Слайд 1ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕХ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретическая компетентность
Правовая компетентность (документирование и документооборот)
Методическая компетентность
Социально-психологическая компетентность
Слайд 2функции руководителя в новых условиях
• Управленцу следует обладать не только профессиональной,
но и стратегической, социальной, функциональной компетентностью
• Новый лидер должен не столько командовать, сколько умело вести за собой и вдохновлять работников
• Необходимы постоянный рост образования и знаний, умение сотрудничать с персоналом, определение способов достижения целей, готовность к разумному риску
Теоретическая компетентность
Слайд 3ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАТОРА- профессиональная активность, направлена на обучение и развитие управляемой
организации
Педагогическая активность включает 5 компонентов:
Слайд 4Требования к компетентности современного руководителя
1. Стратегическая компетентность
Глобальное мышление.
Системное мышление.
Способность
видения.
Способность решать проблему.
Безопасность отношений.
Слайд 52. Социальная компетентность
Способность работать в команде
Способность мотивировать и убеждать.
Способность к
учебе и нововведениям.
Личное обаяние.
Способность к разрешению конфликтов.
Требования к компетентности современного руководителя
Слайд 63. Функциональная компетентность
Умение принимать решения.
Инициатива.
Умения, связанные с работой.
Гибкость в работе.
Выносливость
в работе.
Требования к компетентности современного руководителя
Слайд 74. Управленческая компетентность
Организаторские способности Ответственность
Сила убеждения.
Авторитет руководителя.
Поведение руководителя.
Требования к
компетентности современного руководителя
Слайд 85. Профессиональная компетентность
Университетское образование.
Знания в большинстве функциональных областей.
Методическая и правовая
компетентность
Знание русского и казахского языков на продвинутом уровне.
Требования к компетентности современного руководителя
Слайд 9ОБЩИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
Слайд 12Организационно-распорядительные, методы управления (административные)
методы , которые используются при регламентировании деятельности
исполнителей. Эти методы находят выражение в форме указания, распоряжения, приказа, требования и т.п.
Правовая компетентность
Слайд 13Нормативно-правовой блок:
Государственные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательного учреждения
Республиканский уровень
Закон РК «Об
образовании»
Закон РК «Об информатизации»
Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010 годы.
Комплексная программа воспитания на 2006-2010 г
Закон РК «О правах ребенка в РК».
Типовые правила деятельности организаций образования реализующих образовательные программы среднего общего образования. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2005 года №; 224.
Действующие нормативно-правовые акты Министерства образования, касающиеся организации системы образования.
Областной уровень, районный уровень, территориальный уровень, уровень организации образования (действующие по аналогичной схеме, но с учетом имеющихся условий).
Слайд 14Организационные и распорядительные документы организации образования
Организационные документы ОО долгосрочного характера
Приказ
Учредителя об учреждении ОУ.
Устав школы.
Свидетельство о Государственной регистрации
Лицензия на образовательную деятельность.
Акт землепользования
Статистическая карта.
Свид-во о постановке на учет в налоговые органы РНН
Технический паспорт и т.д.
Договоры аренды.
Слайд 15Организационные и распорядительные документы ОО краткосрочного характера
Финансово-экономический блок
Индивидуальное штатное расписание ОО
на учебный год
Тарификационная ведомость работников ОО на учебный год
Смета ОО по бюджетным ассигнованиям на финансовый год
Договоры по платным дополнительным услугам на учебный год
Программа благотворительной помощи (фонд всеобуча) на учебный год.
Положение о порядке установления доплат и надбавок
Положение о порядке премирования и поощрения работников
Положение о предоставлении платных дополнительных услуг
Положение о Попечительском совете
Приказы по финансовой деятельности
Материально-технический блок
Акт готовности ОО к учебному году
Договор на техническое обслуживание здания ОО
Договор на организацию питания на учебный год
Договор с поликлиникой по медицинскому обслуживанию учащихся и учителей на учебный год
Положение о штабе ГО и ЧС
Положение об охране труда и ТБ
Положение о медицинской службе школы
Приказы по материально-технической деятельности
Слайд 16Организационные и распорядительные документы ОО краткосрочного характера
Программно-методический блок
Концепция развития ОО
Программа развития
школы по информатизации
Индивидуальные учебные планы ОО на учебный год
Согласованные программы обучения по предметам
Договор по обеспечению учебниками, учебно-методической и художественной литературой
Программа научно-экспериментальной деятельности.
Положение об аттестации педагогических работников
Положение о методической и опытно-экспериментальной работе в ОО
Приказы по программно-методической деятельности.
Образовательный блок
Контингент обучающихся ОО на учебный год
Договоры ОО с образовательными, культурными и научными учреждениями на учебный год
Положение о гимназических и профильных классах.
Положение о промежуточной аттестации обучающихся.
Положение об итоговой аттестации обучающихся.
Положение об экстернате.
Положение о проектно и исследовательской деятельности учащихся.
Положение о классном руководителе
Приказы по образовательной деятельности
Управленческий блок
Акты проверок и обследований ОО вышестоящими и другими организациями за учебный (финансовый) год.
Положение о педагогическом совете школы.
Положение о структурных подразделениях ОО (научно-методический совет, методическое объединение, и т.д.).
Должностные инструкции
Распределение обязанностей между членами администрации
Приказы по управленческой деятельности
Слайд 17Делопроизводство:
Базы данных личных дел сотрудников
Карточка учета персонала: фамилия, имя,
отчество, дата рождения, РНН, СИК, № удостоверение личности, образование, категория, награды, прохождение курсов, трудовая деятельность.
Базы данных школьного контингента
Списки детей по микроучастку школы (классификация по годам рождения): Ф.И.О., дата рождения, сведения родителях, домашний адрес.
Базы данных учащихся ОО
Адресная и алфавитная книги.
Отчеты любых форм и содержания, в том числе стандартные статистические отчеты (ОШ № 1)
Слайд 18Планирование
План учебно-воспитательной работы ОО на учебный год
План УВР ОО по месяцам
План
–график аттестации педагогов
План –график профессионального развития педагогов
Базисный учебный план (БУП) и сетка часов;
Распределение основной и дополнительной нагрузки педагогов.
Слайд 19Статистика:
Статистический учет успеваемости учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей
по отчетным периодам и срезам знаний.
Статистический учет движения учащихся в виде цифровых показателей прибытия и выбытия учащихся,
Формирования класс- комплектов и групп по изучению иностранных языков.
Слайд 20Аналитика:
Мониторинг организации учебного процесса
Данные качества образовательного процесса в разрезе образовательных
ступеней и классов (по итогам четвертей, полугодий, учебного года)
Информация о качестве ЗУН (знаний умений и навыков ) учащихся
Информация об успеваемости учащихся (% соотношение, список неуспевающих учащихся)
Результаты образовательного рейтинга ПГК (промежуточный государственный контроль)
Результаты образовательного рейтинга ЕНТ (единое национальное тестирование)
Результаты образовательного рейтинга по итоговой аттестации учащихся (экзамены).
Информация об участии в научно – практических конференциях (НПК), олимпиадах, творческих и образовательных конкурсах (сведения об участии и о победителях)
Анализ поступления в ВУЗы по образовательным грантам.
Слайд 21Аналитика
Мониторинг организации воспитательного процесса
Цифровая информация по организации летнего отдыха
Цифровая информация об
охвате учащихся кружками и спортивными секциями
Цифровая информация о занятости детей в учреждения дополнительного образования
Мониторинг организации предпрофильной подготовки
Результаты мониторинга психологической службы школы о выборе профиля обучения
Предварительное комплектование профильных классов
Слайд 22АНАЛИТИКА:
Мониторинг организации методической деятельности
Трансформация педагогического опыта (участие педагогов в педагогических чтениях,
конкурсах профессионального мастерства, наличие печатных изданий (авторство и соавторство), публикации в периодической печати, разработка авторских программ по предметам и элективным курсам)
Участие в опытно-экспериментальной работе.
Мониторинг работы с кадрами.
Итоги аттестации педагогических кадров
Сведения о руководителях методических объединений и творческих групп.
Учет участия педагогов в инновационной деятельности
Слайд 23УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, с одной стороны, своим содержанием регулируют то, что называется
порядком, правилами, способствует устройству, структуре, построению и установлению этого порядка. ПОЛОЖЕНИЯ призваны расшифровать сухие строчки устава и детализировать действия ОУ в рамках той или иной деятельности.
Помимо положений в ОУ существуют еще и ПРАВИЛА, которые определяют порядок поведения участников УП. Например: Правила поведения для учащихся, Правила поведения для родителей, Правила пользования библиотекой и т.д.
Более жесткая форма регламента – ИНСТРУКЦИЯ. Это документ, требующий неукоснительного соблюдения предписанного. Например: Инструкция по ТБ, инструкция по проведению туристического похода, инструкция по пользованию оборудованием и т.д
Выше рассмотренные распорядительные документы это нормативно-правовые акты длительного действия. Нет никакой необходимости ежегодно переутверждать ранее принятые документы, если только в них не вносятся изменения. В отличие от них следующая группа документов носит четко временной характер. Срок их действия – учебный год, если иной период не оговорен в документе. Это ПРИКАЗЫ.
Слайд 24УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:
Алфавитная книга записи обучающихся.
Семейная карта, личное дело учащегося
Классные журналы.
Журналы факультативной
и кружковой работы.
Журнал учета пропущенных и замещенных уроков.
Книга выдачи бланков аттестатов, свидетельств об окончании основной школы, грамот и похвальных листов.
Слайд 25Ведение делопроизводства и документооборот в ОУ
Чтобы все грамотно распределить и организовать
делегирование ответственности за создание, ведение, оформление, хранение документации необходимо создать систему делопроизводства.
Основой делопроизводства является НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ в которую входят семь структурных подразделений:
Руководство
Учебная часть.
Воспитательная работа.
Библиотека.
Бухгалтерия.
Профсоюзный комитет.
Родительский комитет
Слайд 26
3.Методическая компетентность руководителя
Слайд 27Классификация педагогических технологий
Слайд 29
Первая группа педагогических технологий:
технологии жесткого управления познавательным процессом. Они имеют
в основе четкую дозировку учебного материала, пошаговое его усвоение, пооперационно-поэтапный контроль и оценивание. Двигаясь в этом направлении, проектировщики технологий предполагают облегчить «судьбу» ученика, сделав учебный материал и учебные действия с ним понятными, посильными, открытыми. Они убеждены, что, двигаясь таким образом, можно повысить прочность усвоенного и непрерывность знания, разнообразить процесс обучения введением технических средств, усилить самоконтроль.
К этой группе технологий можно отнести:
блочно-модульные, программированные технологии В. Ф. Шаталова,
УДЕ П. М. Эрдниева
Технологии проблемного обучения М. И. Махмутова
обучения по Занкову
методика обучения по Давыдову и Эльконину
информационные технологии на базе ЭВМ.
Технология «таксономия целей» (Блума)
«школы завтрашнего дня» (Ховарда)
саморегулированное обучение.
Слайд 30Вторая группа:
образовательные технологии, которые руководствуются идеей «свободного»
воспитания, будь то в природе или социуме. Основные положения этих технологий состоят в проектировании образовательных процессов «от ребенка», от его потребностей, мотивов, возможностей, способностей. При этом не без основания полагается, что вся система «детства» изначально, интуитивно, не менее умна, полна и целесообразна, чем взрослая, что при минимальном, воздействии учителя можно получить не меньший, а даже больший результат. Задача педагога при использовании этих технологий состоит прежде всего в создании целесообразных условий, среды, информационного обеспечения для развития и обучения учащегося. Преподаватель самостоятельно разрабатывает для школьников ситуации выбора, самореализации, возникновения проблем и вопросов, успеха. Стимулирующие, побуждающие, мотивирующие на познание учебные (производственные, проблемные) ситуации, место и время их создания - вот объект внимания учителя в сфере технологии обучения.
К технологиям такого рода относятся:
«школа Л. Н. Толстого»
«семейная школа»
гуманно-личностное обучение Ш. А. Амонашвили
«ненаправленное обучение» А. Лобка
вальдорфская педагогика
технология автодидактики
витагенное обучение А. С. Белкина.
Их объединяют концептуальные идеи доверия к природе ребенка, к потенциально большим возможностям его развития, к его личному опыту. Эти технологии требуют от педагога терпения, смирения перед ребенком, любви к нему и доверия. Они не вписываются в существующие организационные основы школы и -обучения, что и затрудняет их распространение.
Слайд 31 Группа образовательных технологий , которые открыто и скрыто
формировались на «теории отмирания школы». В основе лежат идеи критики школы с ее нормированием и формализацией содержания обучения, режима дня и года, властью преподавателя и директора, классной формой селекции детей по возрасту и т.д. Из школы полагалось убрать все, что жестко регламентирует процесс познания учащегося. И прежде всего расширить источники познания, включив, кроме учебников, и другие источники.
К таким преодолевающим «школярство» и формализм школы как образовательного института относятся технологии:
источниковое обучение
концентрированное обучение («погружение»)
парковая технология (технология дрейф-групп)
дистанционное обучение
школа диалога культур
технология артпедагогики и др.
В этих технологиях разрушаются временные рамки урока, происходит отказ от классно-урочной системы с ее формулой «единства места, времени, действий» участников педагогического процесса. Заметим, что технологии, возникающие на идеях «свободного воспитания» и «теории отмирания школы», достаточно мягки, ненасильственны, щадящие, менее регламентированные. Здесь достаточно широк диапазон выбора для обучающегося содержания, источника познания, способа учения, режима и темпа учения.
Третья группа :
Слайд 32Четвертая группа
Техногенные технологии. В основе лежат идеи невропсихического
воздействия на личность с целью высвобождения ее потенциальных познавательных возможностей.
К этой группе относятся такие мало изученные технологии, как:
суггестия
обучение во сне
обучение на основе биоритмологии
гипнотическое обучение
медитации
аутотренинги
эниологическое обучение и др.
Все они находятся в стадии разработки и воспринимаются с огромной опаской, ибо связаны с зомбированием, влиянием на подкорковый, бессознательный уровень восприятия и воспроизведения учебного материала. Совершенно не проверены последствия такого обучения, его влияние на другие структуры личности, на человеческую природу вообще. Технологии эти только внешне мягкие, не требующие от человека усилий воли, а напротив, расслабляющие его, на самом деле это технологии жесткого нейропсихического управления человеческим сознанием извне. Эту группу можно рассматривать в союзе с первой: обе они строятся на управлении познавательным процессом, только в первом случае программируется учебная деятельность школьника, во втором - психодидактическая деятельность учителя в целях ее проникновения в сознание учащихся.
Слайд 338. Важнейшее качество руководителя - умение говорить и умение слушать. Не
всякому удается стать хорошим оратором, однако нужно научиться излагать мысли кратко и четко. Не менее важно и умение вызвать людей на разговор.
9. Очень важный психологический момент - это желание руководителя знать и изучать своих подчиненных, проявлять заботу об их потребностях, нуждах и проблемах. Умение заметить человека, поздравить с днем рождения, спросить о детях - эффективный способ повысить настроение людей, установить дружескую атмосферу.
10. Важное требование к руководителю - наличие чувства юмора, умение понимать шутки в свой адрес. Юмор поднимает настроение.