Слайд 1ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Слайд 2Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
По определению контроль -
это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
От его правильной организации во многом зависят:
- эффективность управления учебно-воспитательным процессом;
- качество подготовки выпускника школы.
Слайд 3Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе
Основная цель контроля
знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
Слайд 4Контроль выполняет следующие функции:
контролирующую,
обучающую,
диагностическую,
прогностическую,
развивающую,
ориентирующую,
воспитывающую.
Слайд 5Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня
их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
Слайд 6Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации.
В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Слайд 7Сущность диагностической функции контроля - в получении информации об ошибках, недочетах
и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Слайд 8Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В
результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Слайд 9Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии
их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Слайд 10Сущность ориентирующей функции контроля в -получении информации о степени достижения цели
обучения отдельным учащимся и группой в целом, насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Слайд 11Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к
учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает учащихся более серьёзно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Слайд 12Контроль должен быть:
целенаправленным,
объективным,
всесторонним,
регулярным,
индивидуальным.
Слайд 13Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю
дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля.
Слайд 14Объективность
контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную
успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов.
Слайд 15Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот
принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
Слайд 16Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
Слайд 17Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.
Слайд 18Виды контроля:
Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для
успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знании и умении учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью школьников и ее корректировка
Промежуточный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в четверть.
Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Слайд 19Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе
которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
Слайд 20Оценка и отметка знаний учащихся
Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания,
которое осуществляется человеком.
Отметка выступает, как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Часто на основании подсчета полученных оценок оперируют таким понятием, как успеваемость.
Слайд 21Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы
оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Слайд 22Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с
управляемыми параметрами качества.
Рейтинг (от английского «rating») - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».
Учебное портфолио. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого
Слайд 23Мониторинг.
В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика»
все чаще стали использовать понятие «мониторинг».
Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку.
Иначе говоря, мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог - обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.
Слайд 24ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ
И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Достоинствами предлагаемой системы контроля знаний
учащихся являются её полнота (системно оцениваются и теоретические и практические знания учащихся), открытость, оперативность. Существенным фактором становится то, что оценки текущие, контрольные, зачетные имеют при таком подходе разный удельный вес, это помогает учащимся более критично оценивать свои теоретические и практические знания.
Слайд 25Система оценивания знаний учащихся по физике может быть представлена в обобщенном
виде с помощью следующей схемы:
Слайд 26Итоговая оценка по теме складывается из двух оценок – средней оценки
по теме, которая определяется как средняя оценка по всем блокам в данной теме, и зачетной оценки по данной теме.
Например, по «Динамике» это будет выглядеть так:
Слайд 27Оценка блока определяется как средняя величина двух оценок – средней за
работу «внутри» блока и контрольной работы по данному блоку.
Слайд 28Четко организовать работу по оценке знаний и умений учащихся «внутри» блока
помогают открытые листы контроля, которые имеют следующую форму:
Такая система работы требует наличия большого количества учебно-дидактических и контрольных материалов, систематизированных по блокам, темам, разделам.