Презентация, доклад Задержка психического развития (ЗПР)

Содержание

Содержание: 1.Понятие о задержке развития2.Историческая справка3.Формы и классификация ЗПР4.Причины возникновения ЗПР5.Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.6.Лечение и профилактика ЗПР7.Список литературы

Слайд 1Задержка психического развития (ЗПР)
900igr.net

Задержка психического развития (ЗПР) 900igr.net

Слайд 2
Содержание:

1.Понятие о задержке развития
2.Историческая справка
3.Формы и классификация ЗПР
4.Причины возникновения ЗПР
5.Психолого-педагогическая

характеристика детей с ЗПР.
6.Лечение и профилактика ЗПР
7.Список литературы
Содержание: 1.Понятие о задержке развития2.Историческая справка3.Формы и классификация ЗПР4.Причины возникновения ЗПР5.Психолого-педагогическая характеристика

Слайд 3Понятие о ЗПР.
1.Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития

психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых)

2.ЗПР- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные занятия и выполнять их.( «Краткий дефектологический словарь», 1964г)

3.Это сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей недоразвиты различные компоненты их психической и психофизиологической деятельности.
Понятие о ЗПР.1.Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее

Слайд 4Историческая справка
В 30-50е годы задержками развития обозначали широкую клиническую группу нарушений

психического развития, включая олигофрению, а для обсуждаемой группы детей использовался термин «психический инфантилизм»
С начала 60х г. В клинический обиход вошел диагноз «задержка темпа психического развития», а несколько позже – «временные задержки психического развития» Данные термины были предложены Г.Е.Сухаревой

Условно можно выделить четыре основных периода развития психологической помощи детям с проблемами в развитии:
1.Описательный (XIX век, Эдуард Сеген; П.Я. Трошин)
2. Внедрение экспериментально-психологических методов ( конец XIX начало XX в, Э.Клаперед, М.Монтессори, А.Н.Грабов, В.П. Кащенко, П.П.Кащенко.)
3. Развитие психологической коррекции (Л.С.Выготский, А.Адлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже)
4. Интенсивное формирование практической психологии ( Ю.В. Микадзе, Н.К.Корсакова 1994г.; Н.Н.Пылаева, Т.В.Ахутина, 1997 г.; Н.Я Семаго, М.М.Семаго 2000 г.; Дубровина И.В. 1990 г; А.И. Захаров 1982 г., А.С Спиваковская 1988 г.; В.В.Горбузов 1990 г.)
Историческая справкаВ 30-50е годы задержками развития обозначали широкую клиническую группу нарушений психического развития, включая олигофрению, а для

Слайд 5Основные формы ЗПР (М.С.Певзнер и Т.А.Власова 1984 год)
- Обусловленная психическими и психофизическими

инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы.)
- Возникающая на ранних этапах жизни, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.
Основные формы ЗПР (М.С.Певзнер и Т.А.Власова 1984 год)- Обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием

Слайд 6Классификация
Существует несколько классификаций ЗПР:
1.Классификация В.В.Ковалева 1979 г.
Он выделяет три варианта ЗПР,

обусловленных влиянием биологических факторов:
- Дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма)
- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС)
- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях слуха и зрения)
И четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с ранней социальной депривацией

КлассификацияСуществует несколько классификаций ЗПР:1.Классификация В.В.Ковалева 1979 г.Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов: - Дизонтогенетический

Слайд 7Классификация К.С. Лебединской (1980)
1.ЗПР конституционального происхождения
-истинный инфантилизм
-гармонический или психофизический инфантилизм
-психический инфантилизм
2.

Задержка психического развития соматогенного генеза
3. Задержка психического развития психогенного генеза
4.Задержка церебрально-органического генеза.

Классификация К.С. Лебединской (1980)1.ЗПР конституционального происхождения-истинный инфантилизм-гармонический или психофизический инфантилизм-психический инфантилизм2. Задержка психического развития соматогенного генеза 3.

Слайд 8Причины возникновения ЗПР
М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют :
1. Неблагоприятное течение

беременности:
- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
- токсикозы, особенно второй половины беременности;
- токсоплазмоз;
- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Причины возникновения ЗПРМ.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют :1. Неблагоприятное течение беременности: - болезни матери во время

Слайд 92. Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных

средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
3. Социальные факторы
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3х лет), так и в более поздние возрастные этапы
- наличие криминального окружения
- Низкий уровень образования родителей
4. Наследственные факторы
- Врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы


2. Патология родов:- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов); -

Слайд 10Общие особенности детей с ЗПР
- Снижение работоспособности вследствие возникающих у детей

явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости.
- Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации
- Не нарушены пороги абсолютной чувствительности
- Неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое
- Имеются легкие нарушения речевых функций
- Незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения


Общие особенности детей с ЗПР- Снижение работоспособности вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости.- Низкий

Слайд 11Наиболее яркие признаки ЗПР
1.Незрелость эмоционально-волевой сферы
2.Нарушение внимания
3.Нарушение восприятия
4.Особенности памяти
5.Проблема речи
6.Отставание в

развитии всех форм мышления
Наиболее яркие признаки ЗПР1.Незрелость эмоционально-волевой сферы2.Нарушение внимания3.Нарушение восприятия4.Особенности памяти5.Проблема речи6.Отставание в развитии всех форм мышления

Слайд 12Лечение и профилактика ЗПР
Диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития

представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.
Лечение и профилактика ЗПР  Диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны

Слайд 13К общим задачам относятся:
развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые

со­ответствуют его физическим и психическим возможностям;
укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в кол­лективе сверстников и в семье;
формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР.
большое значение имеет также решение частных задач:
устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект,
диагностика и коррекция стиля семейного воспитания,
предотвращение развития госпитализма или его последствий и пр.
К общим задачам относятся: развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые со­ответствуют его физическим и психическим возможностям;укрепление

Слайд 14Основные направления в помощи детям с ЗПР

Основные направления в помощи детям с ЗПР

Слайд 15Коррекция
1.Игры со словами
2.Конструирование
3.Рисование (раскрашивание)
4.Гимностика для пальцев рук
5.Лепка, аппликация
6.Сюжетные игры

Коррекция1.Игры со словами2.Конструирование3.Рисование (раскрашивание)4.Гимностика для пальцев рук5.Лепка, аппликация6.Сюжетные игры

Слайд 16Рекомендации родителям по профилактике ЗПР
Создание максимально благоприятных условий для протекания беременности

и родов, избегание факторов риска, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни.
Необходимо показать новорожденного невропатологу.
Телесно-эмоциональный контакт.

Рекомендации родителям по профилактике ЗПРСоздание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, пристальное

Слайд 17Список литературы
1.Ульенкова У.В.,О.В.Лебедева «Организация и содержание спец.психологической помощи детям с проблемами

в развитии.М.Издат.центр «Академия» 2002 год.
2.М.Б.Калашникова «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии» Учеб.методич.пособие.
3.М.Б.Калашникова «Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития» В.Новгород, 2002 г.
4. И.И.Мамайчук «Психокоррекционная психология для детей с проблемами в развитии.» СПб: «Речь» 2004 год
5.И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» СПб: «Речь» 2004 год
6. http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=233
7 http://www.invalid-detstva.ru/nar_spr.php/nar_spr.php
Список литературы1.Ульенкова У.В.,О.В.Лебедева «Организация и содержание спец.психологической помощи детям с проблемами в развитии.М.Издат.центр «Академия» 2002 год.2.М.Б.Калашникова «Основы

Слайд 18

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть