Слайд 1Задержка психического развития (ЗПР)
900igr.net
Слайд 2
Содержание:
1.Понятие о задержке развития
2.Историческая справка
3.Формы и классификация ЗПР
4.Причины возникновения ЗПР
5.Психолого-педагогическая
характеристика детей с ЗПР.
6.Лечение и профилактика ЗПР
7.Список литературы
Слайд 3Понятие о ЗПР.
1.Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития
психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых)
2.ЗПР- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные занятия и выполнять их.( «Краткий дефектологический словарь», 1964г)
3.Это сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей недоразвиты различные компоненты их психической и психофизиологической деятельности.
Слайд 4Историческая справка
В 30-50е годы задержками развития обозначали широкую клиническую группу нарушений
психического развития, включая олигофрению, а для обсуждаемой группы детей использовался термин «психический инфантилизм»
С начала 60х г. В клинический обиход вошел диагноз «задержка темпа психического развития», а несколько позже – «временные задержки психического развития» Данные термины были предложены Г.Е.Сухаревой
Условно можно выделить четыре основных периода развития психологической помощи детям с проблемами в развитии:
1.Описательный (XIX век, Эдуард Сеген; П.Я. Трошин)
2. Внедрение экспериментально-психологических методов ( конец XIX начало XX в, Э.Клаперед, М.Монтессори, А.Н.Грабов, В.П. Кащенко, П.П.Кащенко.)
3. Развитие психологической коррекции (Л.С.Выготский, А.Адлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже)
4. Интенсивное формирование практической психологии ( Ю.В. Микадзе, Н.К.Корсакова 1994г.; Н.Н.Пылаева, Т.В.Ахутина, 1997 г.; Н.Я Семаго, М.М.Семаго 2000 г.; Дубровина И.В. 1990 г; А.И. Захаров 1982 г., А.С Спиваковская 1988 г.; В.В.Горбузов 1990 г.)
Слайд 5Основные формы ЗПР
(М.С.Певзнер и Т.А.Власова 1984 год)
- Обусловленная психическими и психофизическими
инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы.)
- Возникающая на ранних этапах жизни, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.
Слайд 6Классификация
Существует несколько классификаций ЗПР:
1.Классификация В.В.Ковалева 1979 г.
Он выделяет три варианта ЗПР,
обусловленных влиянием биологических факторов:
- Дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма)
- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС)
- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях слуха и зрения)
И четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с ранней социальной депривацией
Слайд 7Классификация К.С. Лебединской (1980)
1.ЗПР конституционального происхождения
-истинный инфантилизм
-гармонический или психофизический инфантилизм
-психический инфантилизм
2.
Задержка психического развития соматогенного генеза
3. Задержка психического развития психогенного генеза
4.Задержка церебрально-органического генеза.
Слайд 8Причины возникновения ЗПР
М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют :
1. Неблагоприятное течение
беременности:
- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
- токсикозы, особенно второй половины беременности;
- токсоплазмоз;
- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
Слайд 92. Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных
средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
3. Социальные факторы
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3х лет), так и в более поздние возрастные этапы
- наличие криминального окружения
- Низкий уровень образования родителей
4. Наследственные факторы
- Врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы
Слайд 10Общие особенности детей с ЗПР
- Снижение работоспособности вследствие возникающих у детей
явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости.
- Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации
- Не нарушены пороги абсолютной чувствительности
- Неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое
- Имеются легкие нарушения речевых функций
- Незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения
Слайд 11Наиболее яркие признаки ЗПР
1.Незрелость эмоционально-волевой сферы
2.Нарушение внимания
3.Нарушение восприятия
4.Особенности памяти
5.Проблема речи
6.Отставание в
развитии всех форм мышления
Слайд 12Лечение и профилактика ЗПР
Диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития
представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.
Слайд 13К общим задачам относятся:
развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые
соответствуют его физическим и психическим возможностям;
укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в коллективе сверстников и в семье;
формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР.
большое значение имеет также решение частных задач:
устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект,
диагностика и коррекция стиля семейного воспитания,
предотвращение развития госпитализма или его последствий и пр.
Слайд 14Основные направления в помощи детям с ЗПР
Слайд 15Коррекция
1.Игры со словами
2.Конструирование
3.Рисование (раскрашивание)
4.Гимностика для пальцев рук
5.Лепка, аппликация
6.Сюжетные игры
Слайд 16Рекомендации родителям по профилактике ЗПР
Создание максимально благоприятных условий для протекания беременности
и родов, избегание факторов риска, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни.
Необходимо показать новорожденного невропатологу.
Телесно-эмоциональный контакт.
Слайд 17Список литературы
1.Ульенкова У.В.,О.В.Лебедева «Организация и содержание спец.психологической помощи детям с проблемами
в развитии.М.Издат.центр «Академия» 2002 год.
2.М.Б.Калашникова «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии» Учеб.методич.пособие.
3.М.Б.Калашникова «Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития» В.Новгород, 2002 г.
4. И.И.Мамайчук «Психокоррекционная психология для детей с проблемами в развитии.» СПб: «Речь» 2004 год
5.И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» СПб: «Речь» 2004 год
6. http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=233
7 http://www.invalid-detstva.ru/nar_spr.php/nar_spr.php