Презентация, доклад выступления школьного психолога на родительском собрании Подростковый возраст. Психологические особенности

Содержание

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Слайд 1Подростковый возраст. Психологические особенности

Подростковый возраст. Психологические особенности

Слайд 2Из психологического словаря:
«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством

и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17

Слайд 3
(5—7 класс) – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного

роста энергии. Это благоприятный возраст во взаимоотношениях взрослых и детей.
(5—7 класс) – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Это благоприятный возраст во

Слайд 4
Ориентация на группу сверстников: общение со сверстниками пронизывает все сферы

жизнедеятельности подростка; появляется многочасовое телефонное общение.
Активно развиваются дружеские связи, наблюдаются признаки первой любви.
Ориентация на группу сверстников: общение со сверстниками пронизывает все сферы жизнедеятельности подростка; появляется многочасовое телефонное общение.

Слайд 5
Двойственность потребностей подростка по отношению к взрослому: нуждается одновременно в том,

чтобы ему дали проявлять самостоятельность как взрослому, и нуждается в опеке, защите, как ребенок
Двойственность потребностей подростка по отношению к взрослому: нуждается одновременно в том, чтобы ему дали проявлять самостоятельность как

Слайд 6 Чувство взрослости (переориентация с детских норм на взрослые: желание подростка

приобрести умения и качества взрослого человека, воплощающие образцы «настоящего мужчины» и «идеальной женщины», стремление делать что-то полезное)
Чувство взрослости (переориентация с детских норм на взрослые: желание подростка приобрести умения и качества взрослого человека,

Слайд 7Самооценка складывается на основе объективной оценки всей его деятельности (когда оценивают

другие), на оценке собственных способностей, интересов в учебе («могу –не могу») и на оценке своей внешности( «красивый- некрасивый»)
Самооценка складывается на основе объективной оценки всей его деятельности (когда оценивают другие), на оценке собственных способностей, интересов

Слайд 8Мотивация учения.
У подростков, с одной стороны, снижается мотивация учения, т.к. возрастает

интерес к окружающему миру, преобладает мотив общения со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации: учение приобретает личностный смысл («учусь для себя»)
Мотивация учения.У подростков, с одной стороны, снижается мотивация учения, т.к. возрастает интерес к окружающему миру, преобладает мотив

Слайд 9Специфика интересов: интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками.

Появляется «мода на интересы»- безоглядность какого-нибудь увлечения, когда интерес вдруг приобретает для подростка сверхценный характер (музыка, графити, спорт и т.д.)
Специфика интересов: интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками. Появляется «мода на интересы»- безоглядность какого-нибудь

Слайд 10Подростковые обманы и ложь возникают на почве боязни не соответствовать группе

сверстников и одновременно пойти против воли родителей. Это заставляет подростка «выкручиваться» - врать и друзьям и родителям, чтобы сохранить свою самооценку и положение.
Подростковые обманы и ложь возникают на почве боязни не соответствовать группе сверстников и одновременно пойти против воли

Слайд 11Подростковая эмоциональность: подростки сопротивляются открытому «детскому» выражению чувств со стороны родителей

(объятиям, поцелуям, ласковым словам) и сами при этом не умеют «по-взрослому» выражать чувства. Возникает определенная неловкость в детско- родительских отношениях: и те и другие сомневаются в любви друг друга и даже конфликтуют по этому поводу.
Подростковая эмоциональность: подростки сопротивляются открытому «детскому» выражению чувств со стороны родителей (объятиям, поцелуям, ласковым словам) и сами

Слайд 12Возникновение «ценностного конфликта»: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости, обвинение взрослых

в том, что они сами не следуют тем нормам и ценностям, которые проповедуют.
Возникновение «ценностного конфликта»: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости, обвинение взрослых в том, что они сами не

Слайд 13Подростковая лень связана с функциональным состоянием подростка. Бурный рост, созревание организма,

психологические изменения приводят к повышенной утомляемости, снижению работоспособности.
Подростковая лень связана с функциональным состоянием подростка. Бурный рост, созревание организма, психологические изменения приводят к повышенной утомляемости,

Слайд 14Подростковый комплекс

Проявления подросткового комплекса:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности
крайняя самонадеянность

и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет



Подростковый комплексПроявления подросткового комплекса:чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

Слайд 15Для подростков характерна полярность психики:

Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью,
Развязность в

поведении порой сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
Неустойчивость интересов

2010 год

Для подростков характерна полярность психики:Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью, Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические

Слайд 16Парадоксы подростковой психики
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при

этом не зная, что с ней делать.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Парадоксы подростковой психикиПодросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней

Слайд 17Смена настроения
Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
Нежность, ласковость бывают на

фоне недетской жестокости,
Веселье, радость может быстро смениться апатией
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
Неустойчивость интересов


Смена настроенияПотребность в общении сменяется желанием уединиться; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,Веселье, радость может быстро

Слайд 18Каковы ощущения
подростка?
Внутренний
Конфликт
Я – уникальная личность
Я – такой же как

и все

Каковы ощущения подростка?Внутренний КонфликтЯ – уникальная личностьЯ – такой же как и все

Слайд 19Чувство взрослости
Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться

к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым.
Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков,тусовки , (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.
Чувство взрослостиПодросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные

Слайд 20Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.

Меняется походка, манеры,

внешний облик.
Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.
Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно,

Слайд 21Внутренний конфликт
Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не

должен выделяться в классе.

Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!


Внутренний конфликтЯ должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе. Я –

Слайд 22Борьба подростка:
За то, чтобы перестать быть ребенком.
За утверждение среди сверстников.
За прекращение

посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.
Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
Борьба подростка: За то, чтобы перестать быть ребенком.За утверждение среди сверстников.За прекращение посягательства на его физическое начало,

Слайд 23Главным для подростка со стороны семьи является:
Любовь
Доверие
Понимание
поддержка

Главным для подростка со стороны семьи является:ЛюбовьДовериеПониманиеподдержка

Слайд 24Правила для родителей подростков:
Одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка -

общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное - не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (лидер, авторитет, друг), поэтому родителям важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими.
Правила для родителей подростков:Одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка - общение со сверстниками, учеба отходит на

Слайд 25Подростки очень много знают, но многие дети не умеют управлять своим

поведением, отсюда задача родителей - воспитание силы воли у подростков, путем научения его ставить перед собой цели, которые должны отвечать актуальным потребностям ребенка (например, закончить четверть без "троек");
Подростки очень много знают, но многие дети не умеют управлять своим поведением, отсюда задача родителей - воспитание

Слайд 26Родителям важно научить подростка составлять план действий (после этого ребенок психологически

уже будет готов к его выполнению);
Подростки нуждаются в уважении и признании взрослых. Предоставив им это, родители смогут улучшить взаимоотношения с детьми;
Родителям важно научить подростка составлять план действий (после этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению);

Слайд 27Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые; чем больше вы

будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам;
Решение «ценностных конфликтов»: родители должны не пассивно соглашаться с подростком, а аргументировано отстаивать собственную позицию ( спокойное, доброжелательное противодействие)
Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые; чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей,

Слайд 28Родители должны изменить прежние формы выражения своих чувств по отношению к

своему ребенку-подростку, перейти на «взрослый уровень» эмоционального реагирования.
Родители должны уметь оказывать своему ребенку психологическую поддержку: замечать малейшие достижения ребенка, опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов;
Показывать, что вы удовлетворены ребенком; внести юмор во взаимоотношения с ребенком, демонстрировать оптимизм.
Родители должны изменить прежние формы выражения своих чувств по отношению к своему ребенку-подростку, перейти на «взрослый уровень»

Слайд 29Успехов Вам, уважаемые родители!

Успехов Вам,  уважаемые родители!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть