строгая система оценки знаний, а также сформировавшаяся в начальной школе установка на избегание неудачи, которая тесно связана с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе.

Выводы:       Учащиеся, имеющие повышенный уровень тревожности, испытывают страх ситуации проверки знаний

Слайд 27Результаты анкетирования «Отношение к школе»
Из 72 учащихся, принявших участие в анкетировании,

школа нравится всем. Режим работы, уровень обучения и стиль взаимоотношений в школе устраивают большую часть опрошенных.
Довольны своими отношениями с учителями – 90%,чувствуют себя спокойно при общении с учителем – 44%, слегка беспокоятся – 43%. Волнуются перед проверкой знаний – 42%, беспокоятся насколько правильно справились с заданием -68%.
Результаты анкетирования  «Отношение к школе»Из 72 учащихся, принявших участие в анкетировании, школа нравится всем. Режим работы,

Слайд 28Причины по которым учащимся трудно учиться:

Причины по которым учащимся трудно учиться:

Слайд 29 На выполнения домашнего задания дети затрачивают:

На выполнения домашнего задания дети затрачивают:

Слайд 30Пятиклассники считают свой класс:

Пятиклассники считают свой класс:

Слайд 31Самые интересные предметы

Самые интересные предметы

Слайд 32Самые трудные предметы

Самые трудные предметы

Слайд 33Больше всего в нашей школе учащихся привлекает

Больше всего в нашей школе учащихся привлекает

Слайд 34Рекомендации учителям предметникам
1.Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе

терминологии, подборе методических приёмов.
2.Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
4. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не её снижению.
5. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
6.Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
7.Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной
работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.





Рекомендации учителям предметникам 1.Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов.2.Не перегружайте

Слайд 35Желаем всем успеха!

Желаем всем успеха!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть