Презентация, доклад Создание условий в общеобразовательной организации для реализации адаптированных основных образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание

Основные понятия Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без

Слайд 1Создание условий в общеобразовательной организации для реализации адаптированных основных образовательных программ

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края

Создание условий в общеобразовательной организации для реализации адаптированных основных образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГБОУ

Слайд 2Основные понятия Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В зависимости от характера и тяжести недостатка в физическом и (или) психическом развитии обучающиеся с ОВЗ имеют свои особые образовательные потребности. Эти особые образовательные потребности определяют необходимость создания специальных условий для образования, специфичных для каждой категории обучающихся с ОВЗ.

Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ обусловливают использование для их обучения адаптированных образовательных программ.

Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатываются отдельные адаптированные образовательные программы.

Основные понятия Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 3Структура нарушений у обучающихся с ОВЗ
Структура дефекта (понятие ввел Л.С. Выготский)

включает:

первичное нарушение
(непосредственно связано с поражением нервной системы)

вторичные отклонения в развитии и
отклонения третьего порядка
(системно связаны с первичным нарушением)


Многоосевой подход к диагностике нарушений развития:

1. Ведущий синдром или основное нарушение (например, аутизм)
2. Уровень интеллекта (норма, ЗПР (ПИН), умственная отсталость)
3. Специфические нарушения психологического развития
(речи, тонкой моторики, школьных навыков и др.)
4. Состояние соматоневрологического здоровья
5. Сопутствующие аномальные психосоциальные ситуации
6. Общая оценка нарушения психосоциальной продуктивности
Структура нарушений у обучающихся с ОВЗСтруктура дефекта (понятие ввел Л.С. Выготский) включает: первичное нарушение (непосредственно связано с

Слайд 4Диапазон различий наблюдается не только в группе детей с ограниченными возможностями

здоровья в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей

Диапазон различий в психическом развитии обучающихся с ОВЗ


от незначительных, временных и легко устранимых нарушений

до стойких и тяжелых форм психического недоразвития

способны при специальной поддержке успешно обучаться
в тех же условиях и по тем же программам, что их сверстники без ограничений здоровья

нуждаются в адаптированной
к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков

Диапазон различий наблюдается не только в группе детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и внутри

Слайд 5Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
К особым образовательным потребностям, которые свойственны

большинству обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, относятся:
– максимально раннее начало коррекционной работы;
– изменение содержания образования;
– необходимость использования специальных методов, приёмов и средств обучения;
– индивидуализация обучения;
– обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
– максимальное расширение образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).

Не менее важным является также учет специфических потребностей, которые являются следствием выраженности ограничений здоровья в каждой из групп.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).







Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗК особым образовательным потребностям, которые свойственны большинству обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

Слайд 6В соответствии с приказами Минобрнауки РФ от19 декабря 2014 г. №

1598 и № 1599 с 1 сентября 2016 года вступают в действие:
В соответствии с приказами Минобрнауки РФ от19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599 с 1

Слайд 7Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:

2017 уч.г. -

1 классы
2018 уч.г. - 1 и 2 классы
2019 уч.г. - 1,2 и 3 классы
2020уч.г. - 1,2,3 и 4 классы

Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:2017 уч.г. - 1 классы2018 уч.г. - 1 и

Слайд 8Различия в вариантах АООП

Различия в вариантах АООП

Слайд 9Группы обучающихся с ОВЗ,
для которых разработаны примерные АООП (ПАООП)

Группы обучающихся с ОВЗ, для которых разработаны примерные АООП (ПАООП)

Слайд 11Согласно п. 2.4. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация АООП НОО может быть организована:
1) совместно с другими обучающимися,
2) в отдельных классах или группах
3) в отдельных организациях.

Варианты получения образования обучающими с ОВЗ, предусмотренные ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ОВЗ

Согласно п. 2.4. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Слайд 12Комплектование классов по новым СанПин

Комплектование классов по новым СанПин

Слайд 14Структура АООП

Структура АООП

Слайд 15Содержание
программ отдельных учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности




Реализация программ АООП



Программа формирования универсальных (базовых) учебных действий

Программа
коррекционной работы

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жихни

Программа духовно-нравственного (нравственного) развития

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа внеурочной деятельности

Содержание программ отдельных учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности    Реализация программ АООППрограмма формирования

Слайд 16Алгоритм создания условий для реализации адаптированных основных образовательных программ в общеобразовательных

организациях

1. Изучить ФГОС ОВЗ и примерные адаптированные основные образовательные программы (АООП НОО ОВЗ или АООП О у/о) с учетом категорий обучающихся в образовательной организации детей с ОВЗ.
2. Проанализировать требования к условиям (финансовым, материально-техническим, кадровым) реализации АООП и определить возможности и способы их обеспечения.
3. Изучить методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (письмо Минобрнауки от 11.03.2016)
4. Организовать взаимодействие с ресурсным центром по развитию инклюзивного образования.
5. Разработать проектную модель, определяющую примерную последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации. Подготовить перспективный план обеспечения условий для реализации АООП.

Алгоритм создания условий для реализации адаптированных основных образовательных программ в общеобразовательных организациях1. Изучить ФГОС ОВЗ и примерные

Слайд 17Алгоритм создания условий для реализации адаптированных основных образовательных программ в общеобразовательных

организациях

6. Разработать локальную нормативно-правовую базу для реализации АООП.
7. Разработать АООП образовательной организации для обучающихся с ОВЗ на основе рекомендованной ПМПК примерной АООП.
8. Изучить методические рекомендации по составлению рабочих программ
9. Организовать информационно-просветительскую работу с родителями детей с ОВЗ по вопросам, связанным с введением ФГОС ОВЗ.

Алгоритм создания условий для реализации адаптированных основных образовательных программ в общеобразовательных организациях6. Разработать локальную нормативно-правовую базу для

Слайд 18Модель взаимодействия с ресурсными центрами
Формы деятельности ресурсного центра:
1. Конференции
2. Семинары
3. Совещания
4.

Круглые столы
5. Мастер-классы
7. Стажировка
8. Групповые консультации
9. Индивидуальные консультации

Ресурсный центр


Школа


Школа


Школа

Модель взаимодействия с ресурсными центрамиФормы деятельности ресурсного центра:1. Конференции2. Семинары3. Совещания4. Круглые столы5. Мастер-классы7. Стажировка 8. Групповые

Слайд 191) о разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при

наличии в 00 отдельных классов для обучающихся с ОВЗ;
2) о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении;
3) об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в 00 отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
4) об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);
5) об утверждении программы внеурочной деятельности;
6) об утверждении программы 00 по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
7) об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
8) о проведении внутришкольного контроля по реализации АООП;
9) о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию АООП; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;
10) об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС ОВЗ);
11) об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
12) о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).

Примерный перечень локальных нормативных документов ОО по реализации АООП

1) о разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в 00 отдельных классов для

Слайд 20


Разработка программ учебных предметов, курсов
Рабочая программа учебного предмета,

курса разрабатывается для обучающихся с ОВЗ с учетом рекомендуемого им ПМПК варианта АООП. В зависимости от АООП рабочая программа по предмету, курсу должна соответствовать требованиям и положениям:
– ФГОС начального общего образования (для обучающихся с ОВЗ по первому варианту АООП НОО), ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (для обучающихся с ОВЗ по второму, третьему и четвертому вариантам АООП НОО) или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (для обучающихся по первому и второму вариантам АООП образования обучающихся с умственной отсталостью);
– варианту ПАООП для категории обучающихся с ОВЗ, которые обучаются в образовательной организации;
– АООП для категории обучающихся с ОВЗ, разработанной образовательной организацией на основе соответствующего варианта ПАООП.

Разработка программ учебных предметов, курсовРабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается для обучающихся с ОВЗ

Слайд 21


Разработка программ учебных предметов, курсов
Для обучающихся с ОВЗ,

обучение которых осуществляется по первому варианту АООП НОО, рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается на основе программ предмета, курса, представленных в следующих формах:
1) примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования;
2) примерной программы учебного предмета, составленной на основе ФГОС начального общего образования;
3) программы (рабочей программы) автора учебно-методического комплекта по учебному предмету (если в программе есть ссылка, что она составлена в соответствии с примерной программой учебного предмета и учебники этого УМК включены в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию),
4) программы (рабочей программы) учебного предмета к учебнику, используемому в образовательной организации, включенному в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.
Разработка рабочей программы на основании материалов, указанных в пункте 4 допускается при отсутствии документов, указанных в пунктах 1 - 3.
Разработка программ учебных предметов, курсовДля обучающихся с ОВЗ, обучение которых осуществляется по первому варианту

Слайд 22


Разработка программ учебных предметов, курсов
Для обучающихся с ОВЗ,

обучение которых осуществляется по второму и третьему варианту АООП НОО, рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается на основе программ предмета, курса, представленных в следующих формах:
1) примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
2) программы (рабочей программы) учебного предмета к учебнику, используемому в образовательной организации, включенному в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе для категории обучающихся с ОВЗ в 2016-2017 учебном году.

Разработка программ учебных предметов, курсовДля обучающихся с ОВЗ, обучение которых осуществляется по второму и

Слайд 23


Программы учебных предметов, курсов
Для обучающихся с ОВЗ, обучение

которых осуществляется по четвертому варианту АООП НОО, предусматривающему разработку на каждый год специальной индивидуальной программы развития (СИПР или СИОП), рабочая программа учебного предмета, курса составляется на основе примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел четвертого варианта примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Программы учебных предметов, курсовДля обучающихся с ОВЗ, обучение которых осуществляется по четвертому варианту АООП

Слайд 24


Структура рабочей программы
В соответствии с требованиями ФГОС НОО

обучающихся с ОВЗ (пункт 2.9.5.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ (второй – четвертый вариант).
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:
– требований к результатам освоения АООП НОО;
– программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях №№ 1-8 стандарта);
6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Структура рабочей программыВ соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (пункт 2.9.5.):Программы отдельных

Слайд 25


ФГОС ОВЗ
Спасибо за внимание!

ФГОС ОВЗСпасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть