Слайд 3
Цель: познакомить с понятиями «жестокое
обращение», «психологическое насилие»; формами, поведенческими признаками насилия над детьми, особенностями поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие.
Слайд 4Жестокое обращение с детьми –
это умышленное или
неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию (отдельной новой формой жестокости называют торговлю детьми).
Насилие над ребенком –
это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Слайд 5К наиболее типичным причинам насилия над детьми причисляют:
отсутствие в общественном сознании
четкой оценки физических наказаний;
многовековые традиции патриархального воспитания;
пропагандируемый в современном обществе культ жестокости;
низкий уровень общей и правовой культуры населения;
несовершенство законодательной базы;
вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.
Слайд 6
Насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий людей:
родителей
или иных законных представителей;
близких родственников;
сверстников или старших детей знакомых и незнакомых ребенку;
педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений;
посторонних, наделенных властными полномочиями;
иных посторонних – знакомых и незнакомых взрослых.
Слайд 7Опасные места:
улица и двор
(более четверти опрошенных испытывают
и вербальное и физическое насилие).
общественные места и транспорт
(в основном, вербальное насилие в виде оскорблений, брани и угроз)
школа
(ребята чаще всего встречаются с непристойными шутками и репликами в свой адрес).
квартира (собственная или чужая).
Слайд 8
Основные формы насилия
в отношении детей:
психологическое
пренебрежение основными потребностями ребенка
физическое
сексуальное
доведение до самоубийства
(относительно новый вид, поскольку статистика отмечает неуклонный рост самоубийств среди детей школьного возраста)
Слайд 9Психологическое (эмоциональное) насилие –
это однократное или хроническое воздействие
на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
Слайд 10Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
предъявляют к ребенку завышенные требования, с
которыми тот не в состоянии справиться,
не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
обвиняют ребенка во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
Слайд 11Мотивы воспитания ребенка с «убитой душой» (А. Миллер, «отравляющая педагогика»)
Бессознательная потребность
перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами.
Потребность найти выход для подавленных чувств.
Потребность иметь в своем распоряжении живой объект для манипулирования.
Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских «педагогических принципов» на своего собственного ребенка.
Страх свободы.
Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.
Реванш за боль, которую сам когда-то пережил.
Слайд 12Формы
психологического насилия:
отвержение
терроризирование
изоляция
игнорирование
эксплуатация / развращение
безразличие
деградация
Слайд 13Отвержение
Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами
дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.
Слайд 14Терроризирование
Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования,
не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними.
Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.
Слайд 15Изоляция
Эта форма часто бывает связана с
другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.
Слайд 16Игнорирование
Взрослые не интересуются ребенком, не могут или
не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.
Слайд 17Безразличие
Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя,
наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.
Слайд 18Эксплуатация
Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо
для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.
Слайд 19Деградация
Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например,
грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.
Слайд 20Пренебрежение основными нуждами ребенка
заключается в нежелании, или
неспособности родителей, или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Слайд 21Поведенческие признаки психологического насилия
0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость,
отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;
1-3 года: недостаточность активного внимания, агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;
3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;
6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;
подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).
Слайд 22Вред эмоционального насилия:
Психологическое насилие является наиболее частой формой жестокого обращения, затрагивающей
все сферы развития ребенка.
Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.
Слайд 23
Дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, часто страдают от депрессии,
нарушения сна и аппетита, немотивированных страхов и фобий, также у них могут учащаться соматические заболевания. Они могут проявлять асоциальное, деструктивное или же саморазрушающее поведение, повышенную тревожность, немотивированную агрессию, полное отсутствие доверия к людям, низкую самооценку, чрезмерную пассивность. Дети страдают от эмоциональной нестабильности, чрезмерной стеснительности, невозможности достичь успехов ни в одной сфере как следствия отсутствия уверенности в себе. Их посещают мысли о самоубийстве.
Слайд 24
Также такие дети могут страдать от
таких привычек, как сосание или кусание пальцев и губ, постоянно испытывать чрезмерную потребность во внимании, а их поведение может не соответствовать возрасту и уровню развития.
Слайд 25Последствия перенесенного насилия
1) Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка.
Ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении собственных эмоций.
2) Заниженная самооценка. Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. Повзрослев, такой человек искренне удивляется, когда видит, что кто-то считается с его мнением и т. п.
3) Проблемы в построении отношений. Полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что тот будет над ним издеваться, высмеивать его и т. п., ждет агрессии, направленной на себя. Все это мешает ему строить отношения с людьми.
Слайд 26ЕСЛИ РЕБЕНОК (ПОДРОСТОК) ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ, ТО:
Слайд 27
Если кто-то из взрослых членов
семьи проявляет насилие по отношению к ребенку, ваша задача как можно быстрее прекратить эту ситуацию. Конфликты между родителями и детьми бывают во всех семьях, но решать их необходимо без применения насилия. Поговорите с взрослым, проявляющим насилие, о негативных последствиях такого «воспитания» для ребенка, предложите ему обратиться за консультацией к детскому психологу. Если ничего не помогает, изолируйте ребенка от источника жестокого обращения.
Слайд 28
ЕСЛИ РЕБЕНОК ВАМ РАССКАЗАЛ, ЗНАЧИТ ОН ВАМ ДОВЕРЯЕТ.
ПОВЕРЬТЕ ЕМУ. Он не
будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
НЕ ОСУЖДАЙТЕ ЕГО. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок;
ВНИМАТЕЛЬНО, СПОКОЙНО И ТЕРПЕЛИВО ВЫСЛУШАЙТЕ его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
НЕ ПРЕУМЕНЬШАЙТЕ ЕГО БОЛИ, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…";
НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ЕГО: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
Слайд 29«два волка»
Когда-то давно старик открыл
своему внуку одну жизненную истину:
- в каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.