Слайд 1На свете так много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя,
Но
нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я!
Слайд 2Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр сопровождения участников образовательного процесса»
Кузьмина Наталья
Юрьевна
учитель-логопед
МУ ДПО ЦСУОП
п. Борисоглебский
Слайд 3
Образование : высшее
Стаж работы в должности:18 л
Педагогический стаж: 28 лет
Квалификационная категория:
первая
Слайд 4Одна из задач ФГОС ДО и начального общего образования
охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (приказ Министерства образования и науки РФ от « 17» октября 2013г.№ 1155 – ДО, от «06» октября 2009г.№ 373 – начальное общее образование)
Слайд 5Здоровье - самое ценное, что есть у человека
Н.А. Семашко
Здоровье — это
еще не все, но все остальное без здоровья — ничто… Сократ
Методическая тема:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Слайд 6
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный
на сохранение и укрепление здоровья детей.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей
Слайд 7Актуальность
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с
нарушениями психического и речевого развития (с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием).
Психологический портрет воспитанника с речевой патологией -это ребёнок с низкой работоспособностью, с несформированной произвольностью психических процессов, нередко часто болеющий.
Слайд 8Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
-Нарушение дыхания и голосообразования;
-Нарушение общей
и мелкой моторики;
-Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
-Повышенная утомляемость;
-Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
-Нарушение темпо-ритмической организации движений
Слайд 9Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
-Нарушения оптико-пространственного праксиса;
-Расстройство внимания;
-Расстройство памяти
(особенно слуховой);
-Несформированность мышления;
-Задержка развития воображения.
Слайд 10
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного
выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
Поэтому здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической работы.
Слайд 11 Цель: обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на
преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического здоровья детей.
Задачи:
1.Развитие навыков общения, коррекция звукопроизношения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе.
2.Создание благоприятного климата для детей с нарушением речи.
3.Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья.
4.Коррекция недостатков моторного недоразвития.
Слайд 12В своей работе использую как традиционные , так и нетрадиционные виды
здоровьесберегающих технологий.
Традиционные: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая и зрительная гимнастика, массаж и самомассаж .
Нетрадиционные: мимическая гимнастика, Су-джок терапия, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения.
Слайд 13Артикуляционная гимнастика
Цель и задачи:
- улучшать кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшать подвижность артикуляционных органов;
- укреплять мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшать напряжённость артикуляционных органов;
Слайд 14Дыхательная гимнастика
Цель и задачи:
- обогащать организм кислородом;
- улучшать
обменные процессы
- нормализовать психо-эмоциональное состояние;
- сформировать длительный, направленный выдох;
- развивать силу, плавность, длительность выдоха.
Слайд 15Динамические паузы
Цель и задачи:
-улучшать осанку;
-усиливать обмен веществ в организме;
-развивать произвольное внимание
и память, способность сосредотачиваться;
-нормализовать мышечный тонус,
-создавать благоприятную атмосферу;
-снять напряжение, вызванное негативными эмоциями.
-воспитывать быстроту реакции на словесные инструкции.
Слайд 16Релаксация
Цель:
-достичь полного расслабления организма, благодаря этому повышается работоспособность и снижается
психическое и физическое напряжение, что положительно влияет на психику.
Слайд 17Пальчиковая гимнастика
Цель и задачи:
- развивать ловкость и точность рук,
- стимулировать творческие способности, фантазию и речь.
- учить переключать внимания, улучшать координацию и мелкую моторику
Слайд 18Зрительная гимнастика
Цель и задачи:
-предупреждать утомление глаз,
-улучшать
аккомодацию
-снимать напряжение и расслабить мышцы глаз,
-укреплять мышцы глаз
-развивать концентрацию внимания
-обеспечивать межполушарное взаимодействие
-развивать навыки волевой регуляции и умение управлять движениями
Слайд 19Самомассаж
Цель и задачи:
-нормализовать мышечный тонус,
-стимулировать тактильные ощущения;
-улучшать координацию движений,
-восстанавливать
ослабленные мышцы,
- снимать напряжение.
Слайд 20Логопедический массаж
Цель и задачи:
-нормализовать мышечный тонус общей, мимической и
артикуляционной мускулатуры;
-снизить патологические двигательные проявления мышц речевого аппарата (синкинезия, гиперкинезы, судороги и т.п.);
-стимулировать проприорецептивные ощущения;
-увеличить объем и амплитуду артикуляционных движений;
-активизировать те группы мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
-формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
Слайд 21Логопедический массаж прошли
45 детей. Это 85 курсов
(1 курс=10 сеансам)
Слайд 22Су-джок терапия
Цель и задачи:
- нормализовать мышечный тонус,
- опосредованно стимулировать речевые области в
коре головного мозга.
- корректировать речевые нарушения
Слайд 23Биоэнергопластика
Цель:
-развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук;
-активизировать память,
произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи;
-формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Слайд 24Кинезиологические упражнения
Цель и задачи:
- Развивать межполушарное взаимодействие;
- Развивать мелкую и
крупную моторику;
- Улучшать работу долговременной и кратковременной памяти;
-Способствовать снятию стресса, нервного напряжения, усталости;
-Формировать абстрактное мышление
Слайд 25Семейное воспитание
Цель и задачи:
-вовлекать родителей в орбиту здоровьесберегающей деятельности через интересные
формы взаимодействия;
-знакомить их с методами и приёмами работы с детьми.
Результатом такого общения стало понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.
Слайд 26 Результаты использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда:
-повышается
работоспособность, выносливость;
развиваются психические процессов;
-корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-повышается речевая активность;
-снижается уровень заболеваемости;
-улучшается зрение;
-развивается общая и мелкая моторики;
-увеличивается уровень социальной адаптации;
Слайд 27Содержание учебно-методического пакета:
Стимульный материал для массажа и самомассажа кистей рук
Стимульный материал
для отработки и правильного произношения звуков
Консультации и семинары-практикумы для родителей
Картотека пальчиковых игр и физкультминутки по лексическим темам
Картотека гимнастик для глаз и ушей
Диагностика речевого развития детей 5-7 лет и младших школьников с нарушениями речи системного характера
Диагностический комплекс «Обследование речевого развития детей»
Слайд 28Контактная информация:
Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования Центр сопровождения участников образовательного процесса
Адрес:
152170 Ярославская область, п. Борисоглебский, ул. Октябрьская, д.44. тел. 8(48539) 2-19-79
Официальный сайт: https://imc-bor.edu.yar.ru
Электронная почта: bor-imc@yandex.ru
Сайт Кузьминой Н.Ю. https://kuzminanyu.ru/wp-login.php?action=rp&key=PBf8i3Z4hU9BkorAtUQJ&login=adm
https://kuzminanyu.ru/wp-login.php
Электронная почта: kuzminan1971@mail.ru