Слайд 1Роль дидактической игры в усвоении грамматических категорий словообразования и словоизменения.
Канзычакова Наталья
Александровна
Учитель-логопед
МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок»
Слайд 2 «Для ребят дошкольного возраста игры имеют
исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания»
Н. К. Крупская.
Слайд 3Игра способствует развитию нескольких качеств:
требует участия различных органов и психических процессов;
вызывает
разнообразные эмоциональные переживания;
игра учит жить ребёнка и трудится в коллективе;
воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования направленные, на изучение теории ролевой творческой игры таких авторов как: Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Т.Е. Конникова, Р.И. Жуковская, А.В. Черкова, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и др.
Изучением особенностей и значением дидактических и подвижных игр занимались Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова, З.М. и д.р.
Слайд 4Овладение грамматическим строем языка осуществляется:
Основа познавательного развития
Освоение предметных действий
Игра
Труд
Слайд 5«Повтори предложение».
«Образование существительного множественного числа в именительном и родительном падежах».
«Исследование
навыков слово-образования».
«Дополнение предложений предлогами».
Диагностические задания
Слайд 7Задачи по формированию лексико-грамматических средств языка
Развивать понимание устной речи.
Формировать навыки словообразования.
Совершенствовать
умения сочетать притяжательные местоимения с существительными.
Учить образовывать относительные прилагательные.
Упражнять в образовании простейших синонимов и антонимов.
Учить использовать в речи предлоги.
Слайд 8Все виды игр можно объединить в две большие группы:
Творческие игры
(сюжетно-ролевые);
Игры с правилами ( дидактические ).
Дидактические игры условно делятся на:
Предметные игры (бочонки, шары, деревянные конусы, матрешки, грибки, семена, кольца, листья и т.д.)
Настольно-печатные (лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, игры типа «лабиринт»).
Словесные игры ( «Краски», «Черное и белое», «жмурки»).
Слайд 9Игра «Пиф считает»:
Цель: Образовывать формы родительского падежа множественного числа.
Материал: Собака Пиф.
Организация:
Логопед:
дети, к нам пришел совершенно необыкновенный пес. Как тебя зовут?
Пёс: Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите меня: «Пиф, сколько у тебя хвостов?»- и я отвечу.
Логопед: Пиф, сколько у тебя хвостов?
Пиф: У меня один хвост. А теперь спросите про уши (брови, глаза, нос, рот, щеки, лапы). Пиф не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребёнок не образует правильно форму.
Слайд 10Игра «Три линейки»:
Цель: Ориентироваться на окончание слов при определении родовой принадлежности
существительных.
Материал: Лесенка имеющая три ступеньки. Мелкие игрушки и предметы, обозначаемые существительным мужского, женского и среднего рода (блюдце, ведро, яйцо, яблоко, полотенце и т.д.).
Организация:
-У нас есть разные предметы. Рассмотрите их. Надо разложить эти предметы так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые мы говорим один, на второй-одна, на третий-одно. Найдите предметы, про которые мы говорим «один».
Слайд 11Игра: «Один – много».
Цель: Учить образовывать формы существительных множественного числа.