Слайд 1
Профессиональная компетентность учителя по формированию функциональной грамотности учащихся
Слайд 2Великий педагог XIX века
К. Д. Ушинский говорил:
«Нельзя человека научить
на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»
Слайд 3 Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих
эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, в цели которой входят формирование в общеобразовательных школах интеллектуальной, физически и духовно развитой личности, удовлетворение потребности граждан в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Слайд 4Национальный план действий на 2012-2017 годы по развитию функциональной грамотности школьников.
Он включает комплекс мероприятий в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и др..
Формирование функциональных качеств и навыков личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Слайд 5На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (национальные
стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей
Слайд 6Для достижения поставленной цели были определены следующие
задачи:
– развитие системы повышения
уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
– развитие творческого потенциала педагогических работников;
– удовлетворение информационных, учебно-методических образовательных потребностей педагогических работников;
– создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников;
– построение индивидуальных траекторий развития профессиональной компетентности педагогов.
Слайд 7Трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности учащихся
в образовательных учреждениях, связаны с тем, что:
-недостаточно полно определено само понятие функциональной грамотности, не учитываются изменения в понимании и содержании понятия на современном этапе развития образования;
- вследствие этого функциональная грамотность не формируется в школьной практике как целостная система, как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных умений и навыков (технологический компонент), но без опоры на субъектный опыт учащихся, что не способствует развитию качеств личности, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностный компонент);
- не уделяется должного внимания формированию новых составляющих функциональной грамотности учащихся: коммуникативной, компьютерной, экологической, экономической, правовой и др.;
- выявляется недостаточный уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются приверженцами традиционного подхода к обучению и, в силу этого, не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе.
Слайд 8Выделяют следующие ключевые компетенции выпускника средней школы, которые относятся к общему
(метапредметному) содержанию образования:
- управленческие (способность к разрешению проблем);
- информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни);
- коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках);
- социальные (способность к социальному взаимодействию);
- личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным);
- гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности);
- технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
Слайд 9Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и
работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями.
Слайд 10Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу- логопеду для осуществления функциональной
грамотности учащихся.
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3.Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
4. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов и т.д.).
5. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
6.. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
7. Умение отслеживать динамику развития ребенка
Слайд 11
8. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических
законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
9. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
10. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду.
11. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
12. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
13. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
14. Владение психолого-педагогическими технологиями , необходимыми для работы с различными учащимися.
Слайд 12При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной
активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащимся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.